Анализ правовой природы и предназначения таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:40, дипломная работа

Краткое описание

Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой кото-рого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделе-ние труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международ-ное разделение труда и связанные с ним экономические отношения.
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию страны.

Файлы: 1 файл

Таможенные платежи (дипл-1).doc

— 554.50 Кб (Скачать)

Моментом начала формирования и развития современного таможенного дела в нашей стране следует считать конец 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либерализация внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение и в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с существующими реалиями.

Таможенный кодекс 1993 г.13 представлял собой кодифицированный акт, содержащий детально разработанные таможенно-правовые нормы, сгруппированные и систематизированные по отдельным вопросам таможенного права. При его разработке учитывался опыт правового регулирования зарубежных стран, и прежде всего государств-членов Европейского союза, а также международно-правовые нормы таможенного регулирования.

Виды таможенных платежей определены Таможенным кодексом Российской Федерации, были расширены Временной инструкцией о взимании таможенных платежей от 8 июня 1995 г. № 01-20/8107 в соответствии с которым к ним относятся:

- таможенная пошлина;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- сборы за выдачу лицензий  таможенными органами Российской  Федерации и возобновление действия  лицензий;

- сборы за выдачу квалификационного  аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

- таможенные сборы за таможенное  оформление товаров и транспортных  средств;

- таможенные сборы за хранение  товаров;

- таможенные сборы за таможенное  сопровождение товаров;

- плата за информирование и  консультирование;

- плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.

С вступлением в силу с 1 января 2004 года новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации14 (далее ТК РФ) правовое регулирование таможенных платежей получило значительную детализацию и развитие: урегулирован ряд юридических коллизий между таможенным и налоговым законодательством в части их исполнения обязанными лицами, четче обозначены правоприменительные полномочия таможенных органов по взысканию таможенных пошлин, налогов, а также процедуры их реализации.

§ 2. Общая характеристика таможенных платежей  
как правового института.

 

Начатые в России в 90-х гг. XX столетия экономические преобразования не могли не отразиться на отношениях в сфере внешнеэкономической деятельности. В 1993 г. были приняты Таможенный Кодекс Российской Федерации15 и Закон РФ «О таможенном тарифе»16, положившие начало переходу к экономическим методам регулирования ВЭД. Таможенный тариф стал инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров России. Товары, перемещаемые через таможенную границу, начали облагаться налогом НДС и акцизами в установленных законодательством случаях. Широкое распространение получили многочисленные сборы, взимаемые в основном при оказании таможенными органами государственно значимых услуг по хранению, оформлению, сопровождению товаров и т.п. Таможенные платежи стали неотъемлемым элементом налоговой системы России. Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»17 таможенная пошлина вошла в состав федеральных налогов в качестве основного источника дохода федерального бюджета.

В 1998 г. была принята часть первая НК РФ, вступившая в силу с 1 января 1999 г., с 1 января 2001 г. введена в действие часть вторая Кодекса.

Нормы законодательства о налогах и сборах применяются в предусмотренных случаях к отношениям, связанным с установлением, введением и взиманием таможенных платежей. Таможенная пошлина, а также взимаемые при ввозе товаров в Россию НДС и акцизы включены в перечень федеральных налогов и сборов.

Наиболее серьезные изменения в таможенном обложении произошли с принятием 28 мая 2003 г. нового ТК РФ. В соответствии с ним перечень таможенных платежей значительно сузился. В частности, из их числа были исключены платы, взимаемые таможенными органами за информирование и консультирование участников внешнеторговых отношений и за участие в таможенных аукционах, а также отменено большинство таможенных сборов.

С 1 января 2005 г. таможенная пошлина исключена из числа федеральных налогов и сборов. Определено, что ее установление, исчисление и взимание регламентируются нормами таможенного законодательства.

Правовое регулирование исчисления и уплаты НДС и акцизов осуществляется на основе норм, содержащихся в актах таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах. Федеральным законом от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ в ТК РФ введена гл. ЗЗ.1 «Таможенные сборы».

Таким образом, в последнее время законодательство в области таможенных платежей динамично меняется. Важная роль в этом принадлежит ТК РФ, с принятием которого «можно констатировать, что становление отрасли таможенного законодательства завершилось и началась новая стадия — совершенствование его норм».18

Для регулирования отношений по уплате таможенных платежей 27 ноября 2003 г. было принято распоряжение ГТК России № 647-р «Об утверждении Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса РФ, относящихся к таможенным платежам»19. Таможенные платежи, перечисленные в ст. 318 Кодекса, взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В перечень таможенных платежей включены обязательные платежи, которые различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди таможенных платежей отдельно выделяют налоговые платежи — это НДС, акцизы и обязательные платежи неналогового характера — таможенная пошлина, таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются только в том случае, если они установлены в соответствии с законодательством РФ. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным ТК РФ в отношении товаров, помещаемых под таможенные режимы, предусматривающие применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, например выпуск для внутреннего потребления, переработка на таможенной территории.

Таможенные платежи в рамках внешнеэкономических отношений могут рассматриваться в двух аспектах:

      • как способ регулирования внешнеэкономической деятельности;
      • как специальная категория платежей в налоговой системе.

В ТК РФ не раскрывается понятие «таможенные платежи». Однако в соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса все понятия, не регламентированные в указанной статье, употребляются в значениях, определенных законодательством РФ о налогах и сборах, гражданским законодательством, законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, КоАП РФ и иным законодательством РФ. Кот-ношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ20 (ст. 2 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах. Налоговый и Таможенный кодексы равны по юридической силе, относятся к числу актов федерального законодательства. Однако ТК РФ был принят и вступил в действие после введения в действие НК РФ. Согласно общей теории права закон, принятый позже, отменяет закон, принятый ранее тем же государственным органом, во всем том, в чем расходится с ним. Между тем на практике данная коллизия не разрешена, поскольку ни одна из указанных норм не дает исчерпывающего ответа на вопрос о приоритетности одних норм над другими.

Существует ряд проблем, связанных с установлением и уплатой таможенных платежей, не охваченных либо частично охваченных таможенно-правовыми нормами, но нуждающихся в законодательном регулировании. Речь идет об отношениях, связанных с уплатой косвенных налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ, о перечислении таможенных платежей в бюджетную систему России и др. Указанные отношения имеют ряд особенностей, в силу которых их правовая регламентация осуществляется нормами иных отраслей права (например, финансового). Исходя из отраслевой принадлежности правовых норм, воздействующих на такие отношения, их следует признать правовыми институтами, находящимися в составе комплексного института таможенных платежей.

Принципиальное значение для функционирования института таможенных платежей имеют нормы российского конституционного права. Конституция РФ «занимает особое место в иерархии источников права, так как имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России»21. Она служит основным источником не только конституционного права. Конституционные нормы являются исходными для всех отраслей права.

Деятельность государства по установлению и взиманию таможенных платежей базируется на ряде конституционных принципов - всеобщности, законодательного установления, единства системы таможенных платежей, равноправия и др. Опираясь на них, государство приводит в действие механизм таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Пункт «ж» ст. 71 Конституции РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации. Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лицо реализует право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. В качестве одного из условий реализации названного права является уплата таможенных платежей в установленных законодательством случаях.

Конкретные вопросы, связанные с необходимостью уплаты таможенных платежей, регламентированы актами таможенного и иных отраслей законодательства.

Институт таможенных платежей самым тесным образом связан с финансовым правом. Данная отрасль права регулирует «общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач»22. Таможенные платежи входят в сферу финансового права, поскольку финансовые ресурсы страны в значительной мере пополняются за счет средств, полученных таможенными органами от взимания таможенных пошлин и иных видов таможенных платежей. В этом смысле таможенное право тесно соприкасается с бюджетным правом — одной из основных подотраслей финансового права23.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ таможенные платежи включены в состав доходов бюджетной системы РФ. Законодатель рассматривает таможенные платежи как налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета. Так, таможенная пошлина и таможенные сборы согласно БК РФ относятся к числу неналоговых доходов, которые по нормативу зачисляются в федеральный бюджет в размере 100% НДС, и акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ, отнесены к числу налоговых доходов, которые в полном объеме зачисляются в этот же бюджет (ст. 50, 51 БК РФ).

Наличие среди таможенных платежей налогов обусловило взаимосвязь таможенного права с налоговым, которое выделяется в финансовом праве в качестве его крупной подотрасли наряду с бюджетным правом. Взаимодействие их норм стало возможным благодаря закреплению в ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» нормы, в соответствии с которой таможенная пошлина ранее была отнесена законодателем к числу федеральных налогов и сборов. Однако Федеральным законом от 29 июля 2004 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» таможенная пошлина была исключена из перечня федеральных налогов и сборов. Между тем связи таможенного и налогового права не утрачены. Они проявляются путем одновременной регламентации таможенного обложения нормами таможенного и налогового законодательства. Поскольку НДС и акцизами облагается ввоз товаров на территорию РФ, а указанные налоги являются одним из элементов системы налогов и сборов РФ, институт таможенных платежей объединяет в себе нормы обеих отраслей законодательства. Таким образом, «создалось положение, когда к одному объекту применяются нормы двух отраслей законодательства с различными целями и регулирующими функциями»24. Это в значительной степени затрудняет применение правовых норм в рамках единого юридического поля.

Особую остроту приобретает проблема, связанная с приоритетным применением отраслевых норм при регламентации отдельных групп отношений. В частности, ТК РФ и НК РФ по-разному регламентируют такие важные вопросы, как понятия объекта и базы обложения таможенными пошлинами и налогами, момент исполнения обязанности по их уплате и др.

НДС и акцизы являются косвенными налогами, включенными законодателем как в систему таможенных платежей, так и в систему налогов и сборов Российской Федерации. Вероятно, таможенное законодательство должно закреплять общие правила, относящиеся ко.всем таможенным платежам. В то же время ведущую роль в правовом регулировании порядка установления, исчисления и взимания налогов как вида таможенных платежей должны играть нормы налогового законодательства.

Существенное влияние на институт таможенных платежей в условиях интенсивного развития ВЭД оказывают нормы гражданского права. Применение гражданского законодательства к данной сфере отношений стало возможным благодаря тесному «соседству» института таможенных платежей с такими традиционно гражданско-правовыми институтами, как залог, банковская гарантия, поручительство, оказание услуг в сфере таможенного дела и др. Применение названных институтов вызвано необходимостью обеспечения уплаты таможенных платежей в установленных ТК РФ случаях, а также в иных случаях. Поэтому для регламентации соответствующих отношений используются нормы второй части ГК РФ, Закона РФ от 29 мая 1992 г. «О залоге»25 и других актов гражданского законодательства.

При регулировании отношений по установлению и уплате таможенных платежей действуют также нормы уголовного, международного, банковского и иных отраслей права. При этом в одних случаях такие взаимосвязи являются более, в других — менее тесными.

Таким образом, институт таможенных платежей занимает особое место в системе российского права. Это обусловлено межотраслевым характером правовых норм, регулирующих отношения, связанные с их функционированием. Названный институт объединяет нормы ТК РФ и принятых в соответствии с ним законодательных и иных правовых актов, а также нормы иных отраслей законодательства. Он состоит из таких основных элементов, как понятие и виды таможенных платежей, порядок их установления, исчисления, взимания, перечисления в бюджетную систему.

Необходимо отметить, что существует несколько точек зрения относительно того, что следует понимать под таможенными платежами. Так, С. В. Халипов к их числу относит налоги и сборы, перечисленные в ст. 110 ТК РФ, обязанность взимания которых возложена на таможенные органы Российской Федерации»26. В. Г. Драганов рассматривает таможенные платежи как «денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации»27, отождествляя таможенные платежи и таможенные доходы (в широком смысле). О. Ю. Бакаева определяет таможенные платежи «как обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые таможенными органами и уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации».28 Такое определение указывает на основные признаки, присущие таможенным платежам как единой системе.

Информация о работе Анализ правовой природы и предназначения таможенных платежей