Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)

Конфликт между учениками  может возникнуть стихийно. При этом конфликты могут быть разные: между  лидерами групп, формальным и неформальным активом и др. Наиболее опасные ситуации конфликта между личностью и группой. Конфликт обостряет негативные переживания, делает их устойчивыми: одни сердятся, злятся, другие становятся мстительным, третьи боятся, прячут свой страх за угрозами и т.д. Для решения подобных конфликтов нужно высокое мастерство педагога. Надо понять причины конфликтов, позицию каждого ученика в нем, выявить педагогическую бдительность, такт, смелость и настойчивость в решении конфликта.  

 

5 Типы  поведения педагога в конфликтной ситуации 

 

Анализ конфликтов учащихся с педагогами показывает, что одна из них - бестактность педагога, которая  проявляется в его грубых замечаниях относительно внешнего вида, ума, способности  подопечных. С этого нередко начинается конфликт.

Типы поведения учителей в различных конфликтных ситуациях  были предметом специального исследования Э.И. Киршбаума. Если М.М. Кашапов изучал в большей мере аналитическую стадию разрешения конфликтной педагогической ситуации преподавателями, то в работе Е.И.Киршбаума акцент делается на характеристике самых способов действий. избираемых учителем для решения конфликтной педагогической ситуации.  

Как и в опытах М. М. Кашапова испытуемым предлагалось решить ряд вербально описанных ситуаций, в которых инициатором конфликта был ученик. Стратегия разрешения конфликта зависит, по мнению Э. Киршбаума, от субъективного определения ситуации. Конфликт может восприниматься как основание для решения противоречия, и в этом случае ведется поиск конструктивного поведения, направленного на разрешение конфликта. Если же конфликт воспринимается и оценивается как угроза личной благополучию и устойчивому порядку вещей, тогда человек ведет поиск снятия эмоциональной напряженности, возникающей во время конфликта, по типу психологической защиты.

Э.И.Киршбаум выделил  шесть типов поведения педагога в конфликтной ситуации и дал  им следующие условные названия и  обозначения: «репрессивные меры» (РЖД), «игнорирование конфликта» (ИК), «ролевой влияние» (РВ), «стимул к собственной  перемены» (СЗ , «выяснения мотивов» (ЗМ), «рефлексия» (Р).

Рассмотрим каждый тип  поведения. РЖД - способ действия, при  котором агрессивное поведение  школьников учителя пытаются изменить применением репрессивных мер. ИК - реакция учителя на конфликт, при  которой преподаватель ведет занятия дальше, будто ничего не произошло. РО - поведение педагога, в которой оказываются попытки положительного разрешения конфликта в рамках ролевого взаимодействия. ЗМ - реакция преподавателя на конфликт, при которой главное усилие направляется на выяснение причин и мотивов его возникновения. СЗ-образ действий в конфликтной ситуации, когда преподаватель меняет собственное поведение в отношении ученика. Р - это такой тип поведения педагога, при котором главное внимание обращается на рациональное решение конфликта: он по своему содержанию близок к типу поведения «выяснения мотивов.

Разделив на основе данных экспертов обследованных учителей на «успешных» (22 человека) и «малоуспешные» (30 человек), Э. И. Киршбаум нашел существенные различия между ними в способах решения ими конфликтных ситуаций.

Часто педагогами используются другие психозащитные механизмы, такие, как: рационализация, проекция и редукция. По рационализации преподаватели обращаются к псевдо обоснование своей недобропорядочной  поведения. По проекции ученику или студенту приписываются собственные недостатки и отрицательные качества, затем производится принятия их в виде основания для обвинения и осуждения учеников. Реверсивная форма защитного поведения (редукция) связано с сужением «Я», что проявляется в уклонении от угрозы, в выходе из конфликта без конструктивного решения ситуации.

Интенсивное использование  вышеуказанных психозащитных реакций  и техник означает неконструктивный выход из конфликта с доминированием чувства «Я», сворачивание взаимодействия вытеснением другого участника конфликта на периферию общения. В свою очередь, продуктивное решение конфликтной ситуации предполагает ее восприятие как творческой задачи, поиск способов позитивного ее решения. Но поскольку рефлексивный тип поведения в вербальных реакциях учителей представлен слабо, можно сделать вывод о том, что большинство педагогов не готовы к осознанию конфликта как основания к изменению восприятия и понимания сложившейся ситуации, себя и поведения другого в ней.

Психозащитные формы поведения наиболее присущи учителям с определенным психологическим складом, проявляющееся в повышенной эзоповым авторитарной направленности в общении, в низкой направленности на сотрудничество, в сниженном самоконтроле в сфере деловых отношений, в гипертрофированной чувствительности к негативным, угрожающих факторов социального окружения. Именно все это и приводит не к разумному анализу причин возникших конфликтных ситуаций, а в «эмоциональной жвачки», отрицание собственной вины, к стремлению перевести решение конфликта на других.

Преобладание у учителей и преподавателей психозащитных  техник в решении педагогически  сложных проблемных ситуаций делает необходимым профилактику и предупреждение действия этих неконструктивных механизмов в педагогическом общении. Это может быть сделано еще во время обучения будущих учителей и педагогов в вузе с помощью специального обучения и тренинга формирования продуктивных способов решения педагогических конфликтных ситуаций.


Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"