Анализ правовой природы и предназначения таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:40, дипломная работа

Краткое описание

Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой кото-рого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделе-ние труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международ-ное разделение труда и связанные с ним экономические отношения.
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию страны.

Файлы: 1 файл

Таможенные платежи (дипл-1).doc

— 554.50 Кб (Скачать)

Установление таможенных пошлин оказывает серьезное влияние на торговую политику государства, внутренний рынок страны, его связи с мировой экономикой. Изменение таможенных пошлин связано с «объективными процессами развития национальных хозяйств и структурными сдвигами в международной торговле».41 Уплата таможенной пошлины связана с предоставлением государством лицу права переместить товар через таможенную границу РФ.

Отдельные товары в зависимости от их вида, происхождения, заявленного таможенного режима и т.п. могут быть освобождены от уплаты таможенной пошлины. Однако если товар в соответствии с нормами таможенно-тарифного законодательства подлежит обложению таможенной пошлиной, он может быть перемещен через таможенную границу РФ только после уплаты причитающихся таможенных платежей.

Отдельные товары в зависимости от их вида, происхождения, заявленного таможенного режима и т.п. могут быть освобождены от уплаты таможенной пошлины. Однако если товар в соответствии с нормами таможенно-тарифного законодательства подлежит обложению таможенной пошлиной, он может быть перемещен через таможенную границу РФ только после уплаты причитающихся таможенных платежей.

Установление Законом РФ «О таможенном тарифе» необходимости уплаты таможенной пошлины не увязано с положениями ТК РФ. Так, многие товары, перемещаемые лицом через таможенную границу для собственных нужд, по общему правилу, не подлежат таможенному обложению. Это в полной мере соответствует закрепленному на конституционном уровне праву человека на свободное перемещение. Уплата таможенной пошлины становится условием перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу только при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом следует отметить, что уплата таможенной пошлины не является непременным условием ввоза или вывоза товара. Ввоз (вывоз) товаров на территорию РФ может не сопровождаться уплатой таможенной пошлины в случае выбора декларантом соответствующих таможенных режимов. В соответствии с ТК РФ таможенная пошлина не уплачивается при заявлении товара, например, под следующие таможенные режимы:

  1. реимпорт;
  2. реэкспорт;
  3. транзит;
  4. временный ввоз и вывоз (в отношении отдельных товаров);
  5. переработка под таможенным контролем;
  6. магазин беспошлинной торговли;
  7. таможенный склад;
  8. уничтожение;

9) отказ в пользу государства и некоторые другие виды таможенных режимов.

При декларировании таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории предусмотрен возврат уплаченных таможенных пошлин.

Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщиком) является декларант — лицо, заявляющее таможне от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Декларантом может быть как лицо, непосредственно перемещающее товары, так и таможенный брокер (посредник).

Объектом обложения таможенной пошлиной могут быть таможенная стоимость (адвалорная ставка), количественные показатели перемещаемых через таможенную границу товаров (специфическая ставка) либо и то и другое одновременно (комбинированная ставка), в зависимости от применяемого механизма исчисления и уплаты таможенной пошлины.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом. Свод ставок таможенных пошлин называется таможенным тарифом. Согласно ст. 2 того же Закона таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД. Ставки таможенных пошлин применяются в отношении ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с этой территории. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ.

Ставки ввозных таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от того, к какой стране происхождения относится ввозимый на таможенную территорию товар (транспортное средство):

стране, с которой Россия в торгово-политических отношениях применяет режим наибольшего благоприятствования нации;

стране, с которой Россия в торгово-политических отношениях не использует указанный режим.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, также устанавливаются Правительством РФ.42

Важным элементом таможенной пошлины являются льготы, именуемые применительно к таможенной пошлине тарифными льготами, или тарифными преференциями.43

ТК РФ выделяет в самостоятельные группы таможенных платежей ввозные и вывозные таможенные пошлины. Однако Закон РФ «О таможенном тарифе» подразумевает под понятием «пошлина» не только ввозную и вывозную таможенные пошлины, но и сезонные и особые виды пошлин, взимаемых таможенными органами: специальные, антидемпинговые, компенсационные. При всей своей близости к таможенной пошлине (в том числе и по названию) специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины не являются налогами.

Невозможность отнесения их к налогам объясняется прежде всего тем, что налогообложение предполагает общенормативное регулирование, в то время как обложение специальными, антидемпинговыми и компенсационными пошлинами носит индивидуальный характер. Кроме того, налог учреждается с четко установленными элементами налогообложения (объект, ставка, порядок уплаты, налоговые льготы и т.д.). Что же касается специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, то их размеры устанавливаются в ходе специального расследования для каждого конкретного случая.

С целью защиты экономических интересов России по отношению к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, могут временно применяться следующие особые виды пошлин (взимаются таможенными органами по правилам, установленным для взимания ввозных таможенных пошлин):

1) специальные пошлины, применяемые:

а) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

б) в качестве ответной меры на дискриминационные или иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов;

  1. антидемпинговые таможенные пошлины, применяемые в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная рыночная стоимость в стране вывоза в момент ввоза на таможенную территорию РФ, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации;
  2. компенсационные пошлины, применяемые в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Отличие особых пошлин, установленных Законом РФ «О таможенном тарифе», от таможенных пошлин, предусмотренных ТК РФ, состоит в процедуре их применения.44

Законодатель выделяет такой вид пошлин, как сезонные пошлины. Они могут устанавливаться Правительством РФ для оперативного регулирования внешнеторгового оборота товаров (ст. 6 указанного Закона). При этом обычные ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом РФ, не применяются. Сезонный характер определяет кратковременность действия данного вида пошлин. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в рамках одного календарного года.

 

§ 2. Особенности НДС и акцизов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ

 

К числу таможенных платежей относятся налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Они образуют собой группу налогов, взимаемых с товаров, ввозимых на территорию РФ из-за границы. Отличительной особенностью данных налогов является их существование как внутригосударственных фискальных платежей, с одной стороны, так ив роли пограничных уравнительных налогов — с другой. Пограничными они называются, поскольку взимаются при перемещении товара через таможенную границу, уравнительными — в силу обложения ввозимого товара налогом по ставкам, применяемым к товарам национального производства, что позволяет уравнять его с отечественным аналогом.

В соответствии с п. 1 ст. 318 ТК РФ при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ таможенные органы обязаны взимать НДС. Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

НДС относится к числу федеральных налогов и в связи с этим подлежит уплате на всей таможенной территории РФ. Изменения в порядке установления, взимания, в отношении плательщиков НДС, а также иные изменения, связанные с его уплатой и исчислением, могут быть предусмотрены только на уровне федерального законодательства. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе издавать законодательные акты о НДС.

Рассматриваемый налог получил широкое распространение, несмотря на то, что является одним из самых «молодых». Впервые он был введен во Франции в 1958 г. по предложению французского экономиста М. Лоре. НДС часто «называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса»45, и используют в 43 странах мира.

Акцизы — один из самых распространенных косвенных налогов, встречающийся в налоговых системах практически всех государств. Наиболее существенные отличия акциза от НДС состоят в том, что акциз, во-первых, «привязан» к конкретным товарам, перечень которых содержится в НК, а во-вторых, уплачивается не каждый раз с оборота, а один раз производителем подакцизного товара или лицом, совершающим внешнеторговые операции с этим товаром. Использование данного налога позволяет одновременно реализовать фискальную и регулирующую функции, свойственные налогам вообще и акцизам, как составной части системы таможенных платежей. Акцизами облагаются товары, имеющие, как правило, широкое распространение и пользующиеся повышенным спросом (алкогольная, табачная продукция, бензин и др.).46

Как и акцизы, НДС взимается при ввозе товаров в Россию, что, с одной стороны, способствует защите внутреннего рынка путем удорожания импортных товаров, с другой — увеличивает приток денежных средств в государственный бюджет. Таможенные налоги составляют крупную часть доходов, получаемых от внешнеэкономической деятельности.

Правовое регулирование налогов в области таможенного дела осуществляется путем одновременного применения норм налогового и таможенного законодательства. В отличие от них таможенная пошлина взимается в соответствии с таможенно-правовыми нормами, в то время как при взимании НДС и акцизов более четко проявляются нормы налогового законодательства.

Особое положение НДС и акцизов заключается в принадлежности их к двум законодательно закрепленным системам обязательных фискальных платежей. С одной стороны, они относятся к таможенным платежам и в их числе представляют собой группу налоговых таможенных платежей, а с другой — являются составной частью действующей в Российской Федерации системы налогов и сборов и причислены к группе федеральных налогов (ст. 13 НК). Характерно то, что правовая природа НДС и акцизов не подвергается сомнению независимо от того, в каком именно аспекте они рассматриваются. Данные платежи являются налогами, т. е. представляют собой обязательные индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с налогоплательщиков в денежной форме в установленные сроки и в определенном размере и служащие источником финансирования государственных нужд.

Статья 11 ТК, определяя налоги, указывает на НДС и акцизы, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с НК и ТК. При этом они четко отграничиваются от внутренних налогов, к которым относятся НДС и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ.

Налогообложение перемещаемых через таможенную границу России товаров оказывает большое влияние на структуру доходов федерального бюджета. Основная функциональная нагрузка налогов в таможенной сфере состоит в обеспечении доходной части федерального бюджета денежными средствами, необходимыми государству для покрытия расходов, связанных с выполнением задач, определенных направлениями внутренней и внешней политики государства. Ввозные НДС и акцизы составляют крупную часть доходов, получаемых от внешнеэкономической деятельности. Конкурировать с ними может лишь таможенная пошлина. В то же время, являясь пограничными уравнительными налогами, они способствуют созданию равных конкурентных условий для отечественных и импортных товаров.

Налогоплательщиками в области таможенного дела являются лица, признаваемые таковыми в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, определяемые в соответствии с ТК. При этом в соответствии со ст. 328 ТК плательщиками налогов являются декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность по их уплате. В данной статье указывается, что любое лицо вправе уплатить налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу. Таможенное законодательство выделяет также лиц, ответственных за уплату налогов. По общему правилу таким лицом является декларант. Однако если декларирование производится таможенным брокером (представителем), то он является ответственным за уплату налогов. При несоблюдении положений ТК о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты налогов, лицами, ответственными за уплату налогов в случаях, прямо предусмотренных ТК, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

Информация о работе Анализ правовой природы и предназначения таможенных платежей