Анализ правовой природы и предназначения таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 21:40, дипломная работа

Краткое описание

Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой кото-рого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделе-ние труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международ-ное разделение труда и связанные с ним экономические отношения.
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию страны.

Файлы: 1 файл

Таможенные платежи (дипл-1).doc

— 554.50 Кб (Скачать)

Днем излишней уплаты таможенных платежей считается:

  1. при уплате наличными денежными средствами — день принятия денежных средств в кассу таможенного органа;
  2. при уплате с использованием таможенного приходного ордера (ТПО) — день уплаты по ТПО;
  3. при безналичной форме уплаты — день списания денежных средств со счета плательщика в банке;
  4. при уплате путем проведения зачета авансовых платежей или денежного залога — день получения таможенным органом распоряжения о зачете.

Днем излишнего взыскания таможенных платежей считается:

  1. при бесспорном списании со счета плательщика — день списания кредитным учреждением денежных средств со счета плательщика;
  2. при обращении взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, а также при зачете в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией в соответствии с банковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства, — день поступления на счет таможенного органа соответствующих денежных средств;
  3. при взыскании таможенных пошлин, налогов за счет неизрасходованного остатка невостребованных сумм авансовых платежей или денежного залога — день принятия таможенным органом решения о проведении такого зачета.

При безналичной форме уплаты возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов может быть осуществлен только в случае фактического поступления таможенных платежей на счета таможенного органа.

При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей (п. 3 ст. 355 ТК РФ).

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется в валюте РФ. Если же таможенные пошлины, налоги уплачивались или взыскивались в иностранной валюте, тогда суммы излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в валюте РФ по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на день излишней уплаты или излишнего взыскания соответственно.

При наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и (или) процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом таможенный орган обязан проинформировать плательщика о произведенном зачете в течение трех дней со дня его осуществления.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится только по решению того таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей (п. 4 ст. 355). Решение о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов принимается руководителем таможенного органа на основании письменного заявления плательщика таможенных платежей. В соответствии с п. 8 ст. 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей по желанию самого плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Излишне уплаченные таможенные пошлины, налоги могут быть также зачтены в счет уплаты конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретного товара или товарной партии, оформленных по конкретной таможенной декларации, либо в счет предстоящих таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. При принятии решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет предстоящих таможенных платежей с момента принятия соответствующего решения указанные денежные средства рассматриваются как авансовые.

Заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подается в тот таможенный орган, па счет которого уплачивались или взыскивались таможенные пошлины, налоги, но не позднее трех лет со дня уплаты либо взыскания таможенных платежей.

Заявление о возврате излишне взысканных или излишне уплаченных таможенных платежей должно быть рассмотрено таможенным органом в течение одного месяца со дня подачи письменного заявления и иных необходимых документов.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей (утвержден приказом ГТК России от 25 мая 2004 г, № 607). Такими документами являются:

  1. письменное заявление плательщика о возврате (зачете) за подписями руководителя организации и главного бухгалтера (бухгалтера), заверенными мастичной печатью организации, с указанием причины излишней уплаты или взыскания таможенных платежей, их суммы, а также реквизитов счетов, на которые необходимо осуществить возврат;
  2. платежный документ, подтверждающий поступление денежных средств в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством РФ;
  3. документы, на основании которых производилось расходование авансовых платежей, или документы, на основании которых исчислялись и (или) взимались таможенные платежи;
  4. документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, или документы, подтверждающие наличие случаев, установленных п. 1 ст. 356 ТК РФ (указанные документы не представляются при возврате авансовых платежей);
  5. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, семи оно не было представлено ранее при таможенном оформлении (указанные документы представляются юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей);
  6. свидетельство о государственной регистрации юридического лица или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если они не были представлены ранее при таможенном оформлении (указанные документы представляются юридическими лицами и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей);
  7. документы, удостоверяющие личность физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
  8. документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств, если они не были представлены ранее при таможенном оформлении;
  9. заверенный в установленном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате (зачете) денежных средств;
  10. иные документы, которые могут быть представлены лицом, внесшим авансовые платежи, или плательщиком таможенных пошлин, налогов для подтверждения обоснованности возврата.

Руководитель таможенного органа вправе сократить вышеприведенный перечень документов, представляемых при возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

При отсутствии в заявлении необходимых сведений и непредставлении обязательных документов заявление подлежит возврату плательщику без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения заявления. Если же при рассмотрении заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов таможенным органом не выявлены факты излишней уплаты или излишнего взыскания, то выносится мотивированное решение об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов. Возврат заявления производится не позднее пяти дней со дня его поступления в таможенный орган.

В случае оставления заявления без рассмотрения плательщик вправе повторно обратиться с аналогичным заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

В случае положительного ответа руководитель таможенного органа принимает решение о возврате излишне взысканных (излишне уплаченных) таможенных пошлин, налогов. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет, указанный в заявлении о возврате. При возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных пошлин, налогов по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 356.

При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются и суммы не индексируются (п. 11 ст. 355 ТК РФ). Исключением из этого правила является случай нарушения таможенным органом срока рассмотрения письменного заявления о возврате (за чете) излишне взысканных (излишне уплаченных) таможенных платежей. В соответствии с п. 4 ст. 355 общий срок рассмотрения указанного заявления — один месяц. При нарушении этого срока па сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, проценты, исчисленные по указанным правилам, начисляются на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пересчитанную по курсу Центрального банка РФ в валюту РФ на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание.

Иные случаи возврата таможенных платежей

Законодателем проводятся различия в порядке возврата таможенных пошлин, налогов, полученных таможенными органами по разным основаниям. Выше были рассмотрены случаи возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов. Однако в соответствии с п. 1 ст. 356 ТК РФ возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае: если представленная таможенному органу таможенная декларация считается неподанной в соответствии с ТК РФ; отзыва таможенной декларации;

предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной суммы таможенной пошлины;

восстановления режима наибольшего благоприятствования нации или тарифных преференций;

если Кодексом предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при вывозе иностранных товаров с таможенной территории РФ, или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров;

изменения ранее заявленного таможенного режима, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранный таможенный режим, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальном таможенном режиме, за исключением случая, предусмотренного п. 6 ст. 212 ТК РФ;

установленных законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в отношении временных специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин.

Возврат таможенных пошлин, налогов в вышеперечисленных случаях производится при подаче плательщиком заявления о возврате не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов. Заявление подается по форме и в порядке, предусмотренных для возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, при возврате таможенных платежей по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 356 ТК РФ, суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов возврату не подлежат. Если таможенные пошлины, налоги, подлежащие возврату по основаниям, указанным в п. 1 ст. 356 ТК РФ, были внесены плательщиком на счет таможенного органа (уплачены в наличной форме) в иностранной валюте, при возврате указанных таможенных платежей производится пересчет иностранной валюты в валюту РФ. При этом в целях пересчета подлежащих возврату сумм в валюту РФ применяется курс Центрального банка РФ, действующий на день принятия таможенной декларации.

 

Заключение

 

В условиях развития рыночной экономики Россия активно реализует экономический потенциал, интегрируясь в мировую экономику. Либерализация внешнеэкономической деятельности, связанная с ввозом товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, и снятие подавляющего числа запретов обусловили необходимость решения задачи четкой правовой регламентации складывающихся в этой области отношений.

Регулирование внешнеторговых отношений является неотъемлемой функцией любого государства, стремящегося обеспечить собственную политическую независимость и экономическую безопасность. Расчет и уплата таможенных платежей — один из самых важных вопросов, связанных с ведением ВЭД.

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 35 процентов доходной части федерального бюджета. От того, на сколько законодательство подробно закрепит полный правовой механизм их уплаты и все вопросы, которые с этой уплатой связаны, настолько снижаются возможные риски ухода от уплаты таких платежей.

Итак, к таможенным платежам относятся (п.1 ст.318 ТК РФ):

1) ввозная таможенная  пошлина;

2) вывозная таможенная  пошлина;

3) налог на  добавленную стоимость, взимаемый  при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

4) акциз, взимаемый  при ввозе товаров на таможенную  территорию Российской Федерации;

5) таможенные  сборы.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами к таможенным платежам не относятся. Они взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для взимания ввозной таможенной пошлины. Также они представляют отдельный предмет регулирования Федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и относятся к особым видам пошлин.

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

1) при ввозе  товаров - с момента пересечения  таможенной границы. Ввозом товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации является фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами;

Информация о работе Анализ правовой природы и предназначения таможенных платежей