Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:40, дипломная работа
Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой кото-рого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделе-ние труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международ-ное разделение труда и связанные с ним экономические отношения.
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию страны.
Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой которого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международное разделение труда и связанные с ним экономические отношения.
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию страны.
Таможенная политика государства играет решающую роль в развитии экономических отношений России с другими странами. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики оказывают огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.
Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Особенно эта тема вызывает интерес в свете вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей. На сегодняшний день в импорте, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: РФ пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентноспособными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование и поддержание экспорта.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).
В числе мер государственного воздействия на внешнеторговую деятельность особую значимость приобрело таможенно-тарифное регулирование и связанный с ним институт таможенных платежей.
В большинстве стран таможенные платежи являются важной составляющей доходной части бюджета, и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих функций этих органов. Это характерно и для России. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ пошлины, сборы и иные таможенные платежи являются налоговыми доходами федерального бюджета.
Правовые основы взимания таможенных платежей в Российской Федерации приводятся в соответствие с мировыми стандартами, принятыми в международной практике. Это особенно актуально в период, когда Россия готовится стать членом Всемирной торговой организации (ВТО). Эта задача относится к числу наиболее приоритетных в настоящее время, в период проведения активной политики либерализации предпринимательского пространства.
Актуальность темы основана на необходимости теоретического осмысления понятия и функций таможенных платежей, их места в системе методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности и роли в качестве источника государственных доходов, уяснения правовой природы каждого из их видов. Особенности системы таможенных платежей состоят в том, что в нее включены пошлины, налоги, сборы, имеющие различную юридическую природу. Это продиктовано сферой применения названных платежей, общими функциям и целями их использования. Вместе с тем данное обстоятельство вызывает сложности в вопросах правового регулирования таможенного обложения, а также проявляется при их исследовании в теоретическом плане.
Целью исследования является выявление и анализ правовой природы и предназначения таможенных платежей. Достижение поставленной цели вызвало необходимость решения следующих задач:
- изучение исторического опыта
установления и взимания
- исследование особенностей
- обобщение характерных
- исследование функций
- выявление особенностей видов таможенных платежей, определяющих их правовую природу;
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления элементов юридического состава таможенных платежей, а также отношения, связанные с их уплатой.
Предметом исследования выступают нормы конституционного, международного, финансового, таможенного, гражданского и иных отраслей законодательства, регулирующие порядок установления и взимания таможенных платежей, а также практика их применения.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: диалектический метод познания и системного анализа, философский, а также частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, технико-юридический и другие. Их использование не исключает возможности простого изложения фактов с целью придания аргументации необходимой доказательственной силы.
Теоретическую основу исследования составили труды российских ученых, публикации в научных изданиях и периодической печати, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики, статистические данные.
Научная новизна исследования состоит в комплексном исследовании института таможенных платежей с целью выяснения их правовой природы.
Структура работы квалификационная (дипломная) работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Анализ каждого явления без достаточного исследования накопленного опыта, без познания его истории не будет иметь под собой научного обоснования. Историческая характеристика перемены социально-исторической, общественно-политической, правовой жизни каждого государства во все эпохи никогда не начинается с «нуля».
Обращение к истории возникновения и развития института таможенных платежей в правовой системе России необходимо в рамках данного исследования по ряду причин. Во-первых, анализ исторического развития правовых институтов способствует более полному уяснению их сути. Во-вторых, опыт таможенного регулирования, накопленный за долгие годы его осуществления, нельзя сбрасывать со счетов при формировании эффективной таможенно-тарифной политики.
В развитии таможенного обложения можно выделить четыре этапа:
I - c момента первого упоминания о таможенных платежах до эпохи Петра Великого.
II - со времени царствования Петра I до образования СССР.
III - советский период.
IV - с момента распада СССР по настоящее время.
Бесспорных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России не имеется. Известный историк Е.В. Осокин предположил, что торговые сборы были привнесены на Русь греческими священниками, призванными Великим князем Киевским Владимиром в 988-990 гг. для распространения христианства1 Однако можно предположить, что подобные сборы присутствовали до принятия христианства на Руси. В договоре Олега с Византией 907 г. таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие явления: «Да творят куплю, якоже им надобе, не платяче мыта ни в чем же».2 В 5-4 вв. до н.э. в городах Причерноморья существовали таможенные порядки; знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Ольвией, Херсоном и другими городами.3
Известия о таможенных пошлинах до времени татаро-монгольского ига очень скудны. Законодательство о таможенном обложении берет начало на страницах свода законов «Русская правда». В сохранившихся до нас памятниках встречаются такие названия, как мыт, весчее, торговое, перевоз и др. Существовавшие пошлины имели мало общего с таможенными платежами, поскольку взимались с различных действий, приближающих готовый товар к потребителю внутри государства. Они являлись главным источником средств пополнения казны. Отмечая большое значение торговли на Руси в XI - XII вв. известный русский историк С.М. Соловьев писал: «Торговля в описываемое время была главным средством накопления богатств на Руси, ибо не встречаем более известий о выгодных походах в Грецию или на Восток, о разграблении богатых городов и народов».4 Бурное развитие торговли способствовало росту экономической мощи отдельных княжеств, в результате чего единство Киевской Руси постепенно ослабло, и государство распалось на отдельные земли. Независимые княжества фактически стали обладать как экономической, так и политической автономией. В пределах своих владений каждый владелец вводил собственные пошлины и сборы, подчиненные цели личного обогащения.
Внутренние пошлины можно разделить на проезжие и торговые. Первые взимались с провозимых вещей (мыты), проезжающих торговых людей (головщина, задние колачи, костки), а также с тех и других (мостовщина, перевоз). Известный финансист В.И. Лебедев отмечал, что большинство проезжих пошлин «имело финансовое значение, но некоторые имели действительно пошлинный характер — вознаграждения за известную услугу (перевозы, мостовщина)».5
В отличие от них торговые пошлины «имели чисто фискальную цель и взимались почти за каждое торговое действие, начиная с оплаты ими самих денег, предназначенных для покупки товаров, и самого объявления о намерении торговать, и заканчивая оплатой акта купли и продажи».6 Свое название они получали в зависимости от податного действия: с привоза товара на продажу или денег на его покупку взимался замыт, с объявления о товаре и о намерении торговать — явка, с найма амбаров и лавок в гостином дворе - гостиное (амбарное, полавочное), при взвешивании — весчее (пудовое, контарное), при измерении - померное, при клеймении - пятно и т.п.7
Со времени татарского ига появилась еще одно название пошлины — тамга, означающее в переводе с тюркского знак, тавро, клеймо. Первоначально это был налог в пользу Орды, и взимался лишь в местах непосредственного владычества татар. Впоследствии тамгой стали называться почти все косвенные налоги на большей территории Руси.
Очевидно, что столь значительное количество внутренних пошлин не способствовали процветанию торговли на Руси. Они становились препятствием при доставке и продаже товаров. Более того, никто в это время не заботился о «правильном устройстве пошлин..., в таможенных пошлинах продолжал господствовать обычай «ходить по пошлине», т.е. действовать по-старому». Несовершенство системы проезжих пошлин породило «многочисленные злоупотребления, которые были по ходу их собирания». Предпринятых для их упорядочения мер (передача в казенное управление, отмена мелких сборов) оказалось недостаточно.
Поэтому уставной грамотой 30 апреля 1654 г. была уничтожена старая система проезжих пошлин. При сохранении мытных пошлин, которые запрещалось отдавать на откуп, мелкие сборы были заменены торговой рублевой пошлиной, взимаемой при продаже товаров. Эти преобразования произошли не сразу по всей стране, а длились почти 40 лет. В Сибири проезжие пошлины были уничтожены только в 1692 г. В царствование Алексея Михайловича та же участь постигла и торговые пошлины.
В 1652 г. почти все торговые пошлины, включая тамгу, были заменены рублевой пошлиной, одинаковой как для местных, так и для иногородних торговцев. В.А. Лебедев справедливо заметил, что даже при хорошем устройстве и точных правилах внутренние таможенные пошлины затрудняют торговлю. На Руси ситуация усугублялась массой случаев взимания, тягостными формальностями, трудностью дробных расчетов платежей, а также злоупотреблениями сборщиков и откупщиков.
Внешние таможенные пошлины появились несколько позже, когда была налажена торговля с иноземцами. Первое указание на них встречается примерно в 1229 г. в договоре смоленского князя Мстислава Давыдовича с Ригой и Готским берегом. Около 1259 г. в договоре Александра Невского с немцами упоминается о весчих пошлинах с иноземцев со всякого купленного или проданного ими товара.8 Весовые пошлины с некоторых товаров встречаются в договоре 1330 г. между Полоцком и Ригою . Удобные торговые пути способствовали установлению тесных торговых связей со странами Западной Европы. Города Новгород, Смоленск, Псков вступили в Ганзейский союз, что впоследствии привело к крайне негативным последствиям. Торговля перешла в руки ганзейских купцов и была задавлена, поскольку пошлины, которые они платили, были незначительны.
Информация о работе Анализ правовой природы и предназначения таможенных платежей