Межкультурная коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 00:24, доклад

Краткое описание

Межкультурная коммуникация– это взаимодействие носителей разных культурных сознаний с целью обмена информацией (обмен информацией и есть сущность понятия «коммуникация», а межкультурность подразумевает под собой взаимодействие разных культур; так как культуры не могут взаимодействовать напрямую, значит, действовать должны их носители). Важно помнить, что этот термин подразумевает коммуникацию не только между носителями разных национальных культур, но и разных культур (отличающихся по образованию, кругу общения, социальному положению и тд.) внутри одной нации и одного языка в широком смысле этого слова.

Файлы: 1 файл

Межкультурная коммуникация.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

      Межкультурная коммуникация (понятие, получившее широкое  распространение в 1970-х годах) –  это взаимодействие носителей разных культурных сознаний с целью обмена информацией (обмен информацией  и есть сущность понятия «коммуникация», а межкультурность подразумевает под собой взаимодействие разных культур; так как культуры не могут взаимодействовать напрямую, значит, действовать должны их носители). Важно помнить, что этот термин подразумевает коммуникацию не только между носителями разных национальных культур, но и разных культур (отличающихся по образованию, кругу общения, социальному положению и тд.) внутри одной нации и одного языка в широком смысле этого слова. Значимую роль при межкультурной коммуникации играют феномены, являющиеся специфическими особенностями одной из культур, явления, отсутствующие в одной из них: именно они отличают межкультурную коммуникацию от обычной и создают необходимость межкодового перевода.

      Рассмотрим  бытование Homo Loquens в межкультурной коммуникации на примере, описанном в анекдоте про разговор филолога и историка (который, правда, теряет свою соль, будучи написанным, а не произнесенным). Суть его заключается в том, что историк говорит про одного своего знакомого, что тот занимается Македонским (имея в виду Александра Македонского). На что филолог реагирует: «Надо же, это такая редкость!» (имея в виду, что специалистов по македонскому языку не так уж много). Здесь партнерами по коммуникации выступают представителя двух разных (хотя, казалось бы, на первый взгляд – очень близких) культур: в «мире» историка, среди тех, с кем он осуществляет коммуникацию каждый день, прилагательное «македонский», проецируемое на чью-либо профессиональную деятельность, вызывает первой ассоциацией именно эллинистического царя. Для филолога же, если только он не является специалистом по Греции, практическое любое прилагательное, образованное от наименования нации и имеющее в себе суффикс -ск-, будет означать язык, так как он в своей профессиональной жизни ежедневно слышит слова вроде испанский, латинский, баскский, французский, адыгейский, гавайский и т.д.

      Различное понимание одного и того же слова  – один из главных показателей  того, что перед нами – пример межкультурной коммуникации. Два  образованных человека, представителей даже не столько вида Homo Loquens, сколько Homo Litteratus, терпят коммуникативную неудачу (приводящую к комическому эффекту), потому что не учитывают, что собеседник относится к иной культуре. 

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, общение, осуществляемое в условиях столь значительных культурно обусловленных различий в коммуникативной компетенции его участников, что эти различия существенно влияют на удачу или неудачу коммуникативного события. Под коммуникативной компетенцией при этом понимается знание используемых при коммуникации символьных систем и правил их функционирования, а также принципов коммуникативного взаимодействия. Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры. Часто используемый термин «кросс-культурная коммуникация» обычно относится к изучению некоторого конкретного феномена в двух или более культурах и имеет дополнительное значение сравнивания коммуникативной компетенции общающихся представителей различных культур.

Способность к развитию коммуникативной компетентности присуща всем представителям Homo sapiens, однако конкретная реализация этой способности  культурно обусловлена. Кроме этого, она обусловлена и уникальным индивидуальным опытом каждого человека, из чего следует, что при коммуникации, являющейся процессом обмена сообщениями, постоянно происходит воссоздание смыслов, так как они не совпадают даже у людей, говорящих на одном и том же языке, выросших в одной и той же культуре. Само собою разумеется, что при наличии разных культур и разных языков коммуникация осложняется настолько, что о полном понимании можно говорить лишь с известной долей иронии.

С рождения человек принадлежит многим группам, и именно в них формируется его коммуникативная компетентность. Более крупные группы, обычно называемые культурами, существенным образом определяют когнитивную и прагматическую основы коммуникативной деятельности.

В процессе коммуникации происходит обмен сообщениями, т.е. осуществляется передача информации от одного участника к другому. Так как люди не умеют общаться непосредственно – скажем, с помощью электрических импульсов, посылаемых от одного мозга к другому, – информация кодируется с помощью определенной символьной системы, передается и затем декодируется, или – шире – интерпретируется адресатом сообщения (см. СЕМИОТИКА). Коммуникация имеет место всегда, когда какому-либо поведению или его результату приписывается некоторое значение и они выступают как знаки или символы. Из всех видов знакового (символьного) поведения в человеческом сообществе важнейшими являются использование языка (вербальная коммуникация) и сопровождающее его несловесное поведение (невербальная коммуникация). В совокупности они образуют знаковую коммуникацию, или коммуникацию в узком смысле. Применимость понятия коммуникации к обмену сообщениями незнаковой природы допускается рядом концепций (в частности, о такой коммуникации говорил К.Леви-Строс, взгляды которого по этому вопросу сочувственно цитировал Р.Якобсон), однако в рамках данной статьи коммуникация в широком смысле, включающая в себя обмен сообщениями незнаковой природы, не рассматривается.

Знаковая  коммуникация происходит в соответствии со следующими принципами:

Как ясно из самого ее названия, знаковая коммуникация имеет дело со знаками. Поэтому сообщения  должны интерпретироваться.

В коммуникативном  событии задействованы конкретные участники. Поэтому одни и те же высказывания значат в разных коммуникативных событиях разные вещи.

Коммуникативное событие представляет собой взаимодействие (трансакцию), в которой каждая из сторон в режиме реального времени  выполняет роль как Источника, так  и Получателя. Для интерпретации  сообщения, т.е. для создания взаимоприемлемого смысла, при этом требуется кооперация.

Коммуникативное поведение, в частности его невербальный компонент, часто является неосознаваемым.

Таким образом, коммуникация есть сложный, символьный, личностный, трансакционный и часто  неосознаваемый процесс, который с необходимостью является неточным. Коммуникация позволяет участникам выражать некоторую внешнюю по отношению к самим участникам информацию, внутреннее эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают друг относительно друга.

Естественный  язык представляет собой неоднозначную  символьную систему, и тем не менее  его реализации в коммуникативных  событиях обычно приводят к взаимному  соглашению коммуникантов о трактовке  языковых значений. Этому способствует культурно обусловленная коммуникативная компетентность – несколько видов общих знаний, разделяемых коммуникантами. Во-первых, это знания собственно символьной системы, в терминах которой происходит коммуникация, и, во-вторых, знания об устройстве внешнего мира. Знания о внешнем мире состоят из личного опыта индивидуума; базовых, фундаментальных знаний о мире, имеющихся у всех людей; и всех остальных знаний, которыми мы обладаем вследствие нашей принадлежности к различным национальным, этническим, социальным, религиозным, профессиональным и другим группам.

Различия  в индивидуальном опыте лежат  в основе утверждения об уникальности каждого коммуникативного события, а также о принципиальной неоднозначности  языка, возникающей при порождении и интерпретации сообщений в коммуникативном акте.

Общность  базовых знаний о мире объясняет  принципиальную переводимость сообщений  с одного языка на другой и возможность  понимания между членами одного языкового коллектива, пользующихся одной символьной системой.

Знания  более специфицированные, однако общие для той или иной группы людей, дают опору для порождении и интерпретации сообщений. Эти групповые, или «культурные» знания категорическим образом определяют то, как информация, поступающая к индивидууму, интерпретируется и как формируется речемыслительный импульс при порождении сообщения.

В теоретических  работах культура сравнивается то с  программой, заложенной в голову человека, то с экраном, стоящим между ним  и миром, то с инструментом в его  руках. Ясно одно: мир дан нам вовсе  не в ощущениях, а в сложным образом организованных интерпретациях этих ощущений. Интерпретационная модель и есть культура.

Культурно обусловленные знания описываются, в частности, в специально разработанных  форматах сценариев и фреймов (см. например, работы М.Минского и Р.Шенка; см. также КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА; ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА;); в них та или иная сфера человеческой деятельности может быть концептуализована как схема определенных более простых шагов и даже описана в терминах некоторого базового метаязыка (один из наиболее известных семантических метаязыков, Lingua Mentalis, в течение многих лет разрабатывался А.Вежбицкой).

Из истории  межкультурной коммуникации.

Термин  «межкультурная коммуникация» в  узком смысле появился в литературе в 1970-х годах. В известном учебнике Л.Самовара и Р.Портера Комуникация между культурами (Communication between Cultures), впервые опубликованном в 1972, приводится определение, аналогичное данному выше. К этому времени сформировалось и научное направление, сердцевиной которого стало изучение коммуникативных неудач и их последствий в ситуациях межкультурного общения. Впоследствии произошло расширение понятия межкультурной коммуникации на такие области, как теория перевода, обучение иностранным языкам, сравнительная культурология, контрастивная прагматика и др. К настоящему моменту научные исследования в области межкультурной коммуникации фокусируются на поведении людей, сталкивающихся с культурно обусловленными различиями в языковой деятельности и последствиями этих различий. Результатами исследований стали описания культурной специфики при выражении и интерпретировании ситуативных языковых действий коммуникантов. С самого начала эти исследования имели большое прикладное значение и использовались в многочисленных разработках для практических занятий (тренингов) по развитию кросс-культурной восприимчивости.

Межкультурная коммуникация как общественный феномен  была вызвана к жизни практическими  потребностями послевоенного мира, подкреплявшимися идеологически тем  интересом, который с начала 20 в. формировался в научной среде и в общественном сознании по отношению к так называемым «экзотическим» культурам и языкам (см. ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗА). Практические потребности возникли вследствие бурного экономического развития многих стран и регионов, революционных изменений в технологии, связанной с этим глобализации экономической деятельности. В результате мир стал значительно меньше – плотность и интенсивность продолжительных контактов между представителями разных культур очень выросли и продолжают увеличиваться. Помимо собственно экономики важнейшими зонами профессиональной и социальной межкультурной коммуникации стали образование, туризм, наука.

Эти практические потребности были поддержаны изменениями  в общественном сознании и, в первую очередь, постмодернистским отказом от европоцентрических подходов в гуманитарных и общественных науках. Признание абсолютной ценности разнообразия мировых культур, отказ от колонизаторской культурной политики, осознание хрупкости существования и угрозы уничтожения огромного большинства традиционных культур и языков привели к тому, что соответствующие дисциплины стали бурно развиваться, опираясь на новый в истории человечества феномен интереса народов Земли друг к другу. Среди многих и многих антропологов, этнографов, лингвистов, культурологов, чьи труды по описанию традиционных обществ, культур и языков способствовали становлению идеи многополярности человеческого сообщества, следует особенно упомянуть американского антрополога и лингвиста Франца Боаса и его работы по языкам североамериканких индейцев, появившиеся в конце 19 – начале 20 в.

Основы  дисциплины.

Как академическая  дисциплина межкультурная коммуникация использует прежде всего достижения культурной антропологии и исследований коммуникативных процессов в обществе. Наиболее существенный вклад в изучение коммуникации вносят когнитивная и социальная психология, социология, когнитивная лингвистика и типология языков. Подобное разнообразие методов неудивительно, когда речь идет о такой многоаспектной, непрерывной и бесконечной, неизменно присущей человеку деятельности, как коммуникация.

Коммуникация  может характеризоваться по тому, какой тип коммуникативной компетенции  конвенционально задействован в  коммуникативном событии. Для социальной коммуникации это схемы и сценарии поведения в соответствующих обыденных ситуациях; для профессиональной коммуникации это сфера знаний, связанных с профессиональной деятельностью на рабочем месте. В отличие от указанных видов коммуникации, межличностная коммуникация опирается на индивидуальный опыт и возможна только при определенной степени его общности у участников общения. Исходя из этого, можно говорить и о разных функциональных сферах межкультурной коммуникации: межличностная, социальная, публичная, межгрупповая, профессиональная, массовая коммуникация и коммуникация внутри малых групп.

Изучение  межкультурной коммуникации предполагает знакомство со следующими явлениями  и понятиями:

принципы  коммуникации;

основные  функции культуры;

Информация о работе Межкультурная коммуникация