Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:19, курс лекций
КУЛЬТУРА И КОММУНИКАЦИЯ
КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОД-Е «ГОВ-Х СОЗНАНИЙ»
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ КОММУНИКАЦИИ
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ И СОЦИОЛИЗАЦИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИНКУЛЬТУРАЦИИ
Псих мех-мы инк-ии:
1. Имитация – осознанное стремл-е ребенка подражать опр модели повед-я. В кач-ве примера к.п. выст родители, затем учителя, изв люди. Спустя годы он будет обучать своих детей по тем же имитирующим позициям которые впитал в себя
2. Идентификация – способ
усвоения детьми родительского
поведения, установок и
3. Стыд, чувство стыда – появл есле застали на месте преступления, разоблачили и опозорили
4. Чув-во вины – связ с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения, достаточно голоса своей совести который говорит, что вы поступили плохо и вы будете мучаться от сознания совершенного вами плохого поступка. Т.е. речь идет о наказании самого себя.
КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА
И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
Культурная динамика – изменения происходящие в к-ре того или иного народа. КД подраз все виды изм-ий происх-х в к-ре и ч-ке под возд-ем внутр и внеш факторов.
В к-ной антропологии принято выд след источники к-ной динамики:
1. Инновации – изобрет-е новых образов, символов, норм и правил повед-я, новых форм деят-ти напр-х на измен-е усл-й жизни людей и формир-е нового типа мышл-я или воспр-я мира
2. Обращение к культурному наследию – переоценка и исп-е в новых усл-ях всей совок-ти к-ных достижений данного об-ва и его историч опыта
3. Культурные заимствования
– исп-е предметов, норм повед-
а) интенсивность контактов
б) усл-я мкк контактов (сделано ли это добровольно или путем насилия)
в) ст-нь дифференциации об-ва, т.е. наличие социок-ных групп готовых принять нововведение
г) мода
4. Синтез – взаимод-е и соед-е разнородных к-ных эл-тов в рез которого возн нов к-ное явл-е которое отл от составляющих компонентов и им собственное кач-во. Синтез к.п. им место в том случае если к-л к-ра осваивает достиж-я в тех сферах которые недостаточно развиты в ней самой, но при этом остается самобытной (Сингапур, Тайвань, юж. Корея, Макао)
Культурная диффузия и ее совр-е контексты
К-ная диффузия – взаимное проникновение явл-й к-ры или целых к-ных комплексов из одной к-ры в др при их взаимод-ии
К-ное взаимод-е – это к-ный контакт который м. пройти бесследно или закончится сильным вл-ем взаимод-х к-р (республики СССР)
Каналами к-ной диффузии явл: миграция, туризм, д-ть миссионеров, торговля, война, нацч конференции, ярмарки, обмен спец-тами и т.п.
К-ная диффузия быв 2-х типов:
- вертикальная (стратификац-я) – при которой одна к-ра подч-ся другой
- горизонтальная – при
которой устан равноправные
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АККУЛЬТУРАЦИИ
Исследование процессов аккультурации отн к нач ХХ века и было начато амер антропологами Редфилдом, Линтоном и Херсковицем. В нач акк-ю рассм-ли как рез-т длит-го контакта групп представляющих разные к-ры который выражался в изменении исх к-ных моделей в обеих группах. Считалось, что эти процессы идут автоматически, к-ры смешиваются и достигается сост-е к-ной и этнич-ой однородности. Иначе гов, акк-я понималась как групповой феномен. В наст вр акк-ю стали рассм-ть на Ур-не психологии индивида.
Акк-я – это процесс и рез-т взаимного вл-я разных к-р при котором все или ч. предст-лей одной к-ры перенимают нормы, ценности и традиции др. к-ры которая наз-ся к-ра донор.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ АККУЛЬТУРАЦИИ
2. Ассимиляция – вар-т акк-ии при котором ч-к полностью принимает ценности и нормы иной к-ры отказываясь при этом от своей к-ной идентичности (от норм и ценностей своей к-ры)
3. Сепарация – отрицание
чужой к-ры при сохранении
4. Маргинализация – это явл-е которое свид-т о потере идентич-ти с собственной к-рой и отстустствии идентифик-ии с к-рой большинства. Это так же проис из-за доминант к-ры которая осущ насилие по отн к предст-лям др к-ры
5. Интеграция – идентификация как с собственной так и с новой к-рой.
Рез-том и целью акк-ии
явл долговр-я адаптация к
- Психологич-я – предст
собой достижение психологич-
- социо-к-ная – умение
свободно ориентироваться в
- экономич-я – работа
При наличии всех этих видов
адаптации чел-к чувствует
Акк-я как коммуникация
Ч-з свой продолжит-й опыт общ-я люди рассматривают именно то, что необходимо в новых усл-ях. Любое общение им. 3 аспекта:
- Познавательный – то, что мы познаем
- аффективный – подразумевает возд-е индивидов др на др
- поведенческий – подразумевает прием норм, ценностей, традиций, обычаев чужой к-ры. Мы осваиваем навыки: технич-е (Влад-е яз-ом, умение звонить по тел, делать покупки, платить налоги); социальные (система правил и условностей которых нужно придерживаться в чужой к-ре);
Полная адаптация ч-ка к чужой к-ре означ, что все 3 аспекта комм-ции протекают одновр-но и хорошо сбалансированы.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
• гео факторы – первым чел-ком, который обратил вн-е на гео факторы был историк Ключевский, он писал: «именно русс равнина, речная степь и междуречье, Лесь и степь, река и бескрайнее поле, все это формировало х-р русс-го народа, тип хоз-ва и гос-ва, а также взаимоотн-я с соседними народами». Учавствовала хоз-ная деят-ть ч-ка. Др изв-ный философ Бердяев писал, что пейзаж русской души соответствовал пейзажу русской души соотв пейзажу русс земли. При всех сложностях взаимоотн-й русс ч-ка с русс природой, культ ее был настолько важен, что нашел свое отрожение в этнониме (самосознании) русс этноса.
• истор факторы – огр
знач-е для формир-я
• религиозные факторы
– Хомяков – вождь славяно-
САМОСОЗНАНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Нац х-р – совок-ть специфически, физ и дух-х кач-в, норм поведения и деят-ти типичных для предст-лей той или иной нации.
Исслед-ли нац х-ра счит, что вся совок-ть детерминирующих факторов нац х-ра м.б. разделена на 2 группы:
- факторы природно-
- социо-культурные факторы
Тип об-ва сформировавшийся у того или иного народа оказ еще большее вл-е на нац х-р, чем прир-био факторы. Нац х-р склад-ся из набора ценностей носителем которых является тот или иной народ. Измеряемой формой проявл-я нац х-ра явл этнич-е стереотипы которые способствуют формир-ю образов «хороших» и «плохих» народов и ориентирует нацию на поиск союзников и/или врагов
Этнич-й стереотип – соц-но обусловленный схематический образ своей этнич-ой общности (автостереотип) или представление о др этнических общностях (гетеростереотип).
Стереотипы возн из-за стремл-я ч-ка к экономии мышления: конкретизации, упрощению, описанию большой группы людей как единой.
С-пы формир либо при непоср межлич-ном контакте – ком контакте, а так же посредством неорганизованных форм передачи инф-ии (слухи, анекдоты, посл, поговорки), а так же посредством предубеждений уходящих корнями в историч-е традиции
Этностереотип – это своего рода тест распространяемый на весь народ при котором выражаются к.п. психологич-е особенности воспр-я др народа.
Этнич-я идентичность занимает особое место в русс к-ре и принимает форму «наши – не наши». Осн критерием при этом выст религиоз принадл-ть, а так же отнесение к западному или восточному миру. На этой основе и формируется спец-ки русское понятие «иностранец». Ин-цы в осн для нас люди с запада.
Немаловажным был и тот факт, что из-за падения Византии Русь осознала себя гос-вом нах-щимся во вражд отн-ях с христианскими, но неправославными странами (Герм, Польша, Литва). Язычники в больш-ве своем мусульмане – монголы, татары стали православными.
Отн-е к понятию «иностранец» у русских всегда было сдержанное и чуждое.
Иностранцы для России – это своеобразное зеркало с пом которого мы с одной стороны хотим получить одобр-е своим поступкам, а с дру стор постоянно сознаем свою самобытность и хотим ее сохранить.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РУССКИЙ ХАРАКТЕР
Тема русс нац х-ра в русс общ-ной мысли
Изуч-е русс х-ра разбив на 2 этапа:
1. Вр-на моск Руси – конец 19 в – изуч нега ткач-ва
2. В нач 20 в нац х-р
стал получать более
Негат кач-ва, Бердяев выд:
• Нелогичность, бессистемность и утопичность рус мышл-я, отсутствие у русс ума потребности свободной творч мысли
• импульсивность, лень, неорганизованность, неумение и нежелание довести начатое дело до конца
• неаккуратность и неряшливость в стремлении сделать все побыстрее спустя рукава
• формальная религиозность опт такие кач-ва как стремл-е сплутовать, обмануть, отсутствие предусмотрит-ти
Каверин выд:
• стремл-е к молодчеству, разгулу, бесконечной свободе, удали без конца
Самый гл вывод о кач-вах рус нац х-ра: двойственность, непостоянство
Положит-е, Бердяев:
• мягкость, пассивность, женственность
• национализм связ-й с мессианством, т.е. с представлением об особой миссии России в истории, поэтому мессианизм в русских переходит в отриц-е всякого национализма и признание того, что русс народ жертвенно служил делу всех народов
Лосский:
• Оригинальность и самобытность х-ра объясн-ся религиозностью лежащей в основе стремления к поиску абсолютного добра в связи с этим пролож русс х-ра
• бескорыстие
• отсутствие интереса к матер ценностям и частной собств-ти
• спос-ть к сочувствию и сопереживания рус ч-ка
Данные философы заявляют,
что полож кач-ва рус нац х-ра
явл продолжение его
Представл-е о наиб типичных чертах нац х-ра обобщаются в авто и гетеростереотипы.
Факторы авто и гетеростереотипотизации обуславливают х-р МКК и спос-т формир-ю либо «хороших» либо «плохих» народов.
Кроме непоср межлич-го общ-я авто и гетеростереотипы усваиваются чел-ком с детства и показывают ему конкретный образ других народов.
Изучение 5 осн кач-в присущих больш-ву русских:
- доброта
- терпиливость
- гостеприимство
- лень
- безалаберность
Стереотип – набор общих усредненных свойств или черт х-ра, манеры поведения представителей к-л одного народа.
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ПРИ ПЕРЕВОДЕ
Переводческая компетентность
Уровни
Компетенции
Конститутивный (основополагающий) Рецептивная (воспр-е и поним-е иноязыч текста) Экспрессивная (пораждение текста на ПЯ)
Субуровень (подчинен конститутивному)
Языковая Фоновая, социокультурная (кругозор, опыт)
профессиональная
Эпиуровень (как применяется КУ и СУ в речи, прим-е яз ед-ц в речи)
Писм/устная Текстообразующая (знание параметров по которым создается текст, гл: связность и цельность) Жанрово-стилевая (разх, ХЛ, ГПЛ, ОДЛ, НИТЛ)
Пер-кая компетенция – сумма знаний, умений и навыков для осущ-ния проф пер-кой деят-ти
Рецептивная компетенция (воспр-е и поним-е) – 2 ур-ня сигнальной системы:
1. Ощущения, представления (сознание)
2. понятия, уждения, умозакл-я х-ны только для ч-ка (сознание и мышление)
Поним-е явл результирующий мысли воплощенной в суждении
РК подрузумевает фазовый х-р (или стадиальный):
1. замысел автора – то, ради чего написан текст
2. осмысление сказанного или написанного
3. п-д вербальной речи на яз внутр речи
речь – мысль
Внутр речь носит симульнанный х-р (свернутый), Внеш речь носит сукцессивный (развернутый х-р)
Экспрессивная компетенция – компетенция по пораждению речи
мысль – речь
Сост из неск этапов:
1. Планирование – подыск к отд понятиям соотв слова
2. реализация – линейная
развернутость синтаксич-х
3. контроль
Фоссилизация – «окаменение» к-л яз стр-р которые были изнач-но преподнесены либо уч-лем либо учебником
Агнонимы – ошибки воспря и поним-я
Паранормативы – ошибки пораждения
Языковая компетенция – подраз хор зн-е лексики, грамматики (морфология, синтаксис), стилистики