Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций
ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Конфликт между учениками может возникнуть стихийно. При этом конфликты могут быть разные: между лидерами групп, формальным и неформальным активом и др. Наиболее опасные ситуации конфликта между личностью и группой. Конфликт обостряет негативные переживания, делает их устойчивыми: одни сердятся, злятся, другие становятся мстительным, третьи боятся, прячут свой страх за угрозами и т.д. Для решения подобных конфликтов нужно высокое мастерство педагога. Надо понять причины конфликтов, позицию каждого ученика в нем, выявить педагогическую бдительность, такт, смелость и настойчивость в решении конфликта.
5 Типы поведения педагога в конфликтной ситуации
Анализ конфликтов учащихся с педагогами показывает, что одна из них - бестактность педагога, которая проявляется в его грубых замечаниях относительно внешнего вида, ума, способности подопечных. С этого нередко начинается конфликт.
Типы поведения учителей
в различных конфликтных
Как и в опытах М. М.
Кашапова испытуемым предлагалось решить
ряд вербально описанных
Э.И.Киршбаум выделил шесть типов поведения педагога в конфликтной ситуации и дал им следующие условные названия и обозначения: «репрессивные меры» (РЖД), «игнорирование конфликта» (ИК), «ролевой влияние» (РВ), «стимул к собственной перемены» (СЗ , «выяснения мотивов» (ЗМ), «рефлексия» (Р).
Рассмотрим каждый тип поведения. РЖД - способ действия, при котором агрессивное поведение школьников учителя пытаются изменить применением репрессивных мер. ИК - реакция учителя на конфликт, при которой преподаватель ведет занятия дальше, будто ничего не произошло. РО - поведение педагога, в которой оказываются попытки положительного разрешения конфликта в рамках ролевого взаимодействия. ЗМ - реакция преподавателя на конфликт, при которой главное усилие направляется на выяснение причин и мотивов его возникновения. СЗ-образ действий в конфликтной ситуации, когда преподаватель меняет собственное поведение в отношении ученика. Р - это такой тип поведения педагога, при котором главное внимание обращается на рациональное решение конфликта: он по своему содержанию близок к типу поведения «выяснения мотивов.
Разделив на основе данных
экспертов обследованных
Часто педагогами используются
другие психозащитные механизмы, такие,
как: рационализация, проекция и редукция.
По рационализации преподаватели обращаются
к псевдо обоснование своей
Интенсивное использование
вышеуказанных психозащитных
Психозащитные формы поведения наиболее присущи учителям с определенным психологическим складом, проявляющееся в повышенной эзоповым авторитарной направленности в общении, в низкой направленности на сотрудничество, в сниженном самоконтроле в сфере деловых отношений, в гипертрофированной чувствительности к негативным, угрожающих факторов социального окружения. Именно все это и приводит не к разумному анализу причин возникших конфликтных ситуаций, а в «эмоциональной жвачки», отрицание собственной вины, к стремлению перевести решение конфликта на других.
Преобладание у учителей и преподавателей психозащитных техник в решении педагогически сложных проблемных ситуаций делает необходимым профилактику и предупреждение действия этих неконструктивных механизмов в педагогическом общении. Это может быть сделано еще во время обучения будущих учителей и педагогов в вузе с помощью специального обучения и тренинга формирования продуктивных способов решения педагогических конфликтных ситуаций.
Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"