Анализ правовой природы и предназначения таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:40, дипломная работа

Краткое описание

Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой кото-рого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделе-ние труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международ-ное разделение труда и связанные с ним экономические отношения.
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию страны.

Файлы: 1 файл

Таможенные платежи (дипл-1).doc

— 554.50 Кб (Скачать)

Наиболее распространенными среди внешних таможенных пошлин в то время были: грузовая пошлина, взимаемая с товаров, судовые проезжие пошлины, одинаковые для русских и иностранных торговцев, большая таможенная пошлина, уплачиваемая помимо других, в Архангельске. Вводя внешние таможенные пошлины, правительство заботилось не только о меркантильных интересах. Таможенные сборы «выступали как средство политического воздействия России на своих внешнеторговых партнеров».9

Стремясь к военно-политическому союзу с Англией в период Ливонской войны царь Иван IV Грозный предоставил английским купцам право беспошлинной торговли в России. После отказа королевы Елизаветы I заключить союз все привилегии английским купцам были отменены. Однако впоследствии они были частично восстановлены. Дальнейшие взаимоотношения России с иностранными государствами неоднократно строились на принципах ужесточения либо либерализации таможенных платежей.

С воцарением Михаила Федоровича «внешняя пошлина впервые является в истинном своем смысле — платы за переход товара через границу государства»2. Была предпринята первая попытка упорядочения мест торговли и взимания таможенных сборов, поскольку обращалось внимание на то, что казна не получала вполне всех следующих ей пошлин. Для привлечения иностранцев к торговле с Россией в период царских смут предоставлялись льготы. С целью ограничения импорта отдельных товаров был запрещен ввоз табака, потребление которого строго преследовалось, и хлебных вин, находившихся в государственной монополии. Экспорт товаров, необходимых для самой России (селитра, хлеб, кречеты и др.), был категорически запрещен.

Период царствования Алексея Михайловича характеризуется отчетливо выраженными фискальными интересами. Русские купцы находились в невыгодном положении по сравнению с иностранными, имеющими возможность нередко беспошлинно вести торговлю. Помимо таможенных платежей они были обременены внутренними налогами, но правительство не реагировало на их справедливые просьбы о снижении налогов на торговлю.

Во второй половине XVII в. начались важные реформы в области таможенной политики. Указом от 1 июня 1649 г., идя навстречу просьбам отечественных купцов, правительство отменило все привилегии английским купцам, а вскоре и остальным иностранным торговцам.

Следующим шагом таможенного реформирования стал Торговый устав, изданный 25 октября 1653 года. В соответствии с ним многочисленные таможенные платежи заменялись единой рублевой таможенной пошлиной, взимаемой с русских купцов в среднем в размере 5% от стоимости товара, с иностранных - значительно выше - до 13%. Составленная на основании Торгового устава уставная грамота запрещала взимание проезжих пошлин во владениях светских и духовных феодалов. Торговый устав 1653 г. «был первым постановлением, давшим прочные правила для торговли и ее отношений к правительству, при недостаточности прежнего законодательства много зависевших от произвола заведующих лиц».

Дальнейшее развитие таможенная политика правительства получила в Новоторговом уставе, изданном 22 апреля 1667 г. В Новоторговом уставе были зафиксированы многие моменты, нашедшие свое продолжение и в современном таможенном законодательстве:

- устанавливалось  равное для всех таможенное  обложение торговых сделок единой рублевой пошлиной и ликвидировались проезжие сборы;

- купцам вменялось  в обязанность правдиво указывать  таможенную стоимость предъявляемых таможне товаров;

- определены  наказания за нарушение таможенных  правил: за сокрытие товара; в случае занижения продажной цены товар подлежал конфискации (рецидив наказывался дополнительно битьем кнутом);

- вводился контроль  за перемещением товаров;

- определялось  право таможенной головы и  устанавливалась его ответственность перед купцами.10

Новоторговый устав ввел принцип национального предпочтения в торговле, но это касалось главным образом внутренней торговли, для которой иностранцы должны были получать особые высочайшие грамоты или концессии. Товары, переходящие государственную границу, подлежали обложению особыми пошлинами.

Таким образом, Новоторговый устав свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Москвы, что дает основание считать этот памятник истории права первым таможенным тарифом.

Таможенная служба в России в конце XVI века – начале XVII века была «верной» или «откупной». К выполнению обязанностей по несению таможенной службы привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, на «веру», в связи с чем должностные лица таможен (таможенный голова и целовальники) принимали присягу, или, как говорили тогда, «приводились к вере». Поэтому данный способ получил название «верного».

 Таможенный  голова, уплатив предварительно  годовой сбор, мог быть уверен, что в случае недобора платежей  не последует санкций власти  на погашение задолженностей перед казной за счет его имущества, а государство получало при этом строго фиксированный сбор в денежном выражении. Откупщик принимал на себя обязательство уплаты казне конкретной суммы денег в определенные сроки, что подтверждалось его поручниками, которые в случае неплатежа должны были погасить задолженность откупщика.11

 В целях  упорядочения таможенного обложения  в России в XVI веке были изданы таможенные уставные грамоты. По большей части эти грамоты представляли собой контракт, на основании которого откупщик принимал на себя взимание таможенных сборов вместе с обязанностью уплачивать казне определенную сумму. В грамотах перечислены сборы, подлежащие взысканию, и указаны их размеры, установлен порядок их взимания, определены пени за уклонение от уплаты.

 С конца XV века до середины XVII века отмечается тенденция к учащению взимания тамги с местных жителей. Очевидно, что изменение в таможенном обложении шло по линии введения рублевой пошлины и для местных жителей, и для иногородцев. С 20-х годов XVII века в уставных грамотах уже не встречаются сведения об освобождении местных жителей от уплаты тамги .

 Многочисленные  разрозненные таможенные сборы  стали сливаться в единую таможенную  пошлину. Отмирание взыскания пошлины  натурой свидетельствует о совершенствовании деятельности самой таможни вследствие ликвидации функции реализации товаров. Таможня выполняет и правоохранительные функции. Но ее главной задачей по-прежнему остается сбор налогов и других обязательных платежей.

 В конце XVII века взимание таможенных пошлин  и сборов осуществляли Приказ Большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Номерная изба, таможенные избы в уездах .

 Еще более  существенную роль таможенные  платежи начинают приобретать  в годы правления Петра I (1682-1725) в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя. В целях изыскания дополнительных средств для пополнения казны Петр I учредил специальную должность прибыльщика. В его компетенцию входило «сидеть и чинить государю прибыли», иными словами – изобретать новые источники доходов .

 Первые мероприятия  Петра I в области таможенного  дела не отличались революционной новизной и последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которого было положено его предшественниками. Одновременно с этим разрешался ввоз табака, сахара и некоторых других ранее запрещенных товаров. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 года. Произошло временное увеличение числа внутренних платежей – были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, сборы за пользование торговыми площадями и пристанями и др. При этом таможенная политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность .

В конце царствования Петра I в 1724 году был принят первый в России таможенный тариф. Жестко протекционистский, он создавал благоприятные условия для развития отечественной мануфактуры. Преобладание экономической цели в этом тарифе видно из того, что «пошлины в нем назначены вообще тем выше, чем привозной предмет обработаннее, и наоборот, по вывозу тем ниже, чем он обработаннее. Из сырых продуктов ни один не допущен к беспошлинному вывозу» .

 Ставки импортных  таможенных пошлин дифференцировались  от 25% до 75% , вывозимые товары облагались по 3%-ной ставке . Вывоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских производителей, был запрещен.

Повышенное обложение важнейших западноевропейских товаров и предметов роскоши вызвало сильное недовольство крупного русского купечества, поэтому в 1731 году был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I . Достаточно сказать, что пошлины на некоторые виды привозных товаров из чугуна и стали, на селитру, азотную кислоту, инструменты были снижены с 75% до 10%. В том же году в Санкт-Петербурге были объединены внутренние и портовые таможни.

Ближайшие преемники Петра I пересматривают задачи экономической политики России, покровительство отечественному производству заменяется переходом к более льготному для иностранцев обмену товаров. Так, в июле 1725 года проживающие в Петербурге английские, голландские и гамбургские торговцы подали Екатерине I челобитную, в которой высказывали, что высокие пошлины крайне стесняют торговлю и делают невозможным привоз иностранных товаров, вследствие чего понижается и таможенный доход . Их ходатайство было удовлетворено.

Новый этап развития таможенного законодательства пришелся на периоды царствования Елизаветы Петровны и Петра III. Русское государство к этому времени в экономическом отношении оставалось раздробленным на множество мелких областей, в каждой из них взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров.

 Важнейшим  мероприятием в области таможенной  политике в царствование Елизаветы  Петровны явилась ликвидация  таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло еще XV-XVI веках, в экономическом отношении до середины XVIII века оставалось раздробленным. В каждой губернии взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мотовщины» и др. существовало множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

 Авторам давно  назревшей реформы стал граф  П.И.Шувалов, предложивший смелый  проект совершенной отмены внутренних  таможенных пошлин. Его доклад, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста от 20 декабря 1753 года. В 1753-1754 годах внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в сумме 13 копеек с рубля стоимости.12

 Вторая половина XVIII века знаменовало собой завершение  таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.

 Первый Российский  таможенный устав 1755 года положил  начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системы России и имело экономическое, финансовое и политическое значение. Принятые в нем постановления открыли возможности перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению Российского рынка и развитию внутренней внешней торговли.

 Принятие этого устава отменяло действие всех ранее изданных документов, связанных с правилами торговли и уплаты пошлин. В уставе рассматривается порядок внешней торговли и обязанности таможни. В нем говорилось, что он издан в интересах народа и облегчения его жизни. Согласно уставу, в России были ликвидированы все внутренние таможни и отменялись связанные с ними 17 пошлин. Уставом на ярмарках для разбора купеческих споров вводился суд, который должен был разбирать дело по справедливости и защищать купцов от обид и притеснений.

 Новым явилось  введение паспортной системы  для торговых людей. Иностранные купцы, записавшиеся в Российское купечество и в вечное подданство, пользовались правами граждан России. 29 апреля 1757 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. Таможенный тариф 1757 года был протекционистским, что отвечало настроением Елизаветы Петровны и ее приближенных, в их стремлении оказывания систематического покровительства всему национальному.

 В период  царствования Екатерины II проводится  либерализация таможенной политики. В таможенном тарифе 1766 года ставки таможенных пошлин были снижены, таможенное обложение осуществлялось по ставкам от 12 до 30%. В соответствии с таможенным тарифом 1782 года большинство ввозимых товаров освобождается от таможенного обложения, а ставки таможенной пошлины на остальные товары снижаются до 10%.

 Отличительной  особенностью таможенного дела  Екатерины II было то, что оно развивалось  с опорой на общественное мнение  – десятки записок подаваемых  императрицы по таможенной тематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.), но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды.

 В 1763 году  при дворе была учреждена комиссия по коммерции, приступившего к составлению нового таможенного тарифа. В мае 1766 года результаты ее работы были доложены Екатерине II и получили высочайшее одобрение. Опубликование нового тарифа состоялось 1 сентября 1766 года. С 1 марта 1767 он вступил в силу. Принятие этого тарифа означало продвижение страны на свободной торговли. Этот таможенный тариф можно назвать умеренным и склонным к физиократии. В связи со слабой эффективностью таможенной системы (контрабанда), не смотря на издание тарифа 1766 года и другие реорганизационные мероприятия, стали раздаваться голоса о целесообразности закрытия западной границы с одновременной ликвидацией на всем ее протяжении таможенных органов. В возникшем споре верх одержали сторонники дальнейшей либерализации внешней торговли. По их мнению острота проблемы контрабандного ввоза снималась единственно путем понижения ставок таможенных пошлин, установленного тарифом 1766 года. 27 сентября 1782 года проект тарифа был утвержден Екатериной II и передан в Сенат для опубликования. С принятием нового тарифа до 2% в среднем понижался размер пошлинного обложения ввозимого сырья, умеренной пошлиной облагались импортные полуфабрикаты, а на дорогую мебель и ткани, которые производились в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20% и т.д. Тариф 1782 года вполне соответствовал идеям физиократизма и свободной торговли. Для борьбы с контрабандой Екатерина II в 1782 году подписала указ, по которому в каждой западной пограничной губернии учреждалась пограничная стража. Поиск контрабанды стимулировался, часть конфискованных передавалась в пользу задержавших. Стремясь остановить контрабанду Екатерина II пошла на крайность, на российской границе появились закрытые пограничные шлагбаумы, а 26 июня 1889 Екатерина II подписала указ о запрещении с 10 сентября привоза, ввоза и пропуска «в границы россиския» всякого рода шелковых, шерстяных, бумажных и прочих иностранных товаров через сухопутные таможни на западной границе.

Информация о работе Анализ правовой природы и предназначения таможенных платежей