Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:19, курс лекций
КУЛЬТУРА И КОММУНИКАЦИЯ
КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОД-Е «ГОВ-Х СОЗНАНИЙ»
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ КОММУНИКАЦИИ
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ И СОЦИОЛИЗАЦИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИНКУЛЬТУРАЦИИ
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (лекции)
КОММУНИКАЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ
Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и воспр-я инф-ии как в межличностном так и в массовом общении, причем по разным каналам при пом различных верб и неверб ср-в комм-ии.
Межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам
В отн кмм сцщ 2 противоп подхода:
1. «Романтический» - яз рассм как динамич-й феномен нах-ся в постоянной эволюции и предопределяемый творческой энергией гов-го (Гумбольдт, Потемня, Фослер)
2. Структуролистский – польз-е языком рассм-ся как создание по заранее заданным моделям опр-х конструкций из дискретных фиксированных ед-ц не подвергающихся серьезным изменениям (Де Соссюр, Якобсон)
Сущ монологич-я и диалогич-я речь. Бахтин утв, что монологич речи не сущ.
К-ция рассм как процесс
взаимод-я и взаимокодировки
Никакой передачи мысли между говорящим и его слуш-лем не происходит. Слуш-ль сам созд инф-ю уменьшая неопр-ть путем взаимод-й в собственной когнитивной области. Консенсус возникает лишь благодаря кооперативным взаимод-ям в которых результирующее поведение каждого из организмов служит поддержанию их обоих (Матурана)
КОММУНИКАЦИЯ КАК ВЗАИМОД-Е «ГОВ-Х СОЗНАНИЙ»
Этот термин принадл ак-ку Бахтину. Он гов, чт любая комм-я предст собой взаимод-е «гов-х сознаний». Понятие «гов созн» подраз неск потяний и одно из них это язык. Принято разгранич яз трояко:
1. «Глобальное» поним-е яз-а – при котором именуется любая знаковая система, а так же их совок-ть (яз музыки, яз архитектуры)
2. «Широкое поним-е» яз-а – при котором понимается как опред-й специфический класс знаков сост-х из фонем, морфем, лексем. Т.е. речь идет о едином универс-ом чел-ком яз-е или яз-е вообще
3. яз как реально сущ-щая
знак-я система – используемая
в некотором социуме в
Культура
По подсчетам Куревича сущ более 1000 определений понятия «к-ра»:
1. К-ра сост из компонентов и понимается как совок-ть этих компонентов, а именно знания, верования, исск-во, нравств-ть, з-ны, традиции и обычаи, спос-ти и привычки (Тейлор)
2. «Широкое» поним-е к-ры по Лотману: «своеобразие ч-как как к-ного сущ-ва требует противопоставл-я его миру природы, помимаемой как внек-е пространство. Лотман разгранич к-ру и природу. Категория ценности позв снять вопрос о разделении материальной и дух к-ры т.к. в чел сознании нет границы между матер и дух (идеальным) и ценность любого материаль предмета как к-ного феномена опр-ся тем знач-ем или ценностью которой он наделяется в данном социуме
3. социальный и индивидуальный х-р к-ры, т.е. к-ра м. пониматься как поред форма общ бытия людей и как форма присвоения личностью коллективного опыта
4. нац и универс х-р к-ры. В рамках нац и унив к-ры след выд т.н. этнодифферинцирующую и этноинтегрирующую ф-ии к-ры.
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ КОММУНИКАЦИИ
МКК появ в форме межлич комм-ии.
МЛК – процесс одновр-го взаимод-я коммуникантов и их возд-я др на др.
МЛК осущ в разл формах:
1. Линейная – т.е. д-е в рамках которого отпр-ль кодирует свои мысли и чувства и отпр их получ-лю. Л.м носить однонапр-й х-р, т.е. от отпр-ля к получ-лю.
2. Трансакционная – т.е. д-я при которых происх одновр отпр-е и получ-е инф-ии, те.е люди формируют свои взаимоотн-я.
3. Интерактивная (круговая) – наличие обратной связи, р-ии со стор получ-ля и взаимного возд-я. Ключ фигурой явл. отпр-ль, т.к. от него зав р-я получ-ля.
При любой коммуник модели осущ след цепочка:
Отпр-ль – Кодир-е – сообщение – канал – декодир-е (поним-е и воспр-е) – получ-ль
В ходе межлич и МКК приоритетными м.б. один или неск аспектов коммуникации:
- Информационный – обмен инф-ей
- интерактивный – взаимод-е
участников коммуникации на
- Гноссиологический – ч-к выст как субъект и объект позн-я
- аксиологический – процесс изучения общения как фактор обмена ценностями
- нормативный – анализаруются
или изучаются стереотипы
Основные цели коммуникации: обмен и передача инф-ии; формиров-е отн-я к себе, людям и об-ву; обмен деятельностью, технологиями; обмен эмоциями; изменение мотивации поведения.
Ф-ии коммуникации: информационная; социальная; экспрессивная (мыслительная), прагматическая – регламентирует поведение ч-ка в опред сит-ях общ-я; интерперцептивная – поним-е партнера, его намерений, установок.
Основные виды коммуникации:
1. Информативный
2. Аффективно-оценочный –
осн-ся на выражении
3. Рекреативный – включ в себя различ формы развлекательного общения. К осн формам Р. отн: дискуссии, конкурсы, состязания
4. Убеждающий – предст собой коммуник-ю напр-ю на стимулир-е к-л д-я, те.е люди пыт повлиять на убежд-я или д-я др людей (в осн м/у началь и подчин)
5. Ритуальный – выр-ся в соблюдении и выполнении социально установленных норм поведения.
Очень важен стиль общения (способ передачи инф-ии в проц комм-ии)
В рамках МКК выд 10 СО:
1. Доминантный – стремл-е снизить раль др ч-ка
2. Драматический – преувеличенная эмоц окраска сообщ-я (как дела? супер!!!)
3. Спорный – т.е. агрессивный или доказывающий ч-л.
4. Успокаивающий – сниж-е тревожности в об-ве и в окружающих
5. Впечатляющий – стремл-е произвести впеч-е на собеседника
6. Точный – стремл-е к точности и аккуратности сообщ-я
7. Внимательный – умение слушать собеседника
8. Воодушевленный – частое употр-е неверб ср-в
9. Дружеский – стремл-е поощрить собеседника к дальнейшему общ-ю
10. Открытый – стремл-е выражать свои чув-ва, мнения, эмоции
Гуди Кунст, гол учен: В США – вним, спор, домин, впеч; в Японии – успок, драматич, откр
Личностные факторы
Оценивая хар-ки лич-ти и их вл-е на процессы коммуникации, основными явл т.н. формально-личностные признаки, а именно пол, возраст, семейное полож-е. Есть свои привила в ж, м, дет социумах. Помимо этих х-к сущ-ное вл-е на комм-цию оказ индивид психол-е черты х-ра
1. Общительность – выр-ся в потр-ти ч-ка контактировать с др людьми. О. опр-ся типом темперамента
2. Контактность – спос-ть вст в прихолог контакт и формировать доверительные осн-е на взаимном согласии отн-я
3. Коммуникативная совместимость – готовность и умение создать непринужд атмосферу взимной удовл-т др др-ом
4. Адаптивность – готовность
к пересмотру привычных
5. Самоконтроль – самонаблюдение и самоанализ в сит-ии общ-я которые проводятся с целью достиж-я соц адекватности
6. Самосознание личности – устойчивое св-во индивида направлять вн-е на свои собств-е внутр-е или внеш-е д-я и поступки. Самосозн-е им 3 аспекта: - личное с – вне-е к себе и к своим мыслям; - публичное с – знание о себе как о субъекте воспр-я др людьми; - соц тревожность – дискомфорт в присутствии др людей. В разных к-рах эти 3 аспекта им разные приоритеты
7. Коммуникативное поним-е – типичная для каждой личности ориентация на опред способ общ-я. Комм поним-е тем выше чем больше ч-к склонен к одиноч-ву, находится в соц изоляции. Иными словами, люди замкнутые, консервативные, склонные к изоляции чувствуют ч-ка вернее и точнее, чем соц успешные люди.
Ситуационные факторы коммуникации
Общение людей к.п происх в специфич окр обстановке или в конкр социо-к-ной среде. Кроме того, на нас вл общ-е в котором уч-т разное кол-во людей.
Соц гр – это двое или более индивидов имеющих общие интересы, к-ные нормы и ценности, воспр-х себя членами данной группы. Один ч-к м.б. членом разных гр (раса, семья, студенты, пол)
В соотв с коммуникац ролью от каждого ч-к ожидается опр тип или модель повед-я. В разных к-рах эти типы или модели м.б. разными. Огр знач в любой к-ре игр роли связ-е с половой принадл-ю. Счит, что в индивид-ких к-рах более знач являя горизонт (равноправ-е) связи, а для коллектив-ких вертикальные (начальник – подчиненный) связи.
Амер психолог Берн приводит след классифик-ю станд сит-й (форм соц повед-я):
1. Замкнутость – пограничная сит-я когда явная коммуник-я между людьми отстутствует (в поезде)
2. Ритуалы – привычные повторяющиеся д-я не несущие смысловой нагрузки. Ритуалы дают людям возм-ть проводить вр вместе не сближаясь при этом (приветствие, прощ-е, приемы)
3. Времяпровождение –
т.н. полуритуальные разговоры
о проблемах и событиях
4. Совместная деятельность – взаимод-е между людьми на работе ради эффект достиж-я цели
5. Игры – наиб сложный тип общ-я при котором каждая сторона старается достичь превосх-ва и получить вознагр-е
6. Близость – пограничная
сит-я, свободная от игр
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ И СОЦИОЛИЗАЦИЯ
Каждому чел-ку предстоит жить в об-ве, поэтому соц интергрированность явл важным фактором. С самого раннего детства ч-к усваивает принятые манеры поведения, образцы мышления до тех пор пока больш-во из них не становятся привычными. Т.е. этот процесс освоения индивидом необх-го кол-ва знаний, умений, навыков и норм общ-ной жизни к-ры обознач-ся в гуманитарных науках понятиями инкультурация и социолизация.
Паттерн – устойчивые совок-ти технологий мышления, поведения, последоват-ти д-ий и построения суждений, различные культурные формулы и символы отражающие определенные представления о реальности
Социолизация – это гармоничное вхождение индивида в соц среду, усвоение им системы ценностей об-ва позв-го ему успешно функц-ть в кач-ве его члена.
В каждой к-ре склад-ся свои способы обуч-я приемлемому социолизированному повед-ю.
В отл от социолизации, понятие
«инкультурация» подраз-т обуч-
Проц И. явл более сложным и затяжным чем С., т.к. усв-е к-ных норм, ценностей, традиций, обычаев происх гораздо медленнее.
Содерж-е процесса инк-ции сост приобретение следующих знаний и навыков:
- жизнеобеспечение – проф д-ть, дом труд, приобрет-е и потр-е товаров и услуг.
- личностное разв-е – приобретение общего и проф образ-я, общ-я акт-ть, любительские занятия (хобби)
- социальная коммуникация – формальное и неформальное общение, путеш-я, спорт
- восстановление энергетических
затрат – потребл-е пищи, соблюдение
личной гигиены, пассивный
Цели интеграции и социолизации
Амер ученый Нид под интеграцией поним соц научение вообще, а под инкультурацией реаль процесс научения происх-ий в специфич-ой к-ре.
Практич все сх на том, что соц-я более универсальна, а инк-я к-но специфична.
В рез инк-ии ч-к стан-ся способным свободно ориент-ся в окр его соц среде, польз-ся больш-вом предметов к-ры сознанными предыдущими поколениями и обмениваться рез-тами физ и умств-го труда.
В рез соц-ии ч-к стан-ся полноправным членом об-ва свободно выполняя требуемые от него соц роли. При этом на к-ную специфичность вн-е не обращ-ся.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИНКУЛЬТУРАЦИИ
Ч-к меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы в теч жизни. Все изм-я происх под непоср вл-ем социок-го окр-я вне которого инк-я невозможна.
Способы передачи любой инф-ии:
- вертикальная трансмиссия – в ходе которой социок-я инф-я передается от род-лей к детям
- горизонтальная трансмиссия – освоение культ опыта идет в общении со сверстниками
- непрямая трансмиссия – индивид обучается у окр его людей (соседи, учителя)
В проц инк-ии задействовано большое кол-во людей и общ институтов которые получили назв-е агентов и институтов соот-но. Их м. подразделить на неск групп в зав от выполняемой ф-ии:
1. Опекуны – ф-я: уход за ребенком, удовлетвор-е его физ и эмоц потр-ей
2. Авторитеты – прививают
ребенку к-ные нормы и
3. Дисциплинаторы –
4. воспитатели –
5. Компаньоны – агенты и институты занимающие равное положение с ч-ком и осущ-т совм д-ть
6. Сожители – проживающие в одном доме с индивидом
Все эти ф-ии в совок-ти осущ-ся семьей, школой,СМИ, группы по интересам. На разных этапах жизн пути эти ф-ии получ разную реализацию.
Отн-я с семьей (до 5 лет) явл определяющими. Осн цель раннего периода инк-ии – формир-е мотивации на привязанность к др людям. Выр-ся в доверии, послушании, желании сделать приятно.
5 – 15 лет на ребенка возд-т др факторы инк-ии – общее со сверстниками, школа, контакты с незнакомыми людьми. Получают навыки оперирования с предметами с целью достижения практич рез-та, овладевают абстрактным мышлением, развивается эмоц-я сфера.