Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций
ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Если самореклама "за одеждой" по каким-то причинам не реализованная, то саморекламу своим поведением исключить вообще невозможно. Особенно большую и выразительную информацию дают невербальные средства поведения, все, что называется языком движений тела.
Прежде всего, надо выбрать правильную дистанцию между собой и аудиторией, для преподавателя это расстояние равняется от 1,2 до 3 метров и больше (так называемые социальная и общественная зоны). Занятие зоны меньше 1,2 метра будет означать вторжение в личную, интимную и даже свыше интимной зоны и обязательно вызовет удивление, дискомфорт и даже протест со стороны слушателей, особенно если возбуждаться эти границы систематически и бесцеремонно. Впрочем, иногда можно нарушить границы для демонстрации своего дружеского отношения и желания более тесного доверительного общения. Но все-таки лучше держать дистанцию. Надо также позаботиться о положении корпуса тела относительно тех, кто слушает. Оптимальная позиция - лицом к аудитории, наиболее плохая - спиной (к сожалению, нередкие случаи, когда преподаватель, особенно неопытный, поворачивается к доски и продолжает объяснять материал). Боковая позиция с косыми взглядами на аудиторию чаще всего вызывает чувство отсутствия и нежелание близких доверительных отношений.
Элементами саморекламы могут быть и такие невербальные средства, как осанка, походка, жесты. Правильная осанка создает ощущение уверенности, покоя и высокой самооценки. Довольно уверенной должны быть и походка: все говорит о собранности и деловитости. Кстати, даже играя роль уверенного делового человека, вы ощутите себя такой.
Самостоятельное и довольно значительное место среди невербальных средств саморекламы занимают мимика и жестикуляция. Ими можно продемонстрировать свое отношение к аудитории и эмоциональное состояние. Самое большое внимание отводится экспрессии лица. В ряде исследований было установлено, что по ней, главным образом за положением губ и бровей, можно очень хорошо определить семь эмоциональных состояний: страх, страдание, гнев, сразу, интерес, удивление и счастье. Впрочем, при высоком самоконтроле лицевая экспрессия может быть менее информативной, особенно на левой стороне лица. В любом случае для преподавателя важно не только уметь руководить лицевой экспрессией, но и имитировать определенные состояния для демонстрации собственного отношения к аудитории. Лицо не должно быть пасмурным, напыщенным, высокомерным, презрительным. Желательно предоставить ему радушный вид, сосредоточенность и деловитость. Взгляд при этом должны быть прямым, открытым, привлекательным для доверия и контакта, очень плохое впечатление на аудиторию взыскивают глаза, которые бегают, или взгляд, который все время скользит куда-то в сторону. На слушателей в аудитории надо смотреть прямо, но не пристально, а периодически обводя взглядом всех. Было доказано, например, что тот слушатель, на которого чаще смотрит преподаватель, оценивает его более положительно, чем тот, на кого он вообще не смотрел.
ТЕМА 8. КОНФЛИКТЫ В ОБЩЕНИИ
1 Понятие, сущность и типы конфликтов
2 Управление конфликтами
3 Типы конфликтных личностей
4 Конфликты в обучении
5 Типы
поведения педагога в
1 Понятие, сущность и типы конфликтов
Общение с другими
людьми - неотъемлемая часть, необходимая
полноценной жизни каждого
Существуют различные определения конфликта, и все они подчеркивают наличие противоречия, которое выступает в форме разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
В психологии конфликт определяется
как столкновение противоположно направленных,
несовместимых друг с другом тенденций
в отдельно взятом эпизоде в сознании,
в межличностных
Отсюда видно, что основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
Конфликт - возникновение сложных для преодоления противоречий, столкновение противоположных интересов на основании соперничества, отсутствия взаимопонимания в разных вопросах, связанных с острыми эмоциональными переживаниями.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая или противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, устремлений оппонентов и т.д. Конфликтная ситуация, таким образом, предполагает обязательное наличие субъектов и объектов конфликта. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального перерастает в актуальный и может развиваться в дальнейшем, как прямое или косвенное, деструктивный или конструктивный.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Отсутствие согласия обусловлено наличием различных мнений, взглядов, идей и т.д. Однако оно не всегда проявляется в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди, чтобы преодолеть разногласия, вступают в открытое конфликтное взаимодействие, в процессе которого они получают возможность выражать различные мнения, проявлять больше альтернатив для принятия решения - именно в этом и заключается явный позитивный смысл конфликта. С конфликтами, как явлением неизбежным, не надо бороться - ими надо управлять. Правильно организованное конфликтное взаимодействие - это правильный, хотя и не легкий путь к согласию.
Конфликты могут возникать практически во всех сферах человеческой жизни, в частности в профессиональной деятельности. Организация и содержание деятельности определяют специфику конфликта. Имеют свои характерные черты и педагогические конфликты.
Однако в любом конфликте,
как социально-психологическом
Известно достаточно
много классификаций
Конфликты могут происходить внутри нас и между нами. По этому критерию выделяют внутриличностные, межличностные, между личностью и группой и межгрупповые конфликты.
Внутриличностные конфликты не вполне соответствуют данному ранее определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности. Известное описание внутриличностных конфликтов, ставшее классическим, принадлежит немецко-американскому психологу К. Левину. Он характеризует конфликт как ситуацию, в которой на человека одновременно действуют противоположно направленные силы равного веса. Возможны три типа таких ситуаций:
1. Человек должен выбрать одну из двух привлекательных возможностей, или, по К. Левину человек находится между двумя положительными валентности. Валентность - это способность объекта привлекать или отталкивать. Сам по себе объект не является ни привлекательным, ни отталкивающим. Положительный или отрицательный смысл предоставляет ему человек.
Итак, первый тип внутриличностных
конфликта - это ситуация «Буриданова
осла», который умирает от голода
между двумя стогами сена. И
все же, как правило, такие конфликты
решаются наименее болезненно. Выбрать
между двумя приятными
2. Второй фундаментальный тип конфликтной ситуации проявляется, когда человек оказывается между двух примерно равных по значимости неприятными возможностями (негативными валентностями). Показательна ситуация «наказания» за плохо выполненное задание, хорошо знакома преподавателям и студентам. Студент должен выбрать один из двух нежелательных вариантов - отказаться от запланированного отдыха и развлечений или получить «непрестижную» тройку. Это ситуация выбора меньшего из двух зол.
3. Человек сталкивается с объектом, который имеет как отрицательную, так и положительную валентность, как говорится, «и хочется, и колется». Силы притяжения и отталкивания действуют в том же направлении, исходят от одного объекта. Основой конфликта может быть, например, то, что привлекательная цель содержит и отрицательные стороны: высокооплачиваемая, но вредна для здоровья работа и др. Нередки случаи, когда желаемые вознаграждения неизбежно сопровождаются равными затратами: запрещено удовольствие и потеря самоуважения и т.д.
Конфликты «притяжения - отталкивания» вызывают сильнейшие переживания. Некоторые исследователи считают, что это и есть психологический конфликт в полном смысле слова.
Внутриличностные конфликты, связанные с педагогической деятельностью, могут развиваться по каждой из описанных схем. Например, так называемый ролевой конфликт, когда разные социальные роли человека ставят к ней противоречивые требования: чтобы быть хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т.д.), человек должен больше времени отдавать семье, а статус преподавателя требует от него большего внимания и времени к служебным обязанностям.
Развитие личности невозможно
без преодоления внутренних противоречий,
решения психологических
Нерешенные внутриличностные конфликты вызывают фрустрацию и чувство тревоги, препятствуют личностному росту, делают человека более уязвимым. Нередко внутриличностные конфликты вольно или невольно провоцируются другими людьми, особенно в отношениях зависимости и доминировании эгоистических мотивов участников взаимодействия. К сожалению, анализ педагогических ситуаций дает тому немало примеров.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В учебных заведениях он может возникать между участниками педагогического процесса одного или разных статусов: преподаватель - студент, преподаватель - преподаватель и т.д. Многие считают, что основными причинами этих конфликтов являются необоснованные притязания или особенности характера участников ситуации. Действительно, встречаются люди, которым в силу особенностей характеров, различия во взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины.
Конфликт между личностью и группой. Как известно, неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Еще один типичный конфликт этого типа - конфликт между студенческой группой и преподавателем. Труднее такие конфликты протекают у авторитарного стиля педагогического общения.
Межгрупповой конфликт. Учебное заведение, как и любая другая организация, состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между сотрудниками различных подразделений, кафедр, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.
Допустимая классификация также по характеру причин, вызвавших конфликт. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как отмечает Р.Л. Кричевский тремя группами причин, обусловленных:
• трудовым процессом;
• психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией.
• личностной своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивность, некоммуникабельность, бестактность.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способом их решения. Выделяют конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, затрагивающие принципиальные стороны, проблем жизнедеятельности организации и ее членов, и решение которых выводит организацию на новый, более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к значительному снижению эффективности работы группы или организации.
Таким образом, конфликты могут иметь как отрицательные, так и положительные последствия. Если они способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункционными (деструктивными). Подчеркнем еще раз - нужно не уничтожать все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Направить конфликты в конструктивное русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные последствия.
Согласно классификации Л.Коузера конфликты могут быть реалистическими (предметными) и нереалистичными (беспредметными).
Реалистичные конфликты вызваны недовольством определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ, и направлены на достижение конкретного результата - например, конфликт между студентом и преподавателем по поводу экзаменационной оценки.
А нереалистичные конфликты имеют своей целью открытое выражение негативных эмоций, накопившихся обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения любого реального результата, а самоцелью.
Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"