Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:05, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ и оценка результатов деятельности таможенных органов. В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику таможенных органов России, определить правовой статус и закрепленные за ними функции;
Рассмотреть таможенные органы как единую систему;
Дать общую характеристику понятию эффективности таможенной деятельности в России;
Определить показатели оценки результатов деятельности Федеральной таможенной службы;
Определить показатели оценки результатов деятельности региональных таможенных управлений и таможен;
Предложить основные направления повышения эффективности деятельности таможенных органов.
2.2 Показатели оценки результатов деятельности Федеральной таможенной службы
В целях достижения наиболее
объективных оценок таможенной деятельности
целесообразно выбор и оценку
показателей проводить со всех имеющихся
позиций, с последующей обработкой для
получения интегрального результата.
Единая система5 таможенных органов России
является иерархической, поэтому ,эффективность
каждой ее вложенной подсистемы (регионального
таможенного управления, таможни, таможенного
поста) необходимо оценивать с точки зрения
эффективности выполнения конкретных
функций в рамках систем более высокого
уровня. Перечень конкретных функций и
основных задач регионального таможенного
управления, таможни, иного поста требует
соответствующего анализа, на основе которого
и формируется композиция показателей
эффективности. При этом необходимо учитывать
возможности привлекаемых методов их
оценки. В итоге необходимо иметь систему
показателей для оценки деятельности
всех таможенных органов в целом. Приведем
примеры построения такой системы показателей.
Уровень таможенной службы. При
построении системы показателей эффективности
таможенной службы целесообразно учитывать
и анализировать следующие составляющие
цели деятельности таможенной службы,
системные функции (государственные),
показатели эффективности по каждой функции
(при их наличии), факторы, определяющие
эволюцию каждого из показателей и степень
их влияния, разбивку показателей по категориям:
качественные - количественные, возможности
существующего методического и информационного
обеспечения для формулирования и оценки
показателей, административные и другие
ограничения. Пример взаимосвязи системных
функций таможенной службы, системы показателей
эффективности, формируемой в объемы полного
набора системных функций в данном примере,
а также частных показателей по отдельным
системным функциям, демонстрируется
в табл. 1.
Таблица 1 Показатели эффективности таможенной деятельности ФТС
Системные таможенные функции |
Совокупный показатель эффективности |
Частные показатели эффективности |
1. Финансово-экономическая функция |
Финансовая результативность |
1. Удельный вес (доля) таможенных
платежей (ТП) в госбюджете (ГБ) России: |
2.Функция таможенного контроля |
Совокупный результат таможенн |
1. Количество таможенных
оформлений N за отчетный период ∆т; |
3.Правоохранительная функция |
Совокупный результат правоохранительной деятельности |
1. Количество выявленных
нарушений таможенных правил (НТП); |
4. Функция таможенного регулирования |
Совокупный результат |
|
5.Информационно- аналитическая деятельность |
Совокупный результат ИАД |
1. Оперативность представления
информации (час); |
В настоящее время оценивание деятельности ТС одним показателем на основании только формализованных процедур в силу специфики таможенной деятельности практически невозможно. Поэтому в этом процессе широко используются эксперты. Эксперты оценивают вклад в общую эффективность деятельности таможни каждой системной функции. Влияние на результативность деятельности таможни направлений деятельности по результатам экспертного опроса показано в табл. 2.
Таблица 2 – Влияние видов деятельности по оценке экспертов
Влияние отдельных видов деятельности на результаты деятельности таможни
Вид деятельности |
Таможенные платежи |
Пропуск транспорта |
Результаты правовой деятельности |
Управленческая |
0.061 |
0.076 |
0.0133 |
Оперативная |
0.255 |
0,386 |
0.375 |
Правоохранительная |
0.144 |
0, 121 |
0.253 |
Экономическая |
0.313 |
0, 27 |
0.15 |
Обеспечивающая |
0.069 |
0.036 |
0.038 |
Информационно-техническая |
0.144 |
0.154 |
0.106 |
В целом можно сказать, что система качественных и количественных показателей деятельности таможенного органа определяется функциями и задачами, стоящими перед ними, а также конкретной решаемой задачей системного анализа. В таких условиях не существует универсального набора показателей таможенной деятельности, однако может быть предложен единый алгоритм их формирования.
При разработке комплекса показателей оценки таможенной деятельности6 необходимо учитывать, что исходно существует довольно большое количество показателей различного уровня иерархии таможенных органов, характеризующих самые разнообразные направления их деятельности. Использование всех показателей при численном или аналитическом решении поставленных задач практически невозможно из-за огромного объема вычислений и рассматриваемых признаков соответственно. Кроме того, в ряде случаев учет лишних либо игнорирование важных показателей может привести к существенному снижению эффективности анализа. Таким образом, прежде всего, необходимо разделить имеющиеся показатели по трем категориям иерархии таможенных органов, то есть на показатели деятельности таможен, таможенных постов и регионального таможенного управления.
Подобная предварительная обработка отчетных и др. материалов, как правило, выполняется в полном объеме ежегодно соответствующими подразделениями ФТС, причем полученные результаты собираются в виде довольно объемной базы данных ГНИВЦ. На блок-схеме этим действиям соответствуют три начальных блока (показатели деятельности таможен, постов и РТУ).
Следующий блок - "проведение
селекции по всему спектру показателей"
- представляет собой экспертный отбор
на каждом уровне иерархии значимых показателей
для решения конкретных задач системного
анализа деятельности таможенных органов.
Важность тех или иных показателей определяется
в основном качественным образом, однако
даже на этом этапе возможно применение
средств, значительно повышающих производительность
труда экспертов-аналитиков. В качестве
примера можно привести пакеты "MS Excel" и "Statistics", позволяющие
осуществлять анализ статистических закономерностей
тех или иных данных, включая построение
диаграмм и проведение регрессионных
исследований.
На данном этапе это особенно важно, так как достоверные качественные закономерности динамики характеристик деятельности таможенных органов на большом множестве исследуемых параметров в режиме реального времени могут быть выявлены только путем автоматизации. Сформированные таким образом показатели суть исходные данные для системного анализа деятельности таможенных органов. Далее необходимо "получение первичных показателей и их группировка". На основе экспертного либо кластерного анализа осуществляется выделение направлений, по которым происходит группировка данных и формирование первичных показателей.
Заключительный блок - "формирование
итогового комплекса
2.3 Показатели оценки результатов
деятельности региональных
В целях организации контроля и оценки эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, вышел приказ7 непосредственно подчиненных ФТС России, в 2007 году утверждающий:
1) контрольные
показатели эффективности
2) Порядок действий
структурных подразделений ФТС
России, региональных таможенных
управлений и таможен,
2. Определить
компетенцию структурных
3. Утвердить
следующие методики расчета
1) методику расчета
показателя "Доля таможенных платежей,
довзысканных по решениям о
корректировке таможенной
2) методику расчета
показателя "Доля таможенных платежей,
взысканных в результате
3) методику расчета
показателя "Доля возникшей суммы
задолженности по уплате
4) методику расчета
показателя "Сокращение расхождений
между количественными
5) методику расчета
показателя "Эффективность проведенных
таможенными органами проверок
соблюдения участниками
6) методику расчета показателя "Доля ГТД, срок выпуска по которым составляет 1 день".
7) методику расчета
показателя "Доля судебных дел
с участием таможенных органов,
8) методику расчета
показателя "Количество повторных
обоснованных жалоб,
9) методику расчета
показателя "Среднее время первичного
реагирования по фактам
10) методику
расчета показателя "Эффективность
проведения таможенными
11) методику
расчета показателя "Доля таможенных
партий товаров, в отношении
которых таможенными органами
подготовлены и направлены
12) методику
расчета показателя "Эффективность
применения таможенными
13) методику
расчета показателя "Доля таможенного
оформления подакцизных
15) методику расчета показателей "Исполнение Приказа ФТС России от 12.05.2003 N 499 в части соблюдения сроков передачи электронных копий ГТД в центральную базу данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов".
4. Внести в
приложения N 5 и N 6 к Приказу ФТС
России от 12 января 2006 г. N 5 "О контрольных
показателях эффективности
5. Структурным
подразделениям ФТС России и
таможенным органам при
1) методиками
расчета показателей конечного
результата деятельности, утвержденными
Приказом ФТС России от 3 апреля
2006 г. N 284 "Об утверждении методик
расчета показателей конечного
результата деятельности
Информация о работе Анализ и оценка результатов деятельности таможенных органов