Оценка результатов деятельности персонала управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:24, доклад

Краткое описание

Общая методология оценки работы руководителей исходит из того, что их труд оценивается, в первую очередь, по результатам работы подчиненным им подразделений. Конкретный набор критериев (показателей) такого рода оценки достаточно разнообразен и зависит от должности руководителя, характера деятельности подразделения (производственное подразделение, функциональный отдел, проектные работы и т.п.)

Файлы: 1 файл

67 Квалиметрический подход к оценке персонала.docx

— 19.79 Кб (Скачать)

69. оценка результатов деятельности персонала управления

Общая методология  оценки работы руководителей исходит  из того, что их труд оценивается, в  первую очередь, по результатам работы подчиненным им подразделений. Конкретный набор критериев (показателей) такого рода оценки достаточно разнообразен и зависит от должности руководителя, характера деятельности подразделения (производственное подразделение, функциональный отдел, проектные работы и т.п.). Так, в качестве основных показателей, характеризующих  результаты производственной деятельности подразделения, могут быть рекомендованы [9; 247]:

- выполнение  планового задания по объему  и важнейшей номенклатуре;

- производительность  труда;

- качество продукции  (выполненных работ).

Основной целью  оценки руководителей является поиск  путей повышения эффективности работы подразделений и организации в целом. Эта цель может быть достигнута только в том случае, если, с одной стороны, каждый руководитель будет максимально полно использовать все возможности, открывающиеся перед ним и перед его подразделением (организацией), а с другой стороны, если руководящие должности будут занимать самые достойные, самые способные, самые знающие люди [8; 88].

Поскольку работа руководителя предполагает решение  большого количества задач (работа с  людьми, эффективное использование  материальных ресурсов, планирование, высокая личная организованностью  др.), то становится очевидно, что за успешной управленческой деятельностью стоит значительный набор самых разных характеристик и умений, оценка которых предполагает использование разных методов. Комплексный подход к оценке работы руководителей предполагает, что результаты, полученные в ходе использования какого-то одного метода, если они не подкреплены информацией от применения других методов, могут быть односторонними, неполными. Использование таких однобоких результатов при принятии, например, решений о кадровых назначениях, может привести к серьезным ошибкам.

Среди наиболее часто используемых методов оценки руководителей можно выделить следующие:

-  оценка показателей работы подразделения;

-  экспертные оценки;

-  психологическое тестирование;

-  проведение специализированных семинаров;

-  ежегодная оценка рабочих показателей;

-  центры оценки.

Оценка  показателей работы подразделения. Подведение итогов работы подразделения, возглавляемого оцениваемым руководителем за определенный период времени (месяц, квартал, год), дает хорошую возможность для оценки его управленческой деятельности. Краткий отчет о работе за прошедший период является основой для планирования на будущее. Руководители в этом случае лучше понимают предъявляемые к ним требования, а также то, что они должны делать, чтобы достичь более высоких результатов.

Экспертные  оценки используются в практике оценки управленческого труда достаточно давно. Еще в СССР для этих целей были разработаны и широко использовались методики экспертных оценок, когда руководителей оценивает одновременно несколько экспертов: три вышестоящих руководителя, три руководителя его уровня (коллеги) и три его подчиненных. При этом для соблюдения конфиденциальности методика предполагала кодирование не только фамилий экспертов, но и фамилии оцениваемого руководителя. В приложении 4 представлена примерная оценочная форма для оценки работы руководителей. В качестве экспертов могут выступать вышестоящие руководители, коллеги и подчиненные.

Психологическое тестирование. Как вспомогательное средство при оценке работы руководителей могут использоваться и психологические тесты. Они призваны оценивать личностные характеристики, особенности стиля управления, уровень и особенности интеллекта, особенности мотивации, внимания, темперамента, коммуникативных способностей и др. Тесты позволяют выявить людей с определенными интеллектуальными, личностными или психофизиологическими особенностями. Однако такие тесты не могут дать точную картину зависимости результативности работы руководителей от психологических особенностей личности, поэтому роль тестов за последние 20-30 лет снижается.

Проведение  специализированных семинаров. В ряде случаев для определения управленческого потенциала руководителей могут быть использованы семинары, в которых участвуют руководители и специалисты. Для организации это хорошая возможность совместить обучение с оценкой потенциала своих работников. Одной из важнейших целей таких семинаров является выявление слушателей, обладающих наиболее высоким потенциалом, что позволяет рассматривать их в качестве кандидатов для включения в кадровый резерв или для занятия должностей более высокого уровня. Для подготовки и проведения семинаров обычно пользуются услугами внешних организаций, имеющих достаточный опыт такой работы.

Ежегодная оценка работы руководителей  и специалистов. Проводимая во многих организациях аттестация руководителей и специалистов, к сожалению, не всегда позволяет успешно решать задачи повышения эффективности работы руководящего состава. Организация получает неизмеримо больше пользы, если итогом оценки работы руководителей и специалистов будет не только заключение об их соответствии или несоответствии занимаемой должности, но и ежегодное решение задач:

-  формирование (или уточнение состава) кадрового резерва;

-  определение потребности руководителей и специалистов в обучении и повышении квалификации (с учетом стратегии и целей предприятия);

-  разработка предложений, направленных на повышение эффективности работы специалистов и руководителей предприятия;

-  выработка рекомендаций для высшего руководства относительно того, как можно наилучшим образом использовать данного руководителя или специалиста.

Центры  оценки. Они призваны помочь организациям в отборе работников, которые смогут результативно работать на руководящих должностях. Суть метода заключается в том, чтобы создать упражнения, моделирующие ключевые моменты деятельности оцениваемого, в которых проявились бы имеющиеся у него профессионально важные качества.

В основе технологии центров оценки лежат следующие  принципы [18; 328]:

1) моделирование  ключевых моментов деятельности;

2) разработка  системы критериев оценки специально  для каждой программы в соответствии  со спецификой деятельности, а  не стандартного набора профессионально  важных качеств;

3) испытание  различными взаимодополняющими  техниками и упражнениями (в каждом  упражнении оценивается несколько  критериев и каждый критерий оценивается в нескольких упражнениях);

4) оценка производится  не только специалистами, но  также специально подготовленными  наблюдателями — сотрудниками  той же организации, что делает  возможным учет таких сложно  поддающихся описанию факторов, как, например, культура и философия  организации;

5) оценка каждого участника ЦО несколькими наблюдателями и каждым наблюдателем нескольких участников позволяет минимизировать возможную необъективность и использовать перекрестные оценки для повышения уровня достоверности результатов;

6) оценка реального  поведения, а не гипотезы о  его причинах, выявление и описание  качественных характеристик, особенностей  индивидуального стиля деятельности  оцениваемых, что позволяет оценивать  не только актуальное, но и  прогнозное состояние испытуемых.

В заключение следует  добавить, что процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны и понятны не узкому кругу специалистов, но и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым. В то же время проведение оценочных мероприятий должно встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.

Информация о работе Оценка результатов деятельности персонала управления