Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:40, дипломная работа
Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой кото-рого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделе-ние труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международ-ное разделение труда и связанные с ним экономические отношения.
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию страны.
Существенное значение имеют сроки уплаты таможенных сборов. Они установлены ст. 3576 ТК РФ. В соответствие с ней за таможенное оформление сборы уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей. Срок подачи таможенной декларации установлен п. 1 ст. 129 ТК РФ и составляет 15 дней со дня предъявления товаров в месте прибытия на таможенную территорию или со дня завершения процедуры внутреннего таможенного транзита. Иные сроки применяются:
В отношении товаров, вывозимых с таможенной территории, кроме электроэнергии, перемещаемой через таможенную границу по линиям электропередачи, таможенная декларация подается за 15 дней до их убытия. При периодическом временном декларировании таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с подачей каждой таможенной декларации (временной и полной)50. В случаях, когда декларирование товаров не производится, таможенные сборы за таможенное оформление не уплачиваются.
Таможенные сборы за хранение должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада. Как уже говорилось, ст. 103 (п. 1) ТК РФ устанавливает срок временного хранения товаров, который составляет два месяца. Он может быть продлен таможенным органом по мотивированному запросу заинтересованного лица.
При этом предельный срок временного хранения товаров не может превышать четырех месяцев. На таможенном складе товары могут храниться в течение трех лет (п. 1 ст. 218 ТК РФ). Следует отметить, что таможенные сборы за хранение должны уплачиваться лишь в том случае, если товар помещен на СВХ либо таможенный склад, принадлежащие таможенному органу. Таможенный орган помещает товар на склад, хранит в течение установленного срока, а затем требует уплаты таможенного сбора за хранение до момента фактической выдачи товара со склада.
Несколько иначе урегулирован вопрос о сроке уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение. Они вносятся на счета таможенных органов авансом — до начала фактического осуществления таможенного сопровождения. В соответствии со ст. 87 ТК РФ таможенное сопровождение представляет собой сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с внутренним таможенным транзитом, осуществляемое должностными лицами таможенных органов исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ при внутреннем таможенном транзите. Оно не является обязательным условием названной таможенной процедуры.
Решение о таможенном сопровождении таможенный орган вправе принять в следующих случаях:
1) отсутствует обеспечение уплаты таможенных платежей;
2) перевозятся отдельные виды товаров, определяемые на основе системы анализа рисков и управления ими;
3) перевозчик хотя бы один раз в течение одного года до дня обращения за разрешением на внутренний таможенный транзит товаров не доставил их в место доставки, что подтверждается вступившим в силу постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в области таможенного дела;
Данный перечень оснований является исчерпывающим и распространяется на случаи перевозки товаров, к которым применяется таможенная процедура внутреннего таможенного транзита.
При установлении таможенных сборов существенное значение имеют ставки сборов. Именно этот элемент сбора отражает размер затрат, связанных с деятельностью таможенных органов по осуществлению ими таможенного оформления, таможенного сопровождения и хранения товаров. Поэтому следует указать на такой признак таможенных сборов, как компенсационный характер, который заключается в возмещении расходов государства на совершении в отношении плательщика юридически значимых действий. Однако на практике принцип эквивалентности таможенных сборов не соблюдается. В соответствии с п. 1 ст. 35710 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ. Согласно постановлению Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» таможенные сборы за таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ в качестве товаров, уплачиваются по следующим ставкам:моженное сопровождение законодатель не указывает, что размер последнего должен зависеть от стоимости оказанных услуг. Вместе с тем, эта мера «требует значительных транспортных расходов и привлечения дополнительных таможенных кадров»51. В соответствии с действующей нормой учитывать реальные расходы вовсе необязательно, поскольку вне зависимости от них сопроводительный сбор будет взиматься в фиксированном размере в соответствии с ТК РФ. Более того, таможенное сопровождение единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние 199 км обойдется участнику внешнеэкономической деятельности в 4 тыс. руб., а на расстояние 201 км — 6 тыс. руб. В то же время за данное действие таможенного органа при пути в 700 км заплатить придется 7 тыс. руб. Если же сопровождается морское, речное или воздушное судно, размер таможенного сбора не меняется в зависимости от расстояния перемещения.
Очевидно, что затраты на сопровождение товаров находятся в прямой зависимости от расстояния, на которое оно осуществляется. Полагаем, что подобный подход к определению размера таможенного сбора за таможенное сопровождение не учитывает сущности таможенных сборов, как особого вида таможенных платежей. То же можно сказать о таможенных сборах за хранение товаров. Согласно ТК РФ (ст. 35710) таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях — 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день. Неполные 100 кг веса товаров приравниваются к полным 100 кг, а неполный день — к полному.
Институт таможенных платежей в качестве составляющих элементов включает их понятие, классификацию, исчисление платежей, их уплату и взимание. Под исчислением налога принято понимать «совокупность действий налогоплательщика, налогового агента или налогового органа по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджеты или целевые фонды»52. В области таможенного дела плательщик самостоятельно определяет сумму таможенных платежей, подлежащих уплате при перемещении товара через таможенную границу. Исключение составляют случаи перемещения товаров в международных почтовых отправлениях (п. 3 ст. 295 ТК РФ), а также выставление требования об уплате таможенных платежей (ст. 350). При таких ситуациях таможенный орган производит исчисление и определяет размер таможенных платежей самостоятельно.
Основой или базой для исчисления таможенной пошлины, а также НДС и акцизов являются таможенная стоимость перемещаемых товаров (при применении адвалорных ставок), их количество (в случае использования специфических ставок), таможенная стоимость и количество (при комбинированном способе обложения). Объектом же обложения таможенными пошлинами, налогами выступают сами товары, перемещаемые через таможенную границу.
Категория объекта налогообложения в законодательстве и специальной литературе не отличается единством толкования, но большинство авторов считают данный признак основным для возникновения обязанности по уплате налога53. Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Данной норме противоречит положение ст. 322 ТК РФ, однако в области таможенного дела она (налогово-правовая норма) не применяется. Указанные разночтения породили дискуссию относительно юридического наполнения термина «объект налогообложения».
Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ. Однако законодатель допускает осуществление расчетов по таможенным платежам и в иностранной валюте, эквивалентной сумме начисленных таможенных пошлин и налогов в валюте РФ. В таких случаях для целей исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты. При пересчете валюты иностранного государства применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый Центральным банком РФ для таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Согласно письму ГТК России от 19 марта 2004 г. № 01-06/10013 для целей исчисления таможенных пошлин и налогов при декларировании товаров путем подачи временной таможенной декларации применяется тот курс иностранной валюты к валюте РФ, который действует на день принятия таможенными органами временной таможенной декларации. Если же обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, то пересчет валюты РФ в иностранную валюту производится по курсу, действующему на день фактической уплаты.
Формулы для исчисления таможенных пошлин, налогов, приведены в приложении к Методическим указаниям о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса РФ, относящихся к таможенным платежам (распоряжение ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 647-р).
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по адвалорным ставкам, производится по формуле
(1)
где Сп — сумма таможенной пошлины, исчисленная по адвалорной ставке;
Тс — таможенная стоимость товара (руб.);
Па — адвалорная ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара.
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам, производится по следующей формуле
Сп = Вт * Пс * Ке (2)
где Сп — сумма таможенной пошлины, исчисленная по специфической ставке;
Вт — количественная или физическая характеристика товара в натуральном выражении; Яе — специфическая ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара;
Ке — курс евро, установленный Центральным банком РФ.
При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным в евро за килограмм массы товара, или по комбинированным ставкам (со специфической составляющей в евро за 1 кг массы товара), в качестве основы исчисления таможенных платежей используется масса товара с учетом его первичной упаковки. Первичная упаковка товара — это упаковка, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.
При применении комбинированной ставки «Па в процентах (адвалорная ставка), но не менее Пс в евро за количество товара (специфическая ставка)» сначала исчисляется сумма таможенной пошлины по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости, а затем исчисляется сумма таможенной пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара. Полученные в ходе вычислений суммы сравниваются. Для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате, используется наибольшая из полученных сумм.
При исчислении таможенной пошлины по комбинированной ставке «Па в процентах (адвалорная ставка) плюс Пс в евро за количество товара (специфическая ставка)» исчисление суммы таможенной пошлины производится по адвалорной ставке в процентах к таможенной стоимости товара, а затем исчисляется сумма таможенной пошлины по специфической ставке в евро за единицу товара. В этом случае для определения таможенной пошлины, подлежащей уплате участником ВЭД, используется общая сумма исчисленных сумм таможенной пошлины.
НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле
(3)
где Сндс — сумма НДС;
Тс — таможенная стоимость ввозимого товара;
Сп — сумма ввозной таможенной пошлины;
Са — сумма акциза;
Н — ставка НДС в процентах.
НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и не облагаемых акцизами, исчисляется по формуле
(4)
НДС в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле
(5)
НДС в отношении товаров, не облагаемых ввозными таможенными пошлинами, но подлежащих обложению акцизами, исчисляется по формуле
(6)
где СНДС — НДС;
Тс — таможенная стоимость ввозимого товара;
Са — сумма акциза;
Н — ставка НДС.
Акциз по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки акциза, рассчитывается по формуле
(7)
где Са — сумма акциза, исчисленная с применением адвалорной ставки;
Тс — таможенная стоимость ввозимого товара;
Сп — сумма подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины;
Аа — ставка акциза в процентах (адвалорная).
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акциза, рассчитывается по формуле
Са = Вт * Ас (8)
где Са — сумма акциза, исчисленная с применением специфической ставки;
Ас — ставка акциза (в руб. и коп.) за единицу измерения с подакцизного товара или его технической характеристики (для легкового автомобиля, мотоцикла) (специфическая); Вт — объем ввезенных подакцизных товаров в натуральном выражении, рассчитываемый по формуле
Информация о работе Анализ правовой природы и предназначения таможенных платежей