Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:12, контрольная работа
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ.
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО
ОРЕНБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра ______________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
______Культурология___________
вариант ________Межкультурные
коммуникации__________________
Выполнила студентка
заочной формы обучения
специальности «Экономика и управление
на предприятии (городское хозяйство)»
___Ι___ курса
____ЭУ 12 (з)_____ группы
Карпова Е. М
Оценка: _______________________
Рецензент работы
__________ кафедры
____________
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ
КОММУНИКАЦИЙ
Культура является продуктом и в то же время детерминантой систем человеческого социального взаимодействия. Как уже отмечалось, культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменения являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления - универсальная характеристика любой культуры. И усвоение традиции, и введение нового возможны для человека только в процессе общения.
С самого своего появления человек существует в коммуникации. Общение — сложный и многогранный процесс, который может выступать одновременно как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния, сопереживания и взаимопонимания. В целом это один из важнейших факторов человеческой деятельности.
С культурологической точки зрения общение обеспечивает внутри- и межэтнические связи. Посредством общения передается культурная информация, необходимая для создания пространственной стабильности и культурной интегрированности общества. Специфическая для данной культуры форма общения служит одновременно для консолидации внутри общества и отгораживания его от других, т.е. утверждает его целостность, своеобразие и уникальность. Характер общения определяется на двух уровнях - социальном и культурном.
Проблемами межкультурных коммуникаций занимается этнопсихолингвистика. Внутри нее существуют направления, изучающие различные группы факторов общения. Возникновение такого рода науки вызвано расширением и углублением культурных контактов; проблемами обучения, прежде всего языкового; задачами изучения культурного наследия народов мира; развитием массмедиа, связавших даже наиболее отдаленные точки планеты.
Однако первые попытки создать целостную теорию общения предприняли не этнопсихолингвисты, а социологи. Они впервые выделили цели общения (мотивы):
Таким образом, общение - коммуникативная деятельность по обмену сведениями, цель которой - изменение поведения собеседника. Общение есть форма существования общества. Процесс общения происходит с использованием определенных средств (сигналов): коммуникативных - средств межличностного общения, воспринимаемых и понимаемых в соответствии с замыслом адресанта, речь; информативных - средств внутри личностного общения, читаемых помимо желания адресанта, например, оценка поведения с точки зрения принятых норм.
Между общающимися существует определенный социальный символизм. Коммуниканты намеренно демонстрируют свои мнимые или действительные качества, стремясь выполнять действия так, чтобы они были восприняты однозначно.
Система общения как знаковая состоит из вербальной коммуникации, речи, невербальной коммуникации (кинесика - язык жестов, мимика, визуальное общение).
Единицей общения является коммуникативный акт, включающий получателя, отправителя, форму сообщения (вербальная, невербальная), канал связи, код, тему, обстановку (сцену) - контекст. Понятие контекста выходит на первый план, когда коммуниканты принадлежат к разным культурам, при этом контекст понимается широко.
Известно, что чужая культура усваивается только в процессе деятельности, когда отчетливо проявляется национально-культурная специфика народа. Деятельность может выступать и как социальное взаимодействие индивидов, и как речевое. При этом речь обладает статусом действия.
Культура включает в себя регулирующие элементы (идеалы, нравственные нормы), соблюдение которых является непременным условием сохранения общества как целостного организма. Особая роль в этом принадлежит языку как средству передачи социального опыта. Это - один из самых устойчивых элементов культуры, представляющий собой национальную форму проявления универсального в культуре. Изучение особенностей речевой деятельности позволяет говорить, что национальная специфика коренится в способах совершения действий, зависимых от различных условий (географических, исторических и т.д.). Своеобразие культуры народа обусловливается своеобразием его практической деятельности.
Среди национально-специфических компонентов в культуры следует выделить:
Вступая в процесс коммуникации, мы оказываемся носителями определенных социальных ролей. Наше общение развивается в русле общих социальных отношений, в нем отражаются наши личностные (социальные и психические) качества. В процессе социализации формируются определенные социокультурные потребности и способы их удовлетворения, которые существуют в национально-культурных формах, специфических для каждого этноса. Знания личности, усвоенные в процессе социализации, структурированы способом, общим для всех членов данного общества. Этот способ структурирования опыта является как бы сеткой, через которую личность видит и интерпретирует мир. Таким образом, культурные знания, усвоенные в рамках так называемой национальной роли, составляют ядро национальной специфики мышления. Продуктом присвоения культуры становится психика конкретной личности, которая формируется через осознание связей с другими людьми. Психика личности представляет собой своеобразную модель общества, хранит национально-культурные эталоны восприятия, мыслительной и орудийной деятельности, общения.
В
процессе коммуникации индивиды овладевают
своими социальными ролями. Следовательно,
роль представляет собой совокупность
общественно усвоенных
Язык
и акты речевого общения опосредуют
отношения между культурой и
ребенком, усваивающим эту культуру.
Главным посредником между
Форма
социальных отношений или социальная
структура в, целом создает различные
языковые формы (коды), которым опосредуют
овладение культурой и таким
образом обусловливают
Положительным результатом общения является понимание, для которого требуется не только знание языка, но и определенный набор взаимосвязанных сведений, касающихся предмета общения, и не только. Речь идет о фоновых знаниях.
Фоновые
знания — это обоюдное знание реалий
говорящим и слушающим, являющееся основой
языкового общения. Нельзя понять язык,
не имея представления об условия, в которых
живут люди, говорящие на этом языке. Например,
замечено, что человек, говорящий по-французски,
формулируя, свое высказывание, держит
в памяти больше фрагментов действительности,
чем говорящий по-русски, который употребляет
речевые формулы более автономно и независимо.
Участники акта общения должны иметь до
известной степени общую социальную историю,
т.е. те ее характеристики, которые возникают
в результате воспитания в пределах определенной
социальной группы и шире - языковой общности
(поведение человека, его мировоззрение,
система взглядов, оценок, вкусов и большая,
часть его знаний). Фоновые знания проявляют
свое реальное бытие только в осмысленном
высказывании, пронизывая его и придавая
ему многомерность.
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ
Национально-культурная специфика лингвокультурных общностей, влияющая на процесс общения, сказывается и на результатах и эффективности общения на речевом и неречевом уровнях.
Представители одной общности, входя в контакт с членами другой общности и даже говоря на языке последней, действуют по «своей» модели поведения употребляя «свои» кинесические системы, опираясь на свои культурные знания. Этим и предопределяется «глухота» к специфическим проявлениям чужой культуры. Особенности чужой культуры могут быть неадекватно поняты или просто не замечены в силу своей специфики.
Национально-культурная специфика общения складывается из системы факторов, обусловливающих отличия в организации, функциях и способах опосредования процесса общения, характерных для данной культуры. Эти факторы «прилагаются» к процессу общения на разных уровнях и сами имеют различную природу.
Факторы, отражающие культурную традицию, соотнесены с разрешенными и запрещенными в данном обществе типами и разновидностями общения; стереотипными ситуациями общения, воспроизводимыми актами общения, входящими в фонд национальной культуры; с этикетными характеристиками участников акта коммуникации. Воспроизводимое целое выступает не как отдельное высказывание, а как комплекс поведения. Этикета вне группы не существует, он является тем компонентом общения, который образует формальную поведенческую точку, в которой развертывается процесс общения. Ролевые и социально-символические особенности общения коренятся в специфической для данной культуры системе социальных ролей и функций. Культурная традиция отражается в номенклатуре и функциях языка и текстовых стереотипах, используемых в общении.