Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:40, дипломная работа
Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой кото-рого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделе-ние труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международ-ное разделение труда и связанные с ним экономические отношения.
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию страны.
1. Обязательный характер. Данный признак основан на ст. 57 Конституции РФ, согласно которой любое лицо обязано платить законно установленные налоги и сборы. В специальной литературе уже отмечалось, что «конституционные понятия «налог» и «сбор» служат своеобразными эталонами для всего массива нормативных актов о налогах и сборах»29, а также иных нормативных актов о фискальных платежах. Отсутствие в формулировке названной статьи указаний на другие платежи, установление которых возможно отраслевым законодательством (в данном случае — пошлины), не изменяет характера названных платежей, хотя и в значительной мере затрудняет применение к ним Конституции РФ. Согласно п. 2 ст. 318 ТК РФ таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ. В определениях таможенной пошлины, налогов и таможенных сборов, которые содержатся в законодательстве, также закрепляется обязательность каждого вида таможенных платежей30.
1. Наличие специальной процедуры установления. Установление таможенных платежей представляет собой сложный, с позиции законотворческой техники, процесс. Его суть заключается в необходимости не просто закрепить перечень таможенных платежей, но и определить все существенные элементы его состава: плательщика, объект обложения, базу, ставку, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты.
При установлении таможенных платежей применяются нормы как таможенного, так и налогового законодательства. Раздел III ТК РФ полностью посвящен таможенным платежам. В нем закреплены как общие положения, относящиеся к таможенным платежам, так и порядок их исчисления, уплаты, принудительного взыскания и другие вопросы. Юридический состав таможенных пошлин и сборов определяется таможенным законодательством. При этом решение отдельных вопросов, связанных с их установлением, относится к компетенции Правительства РФ, в частности, установление ставок таможенных пошлин и таможенных сборов за таможенное оформление, предоставление льгот и др. В то же время ряд существенных вопросов, связанных с установлением налогов, регламентирован нормами налогового законодательства. В НК РФ закреплены налоговые ставки НДС и акцизов, перечень подакцизных товаров. В нем же урегулирован порядок исчисления названных платежей, а также содержатся иные нормы, относящиеся к таможенным налогам. Как и в отношении внутригосударственных налогов, все элементы названных таможенных платежей устанавливаются законом.
3. Сфера действия. Система таможенных платежей образована путем объединения обязательных платежей налогового и неналогового характера. Это вызывает значительные трудности в унификации подходов к правовой регламентации названной системы и приведении ее в действие. Однако необходимость в этом продиктована условием, с которым связано применение платежей с различной правовой природой. Объединяющим фактором является то, что обязанность их уплаты продиктована совершением действий, направленных на перемещение товаров через таможенную границу РФ. Некоторые особенности имеют таможенные сборы, уплачиваемые за совершение действий, непосредственно не связанных с фактом перемещения товаров через таможенную границу. Однако выполнение таможенными органами функций по таможенному оформлению, сопровождению и хранению товаров направлено на обеспечение соблюдения положений законодательства РФ, в соответствии с которым осуществляется ввоз (вывоз) товаров.
Трансграничный характер таможенных платежей — еще одна их существенная особенность.
Таможенные платежи выполняют различные функции, которые могут быть объединены в две основные: регулирующую и фискальную. В то же время не следует отрицать наличие иных функций, в том числе контрольной, статистической, балансировочной и т.д.
Регулирующая функция содержит широкий спектр экономических мер от протекционистской защиты внутреннего рынка страны до либерализации внешнеторговых отношений. А. Н. Козырин рассматривает таможенный протекционизм как один из принципов таможенной политики. По его мнению, сущность таможенного протекционизма состоит в неразрывном единстве «оборонительного» и «наступательного» аспектов. «С одной стороны, таможенный протекционизм защищает национальную экономику от умышленных (экономические диверсии) и неумышленных (циклические экономические кризисы и др.) негативных воздействий на нее. Охранная, или защитная, функция таможенного протекционизма существует независимо от того, как конкретно развиваются торгово-экономические отношения с отдельными странами... С другой стороны, и это находит свое отражение в современном таможенном законодательстве, таможенный протекционизм как совокупность общественных отношений, возникающих в результате обособления внутреннего экономического пространства от условий конкуренции на внешних рынках, выполняет наступательную функцию, связанную с интеграцией в мировое хозяйство и активизацией международных экономических отношений»31.
Регулирующее воздействие импортных пошлин не ограничивается соответствующим удорожанием импортируемого товара, они дают также возможность повышать цены на товары внутреннего производства до уровня импортных товаров, увеличенного на величину взимаемых пошлин. В России фактическое обложение импортных товаров составляет 10—12%. 32Такие ставки на ввозимые товары призваны ограничить допуск на внутренний российский рынок продукции, а также поддержать отечественных товаропроизводителей.
Что касается фискальной функции таможенного обложения, то следует заметить, что забота о наполнении государственной казны заметно преобладает в таможенной политике Российской Федерации. По мнению экспертов, «соотношение фискальной и регулирующей функции можно условно обозначить как девяносто к десяти»33. Большинство ученых называют фискальную функцию основной. Выполняя фискальную функцию, таможенные платежи, как уже говорилось, служат одним из основных источников наполнения доходной части бюджета. В соответствии с БК РФ они относятся к доходам федерального бюджета и зачисляются туда в размере 100%. Таможенные платежи обеспечивают большую долю доходов федерального бюджета и по отдельным оценкам достигают 40% от общего объема поступлений34. Для сравнения: в странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли составляет 12:1, в России — почти 2:135.
Институт таможенных платежей можно назвать межотраслевым правовым институтом, поскольку его функционирование основано на правовых нормах, относящихся к конституционному, таможенному, финансовому и иным отраслям законодательства. Вместе с тем традиционно названный институт включают в систему таможенного права.
По нашему мнению, под таможенными платежами следует понимать таможенную пошлину, НДС, акциз, таможенные сборы и другие платежи, предусмотренные таможенным законодательством (законодательством о налогах и сборах, законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле и т.д.), взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ в связи с перемещением товаров через таможенную границу в целях осуществления таможенно-тарифного регулирования ВЭД.
Таким образом, на уровне субъектов РФ либо муниципальных образований не могут быть установлены какие-либо дополнительные таможенные платежи. В рамках ст. 34 НК РФ сформулированы основные полномочия таможенных органов, а также обязанности их должностных лиц в области взимания таможенных платежей. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ, федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.
Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные ст. 33 НК РФ. В частности, они обязаны:
Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством РФ, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 318 ТК РФ к числу таможенных платежей относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
5) таможенные сборы.
Таможенная пошлина уплачивается при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ — при ввозе товаров на таможенную территорию либо вывозе товаров с таможенной территории. Вплоть до 2005 г. таможенная пошлина официально входила в систему налогов и сборов Российской Федерации. Ее отличие от иных обязательных платежей названной системы заключалось в одновременном применении к ней норм налогового и таможенного законодательства. Приоритетное значение при этом имели таможенно-правовые нормы. Статья 2 НК РФ закрепляет правило, согласно которому законодательство о налогах и сборах применяется к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также иным отношениям, возникающим по поводу таможенных платежей, только в случаях, прямо предусмотренных Кодексом. Во всех остальных случаях действуют нормы таможенного законодательства.
До принятия НК РФ в законодательстве практически не существовало различий между налогами, сборами, пошлинами и иными обязательными платежами. Все они условно именовались налогами и объединялись в налоговую систему. Общее понятие пошлины отсутствовало, несмотря на то, что в законодательстве предусматривались таможенная, государственная и патентная пошлины36.
Согласно ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе» (в ред. от 8 ноября 2005 г.) таможенная пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования ВЭД в экономических интересах Российской Федерации.
ТК РФ не содержит определения таможенной пошлины. В то же время из перечня федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ) таможенная пошлина с 1 января 2005 г. исключена.
Проблемам разработки дефиниций «налог», «сбор», «пошлина» и разграничения их уделялось немало внимания в современной российской науке.37 Наименее изученным является вопрос о понятии пошлины, в том числе таможенной, о ее соотношении с иными обязательными платежами, установленными законодательством РФ. Споры о правовой природе таможенной пошлины сводятся, в основном, к отстаиванию диаметрально противоположных позиций. Одни авторы настаивают на том, что таможенная пошлина — это разновидность косвенных налогов,38 исходя из того, что:
Другие авторы считают, что таможенная пошлина не является налогом и занимает особое место в системе таможенных платежей39. Так, по мнению О. Ю. Бакаевой, особое место таможенной пошлины в системе иных обязательных платежей предопределено тем, что:
6) уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства.40
Информация о работе Анализ правовой природы и предназначения таможенных платежей