Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1,008.50 Кб (Скачать)

Конфликты в учебной  деятельности различаются на широкие  и узкие (по количеству привлеченных участников учебного процесса), острые и этажные (по силе эмоциональной  напряженности), внешние и внутренние (по форме выражения, устойчивые и ситуативные (по продолжительности).

Особенность внутриличностных конфликтов состоит в том, что  они в большинстве случаев  является предпосылкой возникновения  межличностных конфликтов. Так, состояния  внутренней напряженности, комплексы, агрессия и др.предопределяют неадекватное поведение людей при взаимодействии и провоцируют ответную реакцию окружающих.

Доказано, что фрустрация порождает агрессию. Высокий уровень  фрустрации также дезорганизует  деятельность человека и снижает  ее эффективность. Частые фрустрации ведут к повышенной возбудимости, агрессивности, фиксации ригидных форм поведения, могут стать причиной неврозов. Люди различаются выдержкой, самообладанием, способностью длительно выносить неблагоприятные воздействия. Это зависит от конституции человека, его жизненного опыта и закалки. Толерантность индивида измеряется порогом эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию.

Многочисленные исследования позволили выяснить, что, если блокада  целенаправленной поведения создает  проблемную ситуацию, возможно, заменить «разрушения» конструктивным «решением проблемы». Последнее сделать, однако, бывает трудно, если человек воспринимает ситуацию как угрожающую. Именно ощущение угрозы, а не лишение возможности действовать, является непосредственной причиной агрессии. Отсюда, в частности, следует вывод: чтобы избежать агрессивной выходки, иногда достаточно дать понять человеку - не только словами, но и всем своим поведением, - что ей ничего не угрожает. Если педагог это понимает, ему удается избежать многих неприятностей.

Конечно, стрессы у  студентов возникают на фоне недостаточной  организованности и, соответственно, недостатка времени, при этом сочетаются информационные и отрицательные эмоциональные  стрессы. Последние могут быть как  от внутренней неудовлетворенности своей работой и ее результатами, так и от «репрессивного» влияния преподавателей и администрации, является реакцией на некачественное выполнение задач и проектов, их недоработки, на слабую подготовку к зачетам, экзаменам и т.д.

При выполнении домашних работ важно учитывать, что одни учебные дисциплины требуют для освоения больших массивов времени (математика, теоретическая механика, сопротивление материалов и т.д.), а другие - регулярной работы, практически ежедневной, хотя бы и не продолжительной (иностранный язык и даже физическое воспитание). В освоении первых преобладает осмысления, а вторых - запоминание или накопления эффекта воздействия.

Для большинства людей  проблема времени является одной  из важнейших. Например, у студентов  она проявляется в периоды подачи курсовых проектов и экзаменационных сессий, когда времени остро не хватает. Большой проблемой является страх не успеть что-то сделать, сопровождающий информационный стресс.  

Педагог постоянно сталкивается с детской, подростковой и молодежной агрессией. Любое его замечание о допущенной ошибке или о неуместную форму поведения вызывает фрустрацию. К тому же сам педагог фрустрированных «нелепостью», «необузданности» и «неуправляемостью» учеников, он испытывает страх за реализацию своих замыслов. У него возникает агрессия. Но его замечание может стать последней каплей в чаше фрустрации, что наполнилась у подростка в мире межличностных конфликтов. Страхи детей начинаются со страхов взрослых. Нельзя быть педагогом, зная свой предмет, но, не умея понимать истинные причины поступков учеников.

Ежедневная работа преподавателя  является большой нагрузкой на психику  человека, потому что все время  ставит перед ним новые задачи, трудно решаются, без времени на обдумывание или расчет наиболее удачного решения.

Рядом со стрессогенных  факторов, общих для всех людей, в  деятельности преподавателя присутствует ряд профессиональных стресс-факторов: ответственность, необходимость быть объектом наблюдения и оценивания, постоянно подтверждать свою компетентность, а также временная изменчивость деятельности. Об этих особенностях деятельности преподавателя уже говорилось выше, однако последняя требует более детального рассмотрения не только потому, что она связана с самой яркой отличительной чертой преподавательской деятельности, но и потому, что ее действие с годами усиливается (особенно если преподаватель не производит свою индивидуальную стратегию поведения). Суть временной изменчивости деятельности состоит в том, что преподаватель должен в определенные дни недели, в определенное время быть готовым (т.е. внутренне настроенным) контакт с определенной аудиторией (все учебные группы разные), к раскрытию, объяснения определенной теме. При этом учебная работа организована так, что конкретная педагогическая деятельность постоянно меняется, и поэтому невозможно наладить преподавателю регулярную по времени работу. Однако известно, что именно регулярность в работе, определенный режим дня способствуют снижению утомляемости за счет привыкания к ритму изменения труда и отдыха. В деятельности преподавателя имеется и содержательная изменчивость: во время одного занятия нужно быть настроенным на один предмет или тему, а во время другого - в ином, причем и темы заданы извне и могут не соответствовать внутреннему настроению и логике рассуждений преподавателя. Наконец, надо помнить, что преподаватель - это специалист, который не только трансформирует и передает чужое знания ученикам, но и сам создает новое знание.

Стресс - это предпосылка перестройки и приспособления к новым условиям. Как только меняется внешняя среда, так сразу возникает стресс того или иного степени напряженности. Так как в работе преподавателя подобная изменчивость является составляющей деятельности, то можно сказать, что стресс - это перманентное состояние преподавателя.

Итак, основная психологическая  проблема в деятельности преподавателя, который может быть причиной его  повышенной агрессивности и конфликтности, - это периодический состояние  напряженности, связанный с необходимостью внутреннего настройки на определенное поведение, мобилизации всех сил на активные и целесообразные действия.

Психологические исследования показывают, что состояние готовности включает несколько компонентов:  

- Интеллектуальный - понимание  задач, обязанностей, знание средств достижения цели, прогноз деятельности;  

- Эмоциональный - уверенность  в успехе, воодушевление, чувство  ответственности; 

- Мотивационный - интерес,  стремление достичь успеха, потребность  успешно выполнить поставленную  задачу;  

- Волевой - мобилизация  сил, сосредоточенность на задаче, отвлечение от препятствий, преодоление сомнений.

Существует много видов  деятельности, в которых от участников требуется состояние повышенной готовности: спортивная деятельность, военная, работа бизнесмена, труд актера и др. Но в работе преподавателя формирования готовности осложняется тем, что различные ее компоненты могут иметь противоположную направленность. Так, интеллектуальность - это компонент готовности, как понимание задач и обязанностей, и основная составляющая самой деятельности - знание предмета, который преподается, и понимание его проблем. Эмоциональность - настроенность на данный момент и эмоциональность как коммуникативная культура преподавателя. Между этими двумя компонентами готовности могут возникать дисгармоничные отношения. Например, повышенный эмоциональный настрой, вдохновение, контакт с аудиторией могут привести до того, что ученики выходят после занятий в прекрасном настроении и хорошем отношении друг к другу, но с совершенно пустой головой. Лекция была очень интересной, но о чем конкретно? Такой может быть публичная лекция, но не учебная. Или противоположный результат - очень интересно, информативно, но так сухо, что ученики очень быстро устают слушать, и многие «отключается». Или все идет хорошо до тех пор, пока аудитория ведет себя так, как планировалось, но если в отношении аудитории к преподавателю происходят какие непредвиденные изменения, это сразу же вызывает срыв деятельности.

Преподаватель должен несколько  раз в течение дня формировать  у себя состояние готовности, приводя в гармонию все ее компоненты. Чтобы это осуществлялось более продуктивно, целесообразно различать стратегические и тактические приемы. Повышенные требования к готовности у преподавателя возникают из-за временной и содержательной нерегулярности деятельности, следовательно, стратегия должна быть связана с уменьшением этой неопределенности. Общая стратегия в этом вопросе связана, с одной стороны, с нормализацией учебной нагрузки преподавателей и созданием удобного расписания занятий (особенно актуальным это является для молодых преподавателей), а, с другой стороны, с возможностью разработки авторских курсов, что позволяет снизить содержательную неопределенность педагогической деятельности.

В каждом конкретном случае большое значение имеет использование различных тактических приемов снижения неопределенности и формирования готовности к будущей деятельности. Прежде всего, следует сформировать установку на деятельность, причем не только у себя, но и в аудитории. Лучшим способом формирования установки являются ритуалы - условные рефлексы, связанные с будущей деятельностью. Например, ученики, встают, когда преподаватель входит в аудиторию, настраиваются на предстоящую деятельность. Каждый преподаватель может разработать свою систему ритуалов. При этом нужно помнить, что если сам преподаватель нуждается в однократной настройке перед работой, то аудитории часто необходимо повторение ритуала. Таким ритуалом может быть и приветствие, и перекличка, и периодически используемые небольшие устные задания, и интересная история, связанная с вопросами занятия, и любое другое действие, которое можно также характеризовать как коммуникативную атаку. Так, активный ритуал создает установку на деятельность.

Далее можно провести «разминку» мышления, ориентированную на вид будущей интеллектуальной деятельности. Перед началом занятий необходимо «собраться с мыслями», а также провести настройку и активизацию речевой функции, вербального мышления, потому что на занятиях в любом случае должен быть преподавания, рассказ материала. Для такой настройки можно «разговориться» до начала занятия, разогреть себя не обдумыванием того, о чем надо будет говорить, а его частичным проговариванием вслух (это особенно актуально для людей интровертных).

Считается, успешно работает не тот, кто знает, что он будет делать в случае успеха, а тот, кто знает, что делать в случае неудачи. Поэтому стоит заранее проиграть различные варианты поведения в зависимости от того, как поведет аудитория. Она может не включиться в работу, не понять проблему, не захотеть выполнять задания, не отреагировать на шутку. Как на это отреагировать, чтобы не начать комплексовать, не нервничать? Все это стоит продумать заранее. Здесь все, как в общей схеме подготовки к эффективному общению: чем лучше проведена работа на подготовительном этапе педагогического общения, тем легче и успешнее можно выполнить основной этап - сам процесс взаимодействия в общении; чем больше вариантов заготовлено, тем больший выбор поведения, тем легче общаться.

В деятельности преподавателя часто возникают ситуации, встреча с которыми или ожидания которых несут сильную эмоциональную окраску, и которых он стремится избежать. Можно считать, что это социальные страхи преподавателя, как внешние, так и внутренние. К внешним относятся особенности поведения учащихся и администрации. К внутренним, связанных с индивидуальностью преподавателя, относятся затруднения в общении, комплекс неполноценности или завышенная самооценка.  

Анализируя результаты опроса преподавателей гуманитарных специальностей, Н. А. Сохань составила список основных «страхов»:  

1) страх равнодушия  со стороны студентов; 

2) страх отрицание  сказанного студентами;  

3) страх, что все  будут заниматься своими делами;  

4) страх большой аудитории:   

5) страх направления  внимания большого количества студентов;  

6) страх показаться  смешным.  

7) страх критики со  стороны администрации; 

8) страх неумение установить  оптимальную дистанцию со студентами, страх показаться фамильярным;   

9) страх разочаровать  студентов, если они хорошо  относятся к преподавателю;  

10) страх дать недостаточно  нужную информацию, страх потратить  впустую время студентов;  

11) страх тишины и  внимательного отношения к себе;

12) страх непонимания  со стороны студентов;  

13) страх ответственности;   

14) страх, что не любить.

Трудности каждого преподавателя  индивидуальны, как и способы  действия в этих ситуациях. Страхи и  опасения - состояния иррациональные, хотя они имеют под собой логическую основу. В процессе взаимодействия стороны, общаются, в частности ученики и преподаватели, пытаются понять друг друга. Однако, не имея возможности читать мысли, стороны искажают чувства и мысли партнеров по общению. Каждая сторона считается не на намерения другой стороны, не на ее видение ситуации, и даже не на факты, а на свою интерпретацию этих фактов. Отсюда возможны различные недоразумения, непонимание и конфликты. Это хорошо видно на примере того, как по-разному воспринимают конфликты учителя с учеником педагоги и ученики. Большинство учителей расценивают свое поведение как доброжелательную в отношении учеников, в то время как больше половины учеников воспринимают ее как несправедливое.

Одной из задач учителя  является помощь ученикам в восприятии педагога как личности, умение сделать  свое поведение понятной и приемлемой для учащихся. Поэтому иногда педагогу целесообразно «драматизировать» свое поведение, чтобы сделать ее более понятной, сделать невидимые затраты видимыми. Педагог может также использовать «идеализацию», чтобы продемонстрировать свои преимущества более ценными, чем они есть на самом деле; установить положительный баланс способностей, а недостаткам придать форму простительно слабостей; также скрыть действия, не соответствующие стереотипа положительного руководителя. Создание и подача положительного имиджа педагога существенно улучшает процесс педагогического общения и в некоторой степени является средством профилактики конфликтов в учебном процессе.

Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"