Формы правления в современных зарубежных странах. США, Франция, Япония

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:28, контрольная работа

Краткое описание

Характер формы правления, существующей в государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее, - отопределения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В конечном счете различие между двумя основными формамиправления, существующими в буржуазных государствах - монархией и республикой зависит от того, кто стоит во главегосударства. Тем не менее форма правления существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующиемежду его отдельными звеньями взаимоотношения.

Оглавление

1. Введение
2. Краткая характеристика форм правления в США, Японии, Франции
3. Принципы формирования органов верховной власти и их структура в Японии, США, Франции.
4. Полномочия институтов высшей власти и принципы взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти в Японии, США, Франции.
· Глава государства
· Правительство
· Парламент
5. Заключение
6. Библиография

Файлы: 1 файл

Государственный таможенный комитет.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Конституция установила для конгресса ряд запретов: не присваивать дворянские титулы, не нарушать процессуальные права граждан, необлагать налогом или пошлиной товары, вывозимые из штата, не выдавать деньги из казначейства иначе как на основе закона.[42]

Компетенция палат  Конгресса не одинакова. Только  в палату представителей могут вноситьсяфинансовые законопроекты. Она формулирует также обвинения в порядке импичмента в отношении президента республики и других высших должностных лиц, избираетпрезидента республики в случае, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов выборщиков. Верхняя палата также наделена исключительными полномочиями.Только сенату принадлежит право ратифицировать международные договоры, утверждать назначения на высшие должности в государстве, производимыепрезидентом, решать вопрос о виновности должностного лица в порядке импичмента, избирать вице-президента, если ни один кандидат не получит абсолютногобольшинства голосов выборщиков. Сенат рассматривается как орган, представляющий интересы штатов и обеспечивающий преемственность государственной власти, с этойцелью сенат обновляется по частям.

Конгресс реализует  свои полномочия путем принятия законов  и резолюций. Законодательный процесс  в Конгрессе США реализуется, как иво многих других государствах, из следующих стадий: внесение законопроекта, обсуждение и принятие. Правом внесения законопроекта обладают только членыпалат. Причем законопроекты, как правило, вносятся одновременно представителями и сенаторами. Практически законодательная инициатива членов Конгресса во многомопределяется посланиями президента республики, в которых прямо указывается, какие законы следует принять. Обсуждение проходит в трех чтениях. Первое чтениеформально, во время его законопроект регистрируется, оповещаются члены палат и законопроект направляется в постоянные комитеты. Во время второго чтениявносятся поправки. При третьем чтении проходит обсуждение законопроекта с внесенными поправками, внесение поправок (кроме редакционных) в третьем чтениине допускается. После этого законопроект ставится на голосование. Третья стадия - принятие законопроекта. После принятия закона в каждой палате он направляетсяна утверждение президенту.

В случае разногласий  между палатами по какому-либо законопроекту  из членов обеих палат на паритетных началах создаетсясогласительный комитет. Текст законопроекта, одобренный согласительным комитетом, палаты изменить не могут. Однако, если палаты вновь проявятнесогласие, то создается новый согласительный комитет или законопроект будет считаться отвергнутым.

В законотворчестве палаты американского Конгресса равноправны: все законы принимаются с согласия обеих палат.

Парламент Франции.

Функции французского парламента мало чем отличаются от функций центральных представительных органов других зарубежных стран; ониделятся на законодательные, экономические, контрольные, судебные и внешнеполитические.

Парламент собирается на одну сессию в году: она открывается  в первый рабочий день октября  и заканчивается в последний  рабочийдень июня. Кроме того, он собирается по полному праву во время чрезвычайного положения и после переизбрания Национального собрания, если второй Четвергпосле выборов не приходится на обычную сессию. Чрезвычайные сессии парламента созываются с определенной повесткой дня либо по требованиюпремьер-министра,  либо большинства членов Национального собрания. Всякий раз открытие и закрытие таких сессийосуществляется декретом президента республики.

Для руководства  работой каждая палата создает бюро. Помимо председателя палаты, играющего  значительную роль в нижней и особенно вверхней палате, в бюро входят вице-председатели, секретари и кветоры. Председатель сената в случае вакантности поста президента республики временно исполняет егообязанности; каждый председатель назначает в Конституционный совет по три члена; председатель Собрания председательствует в Конгрессе, когда ему дляратификации переданы поправки к конституции. С председателями должен консультироваться президент, когда намерен ввести чрезвычайное положение.Председатели вправе решать вопрос о неприемлемости предложений законов и поправок, когда правительство заявляет, что сфера этих актов относится крегламентной области. Оба председателя обеспечивают порядок и работу палат. Им принадлежит право вызова вооруженных сил.

Правовое положение  членов парламента не отличается чем-либо особенным от избранных представителей в других странах. Парламентариирассматриваются как представители всей нации и выполняют свои функции на основе представительного, а не императивного мандата. Во Франции отсутствует правоотзыва парламентария. Рядовой избиратель может следить за деятельностью своего депутата по отчетам в прессе и средствах информации. Обязательность публичногозаседания, предоставление мест представителям средств информации, ведение специального протокола, фиксация выступления каждого депутата и сенатора ипубликация материалов парламентских обсуждений, печатание списка депутатов и сенаторов по каждому голосованию с указанием характера голосования каждого изних в определенной мере дают информацию о поведении депутатов.

Французский закон стремится обеспечить независимость парламентариев и самого представительного учреждения от посягательствисполнительной власти. К числу таких мер относятся правила о несовместимости должностей. Закон разрешает быть членами парламента лицам, должности которыхуказаны в его положениях, но эти лица должны отказаться от должности в течение определенного времени в случае избрания. Эти положения имеют цель не толькообеспечить независимость парламентария, но и предоставить ему возможность посвятить себя парламентской деятельности. Личная независимость парламентариявключает иммунитет, складывающийся из неответственности и неприкосновенности и предоставлению парламентарию материальных возможностей для обеспечения егозанятий. Неответственность предполагает невозможность преследования парламентария за высказанные мнения или голосование. Цель неприкосновенности -помешать преследованию члена парламента и оказанию на него давления.

Статья 34 конституции  устанавливает перечень вопросов, по которым парламент может законодательствовать. Все области, находящиеся запределами упомянутых в этой статье, отнесены к ведению правительства. Споры о принадлежности той или иной сферы регулирования разрешаются Конституционнымсоветом. Помимо установленного круга вопросов, по которому может законодательствовать парламент, его полномочия в этой сфере такжеограничиваются:

1) возможностью  для президента республики действовать  через голову парламента при  проведении референдума;[43]2) возможностью делегирования парламентом своих полномочий правительству по определенным вопросам;[44]

Парламент имеет право изменять действующую конституцию. Несмотря на то, что экономические полномочия парламента включаютпрежде всего принятие экономических планов развития народного хозяйства, контроль за их реализацией, принятие финансовых законов и законов об исполнениибюджета, парламент оказывает слабое влияние на судьбу государственного бюджета. Основную роль в его принятии играет правительству.

Законодательная инициатива принадлежит премьер-министру и парламентариям. Президент республики формально правом такойинициативы не обладает. На основании ст. 40 конституции законопроекты не являются приемлемыми, если следствием их принятия было бы сокращение доходовили создание или увеличение расходов государства. Это требование сильно сокращает возможности парламентариев.

Правительству принадлежит право требовать от палаты единого голосования по всему обсуждаемому тексту или его части с учетом лишь поправокправительства.[45] Такая процедура называется “блокированным голосованием”. Эта процедура позволяетправительству в любое время прервать дискуссию.

Чтобы избежать “челнока” конституция 1958 г. предусмотрела  процедуру преодоления сопротивления  Сената, но только тогда,когда этого  хочет правительство. “Если в результате разногласия между палатами законопроект не был принят после двух чтений в каждой палате или еслиправительство потребует его срочного обсуждения, то после одного чтения в каждой палате премьер-министр имеет право созвать заседание смешаннойпаритетной комиссии, уполномоченной продолжить акт, касающийся положений, по которым остаются разногласия”.[46] Для ускорения прохождения проекта премьер-министр может, таким образом,потребовать введения срочной процедуры.

После принятия законопроекта парламентом, он передается президенту для промульгации. Глава  государства может, однако,потребовать  от парламента нового рассмотрения закона или некоторых его частей. В таком рассмотрении не может быть отказано. Закон контрассигнуетсяпремьер-министром и соответствующим министром и публикуется.

Делегация полномочий правительству осуществляется при  наличии двух условий - при наличии  у правительства программы и полученииуполномочия парламента. Передача полномочий ограничена каким-либо временным отрезком. При соблюдении этих условий правительство может путем изданияордонансов принимать меры, которые обычно входят в сферу законодательного регулирования.

Французский парламент применяет практически все известные формы контроля за деятельностью правительства; исключение составляетинтерпелляция. Хотя ст.156 регламента Национального собрания упоминает о ней, однако это право парламентариев должно подчиняться тем же правилам, что и резолюцияпорицания. Все формы контроля могут быть разделены на две большие группы: 1) не содержащие прямых санкций в отношении правительства, кроме публичнойогласки;  2) содержащие такую санкцию, ведущую к политической ответственности правительства. Первая группаосуществляется в обеих палатах парламента, вторая - только Национальным собранием.

С контрольными полномочиями парламента связано право  петиций и деятельность парламентского посредника. Право петиций состоит  в том,что разного рода обращения направляются председателям палат. Петиции также могут передаваться парламентариям, которые делают на полях надпись иподписывают ее.

Политическая  ответственность правительства  означает, что депутаты Национального  собрания могут заставить правительство уйти в отставкулибо путем принятия резолюции порицания, либо отказав в доверии, запрошенном правительством. Только Собрание может решать вопрос о политическойответственности.

Французский парламент  характеризует значительная стесненность в пользовании вотумом доверия и резолюцией порицания. Вопрос одоверии - обоюдоострое оружие, поскольку и правительство и Национальное собрание в результате негативного голосования могут оказаться не у дел.

Вопрос о доверии  в связи с принятием законопроекта - открытый нажим правительства на Национальное собрание с целью заставить егопринять угодный проект. Дебаты в таком случае откладываются на 24 часа, чтобы дать возможность депутатам внести резолюцию порицания, которая принимается ссоблюдением более строгих правил, чем решается вопрос о доверии. Поставив вопрос о доверии на основе третьего абзаца статьи 49 конституции правительствокак бы вызывает Собрание против себя, но на неблагоприятных условиях.

Наиболее грозное  оружие Собрания - резолюция порицания - сильно ограничено рядом процессуальных оговорок в пользу правительства.Во-первых, право внесения такой резолюции предоставлено не отдельному парламентарию, а лишь группе депутатов. Во-вторых, резолюция может голосоватьсятолько через 48 часов после внесения. В-третьих, для принятия резолюции требуется абсолютное большинство голосов членов, составляющих Национальноесобрание. Последнее ограничение - запрещение авторам резолюции вносить аналогичную в течение той же сессии, обычной или чрезвычайной. Запрет нераспространяется на случаи, когда депутаты вносят резолюцию порицания в ответ на постановку вопроса о доверии. Вследствие этого, если оппозиция располагает вНациональном собрании двумястами местами, то она в период сессии может вносить 3-4 резолюции порицания.

Внешнеполитические полномочия парламента сводятся к двум - объявлению войны и введению осадного положения в стране и к ратификациимеждународных договоров.

5. Заключение.

В работе рассмотрены  три зарубежные государства с  различными формами правления. В  каждой из этих форм правления есть своидостоинства и недостатки. Так, японская монархия отдает большинство властных полномочий парламенту, а французская республика допускает в некоторых ситуацияхпренебрежение мнением парламента и большинство полномочий находятся в руках президента. Что касается Соединенных Штатов Америки, то система “сдержек и противовесов”,сформировавшаяся в этой стране по своей сути уникальна, хотя подобного рода уравновешивание полномочий органов верховной власти имеет место и в другихстранах, например в той же Японии, но не следует забывать, что США принадлежит далеко не последняя роль в формировании основного закона Японии.

Информация о работе Формы правления в современных зарубежных странах. США, Франция, Япония