Анализ и оценка результатов деятельности таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ и оценка результатов деятельности таможенных органов. В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику таможенных органов России, определить правовой статус и закрепленные за ними функции;
Рассмотреть таможенные органы как единую систему;
Дать общую характеристику понятию эффективности таможенной деятельности в России;
Определить показатели оценки результатов деятельности Федеральной таможенной службы;
Определить показатели оценки результатов деятельности региональных таможенных управлений и таможен;
Предложить основные направления повышения эффективности деятельности таможенных органов.

Файлы: 1 файл

Лазаревич.docx

— 70.84 Кб (Скачать)

 

2.2 Показатели оценки результатов деятельности Федеральной таможенной службы

В целях достижения наиболее объективных оценок таможенной деятельности целесообразно выбор и оценку показателей проводить со всех имеющихся  позиций, с  последующей обработкой для получения интегрального результата. Единая система5 таможенных органов России является иерархической, поэтому ,эффективность каждой ее вложенной подсистемы (регионального таможенного управления, таможни, таможенного поста) необходимо оценивать с точки зрения эффективности выполнения конкретных функций в рамках систем более высокого уровня. Перечень конкретных функций и основных задач регионального таможенного управления, таможни, иного поста требует соответствующего анализа, на основе которого и формируется композиция показателей эффективности. При этом необходимо учитывать возможности привлекаемых методов их оценки. В итоге необходимо иметь систему показателей для оценки деятельности всех таможенных органов в целом. Приведем примеры построения такой системы показателей. 
Уровень таможенной службы. При построении системы показателей эффективности таможенной службы целесообразно учитывать и анализировать следующие составляющие цели деятельности таможенной службы, системные функции (государственные), показатели эффективности по каждой функции (при их наличии), факторы, определяющие эволюцию каждого из показателей и степень их влияния, разбивку показателей по категориям: качественные - количественные, возможности существующего методического и информационного обеспечения для формулирования и оценки показателей, административные и другие ограничения. Пример взаимосвязи системных функций таможенной службы, системы показателей эффективности, формируемой в объемы полного набора системных функций в данном примере, а также частных показателей по отдельным системным функциям, демонстрируется в табл. 1.

Таблица 1 Показатели эффективности  таможенной деятельности ФТС 

 

Системные таможенные функции 

Совокупный  показатель эффективности

Частные показатели эффективности

1. Финансово-экономическая  функция

Финансовая результативность

1. Удельный вес (доля) таможенных  платежей (ТП) в госбюджете (ГБ) России:  
 
∆ТП = (ГБ – ТП )/ГБ; 
 
2. Уровень выполнения плановых показателей (ПП) по фактическим платежам (ФП) в ГБ: 
 
∆ТП = (ФП – ПП) \ ПП; 
 
3. Уровень потенциальных потерь ТП: 
 
∆П = (ПП - ФП ) \ ПП; 
 
4. Отношение  ТП за период времени к стоимости содержания и обеспечения жизнедеятельности ЕСТО (СТС) - (экономическая эффективность ЭЭ):  
 
ЭЭ = (ТП∆т  ) \ ∆СТСт 

2.Функция таможенного  контроля

Совокупный результат  таможенного контроля

1. Количество таможенных  оформлений N за отчетный период ∆т; 
 
2. Количество лиц, грузов и транспорта, подвергнутого таможенному досмотру и т. п….

3.Правоохранительная функция

Совокупный результат  правоохранительной деятельности

1. Количество выявленных  нарушений таможенных правил (НТП); 
 
Количество заведенных дел (ЗД); 
 
Количество «выигранных» дел – (ВД); 
 
3. Интенсивность правоохранительной деятельности: 
 
ИПД = (НТП + ЗД + ВД)\ Nдней

4. Функция таможенного  регулирования

Совокупный результат регулирования

 

5.Информационно- аналитическая деятельность

Совокупный результат  ИАД

1. Оперативность представления  информации (час); 
 
2.Объём информационной модели ВЭД; 
 
3. Оперативность внесения изменений в модель ВЭД


 

В настоящее время оценивание деятельности ТС  одним показателем  на основании только формализованных  процедур в силу специфики таможенной деятельности практически невозможно. Поэтому в этом процессе широко используются эксперты. Эксперты оценивают вклад в общую эффективность деятельности таможни каждой системной функции. Влияние на результативность деятельности таможни направлений деятельности  по результатам экспертного опроса показано в табл. 2.                           

Таблица 2 – Влияние видов  деятельности по оценке экспертов

Влияние отдельных видов  деятельности на результаты деятельности таможни

 

Вид деятельности

Таможенные платежи

Пропуск транспорта

Результаты правовой деятельности

Управленческая

0.061

0.076

0.0133

Оперативная

0.255

0,386

0.375

Правоохранительная

0.144

0, 121

0.253

Экономическая

0.313

0, 27

0.15

Обеспечивающая

0.069

0.036

0.038

Информационно-техническая

0.144

0.154

0.106


В целом можно сказать, что система качественных и количественных показателей деятельности таможенного  органа определяется функциями и  задачами, стоящими перед ними, а  также конкретной решаемой задачей  системного анализа. В таких условиях не существует универсального набора показателей таможенной деятельности, однако может быть предложен единый алгоритм их формирования.

 

При разработке комплекса  показателей оценки таможенной деятельности6 необходимо учитывать, что исходно существует довольно большое количество показателей различного уровня иерархии таможенных органов, характеризующих самые разнообразные направления их деятельности. Использование всех показателей при численном или аналитическом решении поставленных задач практически невозможно из-за огромного объема вычислений и рассматриваемых признаков соответственно. Кроме того, в ряде случаев учет лишних либо игнорирование важных показателей может привести к существенному снижению эффективности анализа. Таким образом, прежде всего, необходимо разделить имеющиеся показатели по трем категориям иерархии таможенных органов, то есть на показатели деятельности таможен, таможенных постов и регионального таможенного управления.

Подобная предварительная  обработка отчетных и др. материалов, как правило, выполняется в полном объеме ежегодно соответствующими подразделениями ФТС, причем полученные результаты собираются в виде довольно объемной базы данных ГНИВЦ. На блок-схеме этим действиям соответствуют три начальных блока (показатели деятельности таможен, постов и РТУ).

Следующий блок - "проведение селекции по всему спектру показателей" - представляет собой экспертный отбор на каждом уровне иерархии значимых показателей для решения конкретных задач системного анализа деятельности таможенных органов. 
Важность тех или иных показателей определяется в основном качественным образом, однако даже на этом этапе возможно применение средств, значительно повышающих производительность труда экспертов-аналитиков. В качестве примера можно привести пакеты "MS Excel" и "Statistics", позволяющие осуществлять анализ статистических закономерностей тех или иных данных, включая построение диаграмм и проведение регрессионных исследований.

На данном этапе это  особенно важно, так как достоверные  качественные закономерности динамики характеристик деятельности таможенных органов на большом множестве исследуемых параметров в режиме реального времени могут быть выявлены только путем автоматизации. Сформированные таким образом показатели суть исходные данные для системного анализа деятельности таможенных органов. Далее необходимо "получение первичных показателей и их группировка". На основе экспертного либо кластерного анализа осуществляется выделение направлений, по которым происходит группировка данных и формирование первичных показателей.

Заключительный блок - "формирование итогового комплекса показателей" - выполняется экспертом-аналитиком на основании выработанных первичных показателей. К сожалению, данный блок в настоящее время не может быть автоматизирован в силу определенной субъективности формирования комплекса показателей, однако в перспективе возможно привлечение эволюционных вычислений для ее оптимизации. Полученные показатели особенно важны при дальнейшем использовании имитационных моделей для оценки их эффективности и адекватности реальным подсистемам и технологиям таможенной деятельности.

 

2.3 Показатели оценки результатов  деятельности региональных таможенных  управлений и таможен

В целях организации  контроля и оценки эффективности  деятельности региональных таможенных управлений и таможен, вышел приказ7 непосредственно подчиненных ФТС России, в 2007 году утверждающий:

1) контрольные  показатели эффективности деятельности  региональных таможенных управлений, Внуковской, Домодедовской, Шереметьевской, Центральной акцизной и Центральной  энергетической таможен на 2007 год;

2) Порядок действий  структурных подразделений ФТС  России, региональных таможенных  управлений и таможен, непосредственно  подчиненных ФТС России, направленных  на обеспечение контроля и  оценки эффективности деятельности  региональных таможенных управлений  и таможен, непосредственно подчиненных  ФТС России, в 2007 году.

2. Определить  компетенцию структурных подразделений  ФТС России по оценке выполнения  контрольных показателей эффективности  деятельности региональных таможенных  управлений и таможен, непосредственно  подчиненных ФТС России.

3. Утвердить  следующие методики расчета контрольных  показателей эффективности деятельности  региональных таможенных управлений  и таможен, непосредственно подчиненных  ФТС России, на 2007 год:

1) методику расчета  показателя "Доля таможенных платежей, довзысканных по решениям о  корректировке таможенной стоимости  товаров, которые впоследствии  были отменены, в общей сумме  довзысканных таможенных платежей  по всем решениям о корректировке  таможенной стоимости товаров" 

2) методику расчета  показателя "Доля таможенных платежей, взысканных в результате корректировок  таможенной стоимости товаров,  в общей сумме таможенных платежей, доначисленных по результатам  корректировок таможенной стоимости  товаров" 

3) методику расчета  показателя "Доля возникшей суммы  задолженности по уплате таможенных  платежей и пеней в общей  сумме денежных средств, перечисленных  в федеральный бюджет".

4) методику расчета  показателя "Сокращение расхождений  между количественными показателями  импорта в Россию из Китая  и показателями экспорта из  Китая в Россию товаров дефицита - увеличение количества оформляемых  товаров".

5) методику расчета  показателя "Эффективность проведенных  таможенными органами проверок  соблюдения участниками внешнеэкономической  деятельности валютного законодательства  Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования".

6) методику расчета  показателя "Доля ГТД, срок  выпуска по которым составляет 1 день".

7) методику расчета  показателя "Доля судебных дел  с участием таможенных органов,  по которым судами приняты  решения не в пользу таможенных  органов, в общем числе рассмотренных  судами дел с участием таможенных  органов".

8) методику расчета  показателя "Количество повторных  обоснованных жалоб, рассмотренных  таможенными органами в соответствии  с главой 7 Таможенного кодекса  Российской Федерации".

9) методику расчета  показателя "Среднее время первичного  реагирования по фактам выявления  признаков незаконного перемещения  через таможенную границу Российской  Федерации делящихся и радиоактивных  материалов и товаров с повышенным  уровнем ионизирующих излучений".

10) методику  расчета показателя "Эффективность  проведения таможенными органами  таможенных досмотров товаров  при применении системы управления рисками".

11) методику  расчета показателя "Доля таможенных  партий товаров, в отношении  которых таможенными органами  подготовлены и направлены предложения  об их исключении из области  действия профилей рисков".

12) методику  расчета показателя "Эффективность  применения таможенными органами  таможенных досмотров товаров  и транспортных средств при  ввозе товаров отдельных групп по ТН ВЭД России".

13) методику  расчета показателя "Доля таможенного  оформления подакцизных товаров". 14) методику расчета показателя "Обеспечение соблюдения запретов и ограничений, не носящих экономического характера".

15) методику  расчета показателей "Исполнение Приказа ФТС России от 12.05.2003 N 499 в части соблюдения сроков передачи электронных копий ГТД в центральную базу данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов".

4. Внести в  приложения N 5 и N 6 к Приказу ФТС  России от 12 января 2006 г. N 5 "О контрольных  показателях эффективности деятельности  региональных таможенных управлений  и таможен, непосредственно подчиненных  ФТС России, на 2006 год" изменения  согласно Приложению N 19 к настоящему  Приказу.

5. Структурным  подразделениям ФТС России и  таможенным органам при установлении  значений и оценке выполнения  контрольных показателей эффективности  деятельности руководствоваться  методиками, перечисленными в пункте 3, а по показателям эффективности  деятельности, методики расчета  которых не перечислены в пункте 3, следующими методиками:

1) методиками  расчета показателей конечного  результата деятельности, утвержденными  Приказом ФТС России от 3 апреля 2006 г. N 284 "Об утверждении методик  расчета показателей конечного  результата деятельности таможенных  органов Российской Федерации"  с последующими изменениями и  дополнениями:

Информация о работе Анализ и оценка результатов деятельности таможенных органов