Анализ правовой природы и предназначения таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:40, дипломная работа

Краткое описание

Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой кото-рого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделе-ние труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международ-ное разделение труда и связанные с ним экономические отношения.
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию страны.

Файлы: 1 файл

Таможенные платежи (дипл-1).doc

— 554.50 Кб (Скачать)

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Таким образом, можно выделить три способа установления срока:

путем указания конкретной календарной даты (числа, месяца, года);

истечением периода времени (в годах, месяцах, неделях, днях или часах);

путем указания на конкретное событие, наступление которого является безусловным и неоспоримым для обеих сторон сделки, участников правоотношений, установленных законом, на момент заключения сделки (возникновения правоотношения).

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с п. 1 ст. 329 ТК РФ при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган РФ в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При этом уплата таможенных пошлин, налогов в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 149 Кодекса является условием выпуска товаров, если содержание таможенного режима предусматривает необходимость их уплаты.

Согласно п. 2 ст. 329 ТК РФ при вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено ТК РФ. Подобным иным случаем, например, является установленный ст. 312 срок уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории РФ трубопроводным транспортом. В отношении указанных товаров не менее 50% суммы вывозных таможенных пошлин уплачивается не позднее 20-го числа месяца, предшествующего каждому календарному месяцу поставки, оставшаяся же часть сумм вывозных таможенных пошлин должна быть уплачена не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки.

При изменении таможенного режима таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного ТК РФ для завершения действия изменяемого таможенного режима. При использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены таможенные льготы, для исчисления пеней сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день, когда лицом были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установить невозможно, то сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары.

В случае нарушения лицом, освобожденным от обязанности уплачивать таможенные платежи, требований и условий таможенных процедур, если такое нарушение влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для исчисления пеней будет считаться день совершения такого правонарушения. Если такой день установить невозможно, то сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры. При этом исходя из норм пп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ в случае несоблюдения положений Кодекса о пользовании и распоряжении товарами (о выполнении иных требований и условий таможенных режимов), предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, сроком уплаты таможенных платежей будет считаться день совершения такого правонарушения. Если же такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенной декларации.

В соответствии с п. 1 ст. 330 ТК РФ авансовые платежи — это денежные средства, внесенные на счет таможенного органа РФ в счет предстоящих таможенных платежей и неидентифицированные лицом, вносящим указанные денежные средства, в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. При этом денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжения об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в счет погашения задолженности по таможенным платежам.

Авансовые платежи, как и сами таможенные пошлины, налоги, могут быть внесены по выбору плательщика непосредственно в кассу или на счет таможенного органа наличными денежными средствами либо в безналичной форме, в валюте РФ либо в иностранной валюте в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Авансовые платежи вносятся в кассу или на счет того таможенного органа, в котором будет производиться таможенное оформление товаров. Авансовые платежи также могут быть внесены на счет таможенного органа в пользу третьего лица. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. Таким действием может являться, например, заявление лица, внесшего авансовые платежи, о зачете указанных денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей или их использовании в качестве денежного залога. Если авансовые платежи были внесены на счет таможенного органа в пользу третьего лица, то в качестве распоряжения указанными денежными средствами рассматривается письменное согласие лица, внесшего авансовые платежи, на их расходование, в том числе если декларирование товаров осуществляется таможенным брокером, а декларантом является лицо, внесшее авансовые платежи. Неизрасходованные суммы авансовых платежей после уплаты таможенных платежей, пени, процентов также рассматриваются в качестве авансовых платежей.

Днем исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, пени, процентов путем зачисления сумм авансовых платежей, внесенных на счет таможенного органа, является день принятия таможенным органом таможенной декларации, получения заявления об их зачете или письменного согласия лица, внесшего авансовые платежи, либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении использовать указанные денежные средства в качестве таможенных платежей. Днем исполнения обязанности по уплате таможенных платежей пени, процентов при их взыскании таможенным органом за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей является день зачета авансовых платежей в счет уплаты таможенных платежей, пеней, процентов.

При зачислении авансовых платежей, внесенных в иностранной валюте, в счет уплаты таможенных платежей, пени, процентов пересчет валюты РФ в иностранную валюту производится по курсу, действующему на день принятия таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, — на день фактической уплаты.

По требованию лица, внесшего авансовые платежи, таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования. Возврат авансовых платежей производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы авансовых платежей, на основании заявления лица, внесшего авансовые платежи (за подписями руководителя организации и главного бухгалтера, если авансовые платежи вносились юридическим лицом), удостоверенного печатью, если в соответствии с законодательством РФ лицо, подающее названное заявление, должно иметь печать. Если авансовые платежи уплачивались в пользу третьего лица, возврат осуществляется только по заявлению лица, внесшего авансовые платежи. Заявление о возврате авансовых платежей должно быть подано в таможенный орган в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.

Общий срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей, принятия решения о возврате и возврата авансовых платежей не может превышать одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму авансовых платежей, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата.

Возврат авансовых платежей производится на счет, указанный в заявлении о возврате, и только в валюте РФ. Если авансовые платежи вносились в иностранной валюте, для целей пересчета иностранных валют применяется курс Центрального банка РФ надень их возврата лицу, внесшему авансовые платежи. Возврат авансовых платежей не производится в следующих случаях:

при наличии у лица, внесшего авансовые платежи, задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности;

если сумма авансовых платежей, указанная в заявлении о возврате, менее 150 руб.;

в случае подачи заявления о возврате авансовых платежей по истечении установленных сроков.

При этом если авансовые платежи вносились в пользу третьего лица, в том числе таможенного брокера, наличие у этого лица задолженности по уплате таможенных платежей не может являться основанием для отказа в возврате авансовых платежей лицу, внесшему указанные денежные средства на счет таможенного органа. При наличии улица, внесшего авансовые платежи, задолженности по уплате таможенных платежей таможенный орган вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей. Если заявление о возврате авансовых платежей не подано в установленные сроки, указанные денежные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Ранее были рассмотрены общие правила исчисления и установления сроков для уплаты таможенных пошлин, налогов. Однако законодатель предусматривает также возможность изменения срока уплаты таможенных пошлин, налогов при соблюдении ряда требований и ограничений. Так, в соответствии с п. 2 ст. 333 ТК РФ изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки. Таможенные органы РФ, определяемые ФТС, на основании заявления плательщика таможенных платежей могут вынести решение об изменении срока уплаты таможенных платежей в форметтредоставления отсрочки или рассрочки уплаты. Подобное решение выносится таможенными органами только в письменной форме при наличии хотя бы одного из следующих условий, предусмотренных ст. 334 ТК РФ:

1) причинение  плательщику ущерба в результате  стихийного бедствия, технологической катастрофы, иных обстоятельств непреодолимого природного характера;

задержка плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

если товары, перемещаемые плательщиком через таможенную границу РФ, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

если плательщик осуществляет выполнение поставок по межправительственным соглашениям.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов может предоставляться как по одному, так и по нескольким видам таможенных платежей; как в отношении всей суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, так и в отношении ее части. Решение об изменении срока уплаты таможенных платежей принимается таможенным органом только при условии предоставления плательщиком обеспечения их уплаты.

Решение о предоставлении плательщику отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов принимается таможенным органом в течение 15 дней с поступления в соответствующий таможенный орган заявления об изменении срока уплаты таможенных платежей. О результатах рассмотрения заявления плательщик уведомляется в письменной форме. Заявитель также должен быть извещен о периоде времени, на который предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов. Отсрочка или рассрочка в зависимости от конкретных условий может быть предоставлена на срок от одного до шести месяцев. Если же заявителю было отказано в изменении срока уплаты таможенных пошлин, налогов, ему в течение трех рабочих дней направляется решение таможенного органа с указанием конкретных причин отказа.

При наличии обстоятельств, установленных ст. 335 ТК РФ, таможенный орган обязан отказать плательщику таможенных пошлин, налогов в изменении срока их уплаты. Законодатель ограничился перечислением двух обстоятельств (при этом перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию). Так, в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей отказывается (решение об изменении срока уплаты таможенных платежей не может быть вынесено), если:

1) в отношении  плательщика таможенных пошлин, налогов возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства;

2) если в отношении  плательщика таможенных пошлин, налогов возбуждена процедура банкротства.

Предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов для плательщика не является безвозмездным. При изменении срока уплаты таможенных платежей таможенные органы обязаны уведомить плательщика о начислении процентов за предоставление отсрочки или рассрочки. В соответствии со ст. 336 ТК РФ проценты за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начисляются на сумму задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Проценты уплачиваются до уплаты или одновременно с уплатой суммы задолженности по уплате таможенных платежей, но не позднее дня, следующего за днем истечения срока предоставленной отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Уплата, взыскание и возврат процентов осуществляются в порядке, предусмотренном Кодексом применительно к уплате, взысканию и возврату таможенных пошлин, налогов. Формулы, по которым рассчитываются проценты за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, утверждаются ФТС.

 

§3.4. Возврат таможенных платежей

 

3.4.1. Возврат излишне уплаченных  или излишне взысканных таможенных платежей

В соответствии с п. 1 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ. При этом не относятся к излишне уплаченным суммам таможенных пошлин, налогов:

  • денежные средства, которые были внесены в качестве авансовых платежей;
  • денежный залог, внесенный в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и иных обязательств плательщика в соответствии с таможенным законодательством РФ;
  • суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату в случаях, установленных п. 1 ст. 356 ТК РФ.

При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в общем порядке согласно ст. 356.

Информация о работе Анализ правовой природы и предназначения таможенных платежей