Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:05, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ и оценка результатов деятельности таможенных органов. В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику таможенных органов России, определить правовой статус и закрепленные за ними функции;
Рассмотреть таможенные органы как единую систему;
Дать общую характеристику понятию эффективности таможенной деятельности в России;
Определить показатели оценки результатов деятельности Федеральной таможенной службы;
Определить показатели оценки результатов деятельности региональных таможенных управлений и таможен;
Предложить основные направления повышения эффективности деятельности таможенных органов.
Введение
Актуальность темы исследования
обусловлена тем, что современные
интеграционные тенденции развития
государств приводят к необходимости
изменения модели управления не только
в коммерческих организациях, но и
в государственной службе. На современном
этапе таможенная служба является многоотраслевой
финансово-экономической
Объектом исследования
является таможенная служба
Таможенные органы России — это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 и утверждена в новой редакции Указом Президента РФ от 29 ноября 2004 г. № 1480.1
Таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела в стране. Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.
Компетенция таможенных органов — это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов. Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения и правоохраны. Таможенные органы имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательные для исполнения всеми субъектами — участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права. Правоприменение в деятельности таможенных органов — это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающими процедуру правоприменительной деятельности, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы.
Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия.
1.2 Система таможенных органов России
Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить
как обусловленную функциональной общностью
совокупность самостоятельных звеньев,
характеризующуюся едиными целями и задачами,
а также вертикальной подчиненностью
нижестоящих звеньев вышестоящим. При
этом каждый орган в соответствии со своим
местом и положением в общей системе играет
определенную роль, выполняя больший или
меньший объем функций, возложенных государством
на таможенные органы в целом. Эта система
имеет четыре звена: Федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
в области таможенного дела, региональные
таможенные управления, таможни и таможенные
посты. Четырехзвенная структура системы
таможенных органов имеет законодательное
закрепление и отражена в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г.
N 311-ФЗ "О таможенном регулировании
в Российской Федерации" 2
Взаимоотношения в системе таможенных
органов основываются на принципе сочетания
централизации и децентрализации.
Деятельность
системы таможенных органов должна
осуществляться в строгом соответствии
с Конституцией РФ, российскими законами
и международными договорами Российской
Федерации по вопросам таможенного
дела. За неправомерные решения, действия
или бездействие своих
1.3 Функции таможенных органов России
Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.3
Основными критериями классификации являются объект и субъект управления.
Объектом управления
применительно к деятельности таможенных
органов являются правовые, экономические
и организационные основы таможенного
дела, направленные на защиту экономического
суверенитета и экономической безопасности
России, активизацию связей российской
экономики с мировым
Субъектами управления в сфере таможенного дела являются таможенные органы России, в систему которых входят: ФТС России; региональные таможенные управления; таможни и таможенные посты.
Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).
1) участие
в разработке таможенной
2) обеспечение соблюдения законодательства,
контроль за исполнением которого возложен
на таможенные органы РФ; принятие мер
по защите прав и интересов граждан, предприятий,
учреждений и организаций при осуществлении
таможенного дела;
3) обеспечение в пределах своей компетенции
экономической безопасности РФ, являющейся
экономической основой суверенитета РФ;
4) защита экономических интересов РФ;
5) применение средств таможенного регулирования
торгово-экономических отношений;
6) взимание таможенных пошлин, налогов
и иных таможенных платежей;
7) участие в разработке мер экономической
политики в отношении товаров, перемещаемых
через таможенную границу РФ, реализация
этих мер;
8) обеспечение соблюдения разрешительного
порядка перемещения товаров и транспортных
средств через таможенную границу РФ;
9) борьба с контрабандой, нарушениями
таможенных правил и налогового законодательства,
относящегося к товарам, перемещаемым
через таможенную границу РФ наркотических
средств, оружия, предметов художественного,
исторического и археологического достояния
народов РФ и зарубежных стран, объектов
интеллектуальной собственности, видов
животных и растений, находящихся под
угрозой исчезновения, их частей и дериватов,
других товаров, а тж. Содействие в борьбе
с международным терроризмом и пресечение
незаконного вмешательства в аэропортах
РФ в деятельность международной гражданской
авиации;
10) осуществлению и совершенствование
таможенного контроля и таможенного оформления,
создание условий, способствующих ускорению
товарооборота через таможенную границу
РФ;
11) ведение таможенной статистики внешней
торговли и специальной таможенной статистики
РФ;
12) совершенствование товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности;
13) содействие развитию внешнеэкономических
связей республик в составе РФ, автономных
областей, автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, а тж.
предприятий, учреждений, организаций
и граждан;
14) содействие осуществлению мер по защите
государственной безопасности, общественного
порядка, нравственности населения, жизни
и здоровья человека, защите животных
и растений, охране окружающей природной
среды, защите интересов российских потребителей
ввозимых товаров;
15) осуществление контроля за вывозом
стратегических и других жизненно важных
для интересов РФ материалов;
16) осуществление валютного контроля в
пределах своей компетенции;
17) обеспечение выполнения международных
обязательства РФ в части, касающейся
таможенного дела; участие в разработке
международных договоров РФ, затрагивающих
таможенное дело; осуществление сотрудничества
с таможенными и иными компетентными органами
иностранных государств, международными
организациями, занимающимися вопросами
таможенного дела;
18) проведение научно-исследовательской
работы и консультирования в области таможенного
дела; осуществление подготовки, переподготовки
и повышения квалификации специалистов
в этой области для государственных органов,
предприятий, учреждений и организаций;
19) обеспечение в установленном порядке
Парламента РФ, Президента РФ и Правительства
РФ, иных государственных органов, предприятий,
учреждений, организаций и граждан информацией
по таможенным вопросам;
20) реализация единой финансово-хозяйственной
политики, развитие материально-технической
и социальной базы таможенных органов,
создание необходимых условий труда для
работников этих органов.
2 Эффективность деятельности таможенных органов России
2.1 Понятие эффективности таможенной службы
Под понятием эффективности
в самом широком смысле понимают описательный
или количественный индикатор, характеризующий
результат деятельности или успешность
движения к поставленной цели. Специалисты
отмечают, что под результатами должна
пониматься степень достижения поставленных
целей и количественное соотношение результатов
и затрат, а также эффект «обратной связи»4, т.е. отношение и оценка населением
деятельности государственных служб.
Таким образом, эффективность следует
понимать как меру, которая характеризуется
достижением результата либо цели таможенной
деятельности или степенью приближения
к ней. Результативность таможенной деятельности
определяется значениями показателей,
отражающих достигнутый конечный результат
труда. Методы оценки эффективности
таможенной деятельности это специфические
способы и приемы, применяемые для определения
степени достижения результатов отдельными
сотрудниками, таможенными постами таможенными
органами и т.д. в процессе их деятельности. Традиционные подходы в государственном
управлении концентрируют основное внимание
на вопросе о том, сколько потрачено государственных
средств, при этом измерение реального
результата остается в тени. Главной тенденцией современных
теорий оценки эффективности является
смещение акцента от измерения затрат
на измерение и мониторинг результатов. Ключевым аспектом повышения
эффективности таможенной деятельности
во многих странах становится создание
объективной и комплексной системы индикаторов,
отражающих выполнение должностных обязанностей
и степень достижения поставленных целей,
позволяющих сфокусировать внимание сотрудников
на основных приоритетах органов власти.
Для этих целей широко используются всевозможные
показатели эффективности. Показатели эффективности
могут служить как для оценки деятельности
таможенного органа в целом, так и для
оценки деятельности сотрудников. Основное направление совершенствования
систем показателей эффективности в последнее
десятилетие в большинстве западных стран
было связано с нахождением оптимального
баланса между определением показателей
для органов власти и гражданских служащих
и установления тесной взаимосвязи между
ними. В настоящее время наиболее
распространенным является подход, при
котором на уровне органов государственной
власти используются интегральные показатели
эффективности, отражающие основные политические
или экономические параметры его деятельности.
Тем не менее, одна из самых больших трудностей
при построении комплексных систем показателей
эффективности состоит в следующем. Ориентация
на конечные результаты, которые выражаются
в социальном и экономическом эффекте,
приводит к сложности определения конечного
вклада отдельно взятого сотрудника таможенного
органа в достигнутый результат, а для
объективной оценки его деятельности
необходимо сформировать как можно более
четкие показатели. Также следует отметить, что
показатели эффективности во многом зависят
и от внешних эффектов, на которые государственный
служащий не может оказать значительного
влияния. На практике оказывается очень
трудным оценить конечные результаты
деятельности сотрудников таможенных
органов в чистом виде, без учета воздействия
внешних факторов. Таким образом, необходимо
сформулировать и выбрать такие показатели
эффективности, которые максимально отражали
бы «степень причастности и вклада» конкретного
сотрудника по отношению к определенному
фактору. Другой проблемой является
выбор оптимального количества критериев
оценки эффективности таможенной деятельности.
Если их будет слишком много, то сложность
оценки и издержки на мониторинг большого
количества показателей могут превысить
положительный результат от практического
применения показателей результативности. Если же, наоборот, показателей
недостаточно, то может проявиться «результат
искажающего поведения» со стороны сотрудников
таможенных органов, когда они переносят
все внимание на виды деятельности, которые
в конечном итоге будут измерены показателями
и «забывают» об остальных должностных
обязанностях.
Информация о работе Анализ и оценка результатов деятельности таможенных органов