Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций
ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Еще одним самым важным механизмом и инструментом познания человеком людей и самого себя является социальная рефлексия, которая понимается как способность человека представить себе, как он воспринимается другими. Подобно эмпатии развитые рефлексивные механизмы становятся факторами успешности педагогического общения. Специальное исследование, посвященное изучению социальной рефлексии в ее связи с успешностью в педагогической деятельности, было проведено Г. И. Метельским. По мнению автора, рефлексию можно трактовать как прогноз учителя относительно того, что думают о нем ученики. Представление педагога о понимании его учениками - это и есть образ, сформированный в результате прогнозирования, которое опирается на прошлый опыт и актуальную ситуацию взаимодействия. Учитель будто смотрит на себя глазами учеников. Оценка ситуации учения по взгляду учеников на основе понимания учителем их внутреннего мира, установок, отношение к учебному предмету, к одноклассникам и самого себя, и использование этих знаний, как информационного основания обучения, составляет суть рефлексивного управления, которое есть, по мнению Ю. Н. Кулюткина, очень специфическим для педагогической профессии. И чем лучше развита способность педагога к рефлективному управлению, тем выше его педагогическое мастерство и больший успех в обучении ученикам.
Выделяют три уровня рефлексивных способностей к педагогическому управлению. На низком уровне педагог имеет фрагментарное представление об отношении к нему, его действиям тех, кто учится, а в связи с этим собственное поведение корректируется им лишь частично. На среднем уровне преподаватели более полно представляют отношение к ним учеников, но это знание не становится основанием для организации и перестройки собственной деятельности по управлению обучением, лишь на высоком уровне рефлексивной саморегуляции знания педагогом мысли о нем учеников служат основанием для оценки и выбора собственных действий, направленных на управление работой учеников. По мере роста педагогического мастерства происходит развитие способностей к рефлексивному управлению. Оно идет от фрагментарного, поверхностного, неадекватного представления к целостному восприятию стойких свойств.
Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: положительную, негативную и адекватную. По положительной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку больший аванс, который оказывается в неосознанной доверчивости. Негативная установка приводит к восприятию преимущественно негативных качеств другого человека, который выражается в недоверчивости, подозрительности.
Оптимальной является адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и негативные качества. Главное, как они сбалансированы и как оцениваются самим человеком.
Наличие установок можно рассматривать, как несознаваемую склонность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных перекручиваний представления о другом человеке.
Одежда человека тоже влияет на восприятие ее, не напрасно существует пословица "по одежде встречают, а по уму провожают". В "одежду" включается общее внешнее впечатление от человека. А дальше мы уже присматриваемся к личностным качествам. И тут в ход, как правило, идут сформированные социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, жизненные представления, которые сформированы у каждого человека, и, конечно, уровень психологической культуры в области умения воспринимать и оценивать другого.
Негативным фактором педагогического общения является предубежденное отношение, которое встречается временами в педагога к старшекласснику или студента. Предубежденность недопустимая в педагогическом общении. Она возникает вследствие особой психологической установки преподавателя, в которой часто виновный он сам.
Причинами такой установки могут быть:
1. Ошибочные стереотипы, которые относятся к восприятию человека по внешним данным. Этот - в очках, значит, умный, этот - спортивный на вид, значит, не умный и т.д. Установка на внешность экономит педагогические усилия, которые связаны с познанием учеников, но часто вводят в образ, который, в конце концов, выливается в педагогические просчеты.
2. Приписывание преимуществ или недостатков человеку, выходя только из ее социального статуса. В этом случае учений или студент оказываются не в лучшем положении: их социальный статус ниже статуса преподавателя.
3. Субъективизм, штампы, трафареты, предыдущая информация, которую педагог получает о студенте. Под их влиянием педагог становится на ошибочный путь педагогического общения или оказывается вообще вне него. Необходимо проверять всю информацию и переоценивать предыдущие установки, чтобы по-настоящему познать человека, ее плюсы и минусы и строить общение с опорой на плюсы, осознавая, что каждый человек в чем-то лучше, чем другие, в том числе лучше чем ты сам.
В ряде исследований описанные факторы, которые снижают точность межличностного познания и оценивания. К этим факторам относятся эффекты ореола, первичности, новизны, стереотипизации, каузальной атрибуции и др. Учет субъективных ошибок восприятия и оценки людьми друг друга в практической деятельности руководителей, педагогов, для которых точность познания людей имеет особое значение, вконец необходимое для обеспечение взаимопонимания и согласованных действий в организации общей трудовой, учебной или любой другой деятельности.
Примером социального стереотипа являются представления о том, что профессор - невнимательный, близорукий и не приспособленный к повседневному жизни; студент - всегда остроумный, подвижный и не готовый к испытанию. Большой лоб, по нашему мнению, характеризует умный человека, квадратный подбородок - волевую, полнота - признак человека добродушной и т.д. Встречая нового человека, мы сразу относим его к определенной категории и строим свое поведение в соответствии со сформированными стереотипами. Однако стереотипность восприятия несет в себе серьезные ошибки. Формирование ошибочного имиджа может привести к неправильному взаимодействию и, как результат, - к возникновению проблем в общении и конфликтов. Особенно важным есть адекватное восприятие в педагогическом общении, потому что те, кто общаются, находятся в неравном положении, с одной стороны, и, с другой стороны, педагогическое общение выполняет много развивающих и воспитательных функций. Поэтому ошибки здесь очень дорого обходятся.
6 Имидж педагога
Только неопытный педагог может показать воспитанникам, что он переживает на самом деле и какой он есть. Мастеру важно, каким его видят окружающие. Его задача - самопрезентация. Он должен представить себя, свой характер, свое ситуативное состояние так, лишь бы вызвать необходимое поведение учеников. В душе он может умиляться от затеи ученика - но он "кипит" от негодования, он бушует, навязывая ученику дополнительную роль того, кто раскаивается и просит извинения. Он отстаивает созданный им образ, возмущаясь и непримиримо преследуя тех, кто ведет себя с ним несоответственно этому образа.
Ситуации педагогической жизни не похожи одна на другую. Каждый раз педагог должен твердо знать, каким он хочет появиться перед учениками. "Он может хотеть, чтобы они поняли его значимость, или подумали, что он высокой мысли о них, или поняли, что он на самом деле думает о них, или остались удивленные. Он может хотеть обеспечить гармонию, чтобы взаимодействие продолжительно долго, или отстраниться, ввести в заблуждение, противопоставить себя или обидеть их".
В зависимости от целей избирается техника самопрезентации. "Решающее значение заключается в том, будет это убедительно или неубедительно".
Чтобы создать свой образ адекватно ситуации, должно надо иметь фантазию и творческое воображение. Главный элемент социальной ситуации - другие люди. Отсюда необходимость "прочитывать" их поведение, делать замечание тончайшие нюансы мыслей и чувств.
Как было отмечено выше, "самоподача" в межличностном общении - это своего рода подсказка собеседнику данных о себе, что позволяет облегчить процесс общения, установление контакта, взаимопонимание. Тем большая роль "самоподачи" в учебном, лекционном общении. В литературе из ораторского мастерства встречаются две противоположных мысль. Согласно одной из них работа лектора и актера имеет очень много общего. Согласно другой лектор не должен и не может быть актером.
Обе мысли довольно этажу и потому ошибочные. Если лектор на трибуне будет играть так, как актер на сцене, это будет выглядеть просто фальшиво. Специфика театрального общения отличается от специфики педагогического. Между лектором и аудиторией нет, и не может быть, той временной "договоренности" о ролевом выполнении, которое, условно говоря, существует между актером и зрителями. Лектор приходит в аудиторию, и она вступает с ним в контакт только как с лектором. Поэтому было бы странным ожидать, чтобы лектор целиком раскрывал перед аудиторией свою личность. Однако он действительно должен быть личностью, и это обязательно должны ощущаться во время общения со слушателями. В процессе выступления лектор одни особенности своей личности будто затушевывает, другие, наоборот, подчеркивает, выносит на публику. Опытный лектор всегда играет роль самого себя, подает себя аудитории в нужном ракурсе, наиболее пригодному для установления и поддержки контакта с аудиторией. У него есть свой особый, произведенный им стиль общения с аудиторией, свой образ "самоподачи".
Большая информационная нагрузка несет внешний вид педагога. Профессиональные требования к педагогу: он должен идеально выглядеть, держаться уверенно и иметь чувства юмора.
Внешний вид преподавателя должен быть эстетично выразительным. Недопустимое небрежное отношение к своей внешности, но и неприятное и чрезмерное внимание к ней.
И прическа, и костюм, и украшения в одежде педагога всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи - эффективному влиянию на формирование личности того, кого учат. В использовании косметики, подборе одежды и аксессуаров преподаватель должен всегда соблюдаться чувства меры и понимание ситуации. Эстетичная выразительность педагога оказывается и в том, насколько радушное у него выражение лица, в собранности, сдержанности движений, в осанке и ходу. Даже в том, как преподаватель заходит к аудитории, как смотрит, как приветствуется, как отодвигает стул, как движется по аудитории - во всех этих "мелочах" оказывается личность педагога и его влияние на учеников.
Интересные данные опрашиваний о признаках, по которым у студентов составляется первое впечатление о преподавателе:
1. Внешние данные (манера держаться, как вошел в аудиторию, представился ли студентам, выразительность лица, жестикуляция) - 37,2 % опрошенных назвали этот признак.
2. Особенности первой лекции (речь, эмоциональность, умение излагать материал, сразу переходить к делу) - 34 % опрошенных.
3. Отношение к студентам (требовательность, умение следить за поведением студентов, контакт со студентами, внимание к ним) - 17 % опрошенных.
4. Эрудиция, которая оказывается, интеллект - 8,5 % опрошенных назвали этот признак.
Мечтой каждого преподавателя есть заинтересованная его лекцией внимательная аудитория, которая не скучает, не выражает нетерпения и не занимается посторонними делами, только имитируя процесс слушания. К сожалению, любой преподаватель может припомнить случай, когда студенты откровенно занимаются собственными делами, разговаривают, иногда даже перемещают по аудитории; когда любые попытки привести порядок и привлечь слушателей к делу окажутся неэффективными. Полное отсутствие контакта с аудиторией возможно даже при идеальной дисциплине, и тогда тоже надо задуматься о причинах неудачи.
Одной из первых и главнейших задач, которые возникают перед преподавателем в аудитории, есть утверждения себя как авторитетного источника информации. Авторитет сразу обеспечит ему доверие аудитории и интерес к той информации, что он собирается предложить. Авторитет может быть результатом продолжительной работы с аудиторией и привлечение ее на свой бок с помощью разных педагогических приемов. В таком случае говорят об инерционных механизмах авторитетности и необходимость некоторого контрольного времени, на протяжении которого эти механизмы "могут быть раскрученные".
Существует, однако, целый ряд стереотипных источников авторитетности. Среди них основное место занимает принадлежности к авторитетной социальной группе. Источниками авторитетности могут быть более высокий социальный статус, возраст, принадлежности к авторитетной профессиональной сфере и др. Установки и предубеждение против того, кто говорит, могут сразу же работать на негатив типа "Что хорошего он может сказать?" или "Молодой еще, чтобы выступать с лекциями".
Преподаватель, который впервые входит в аудиторию, может для усиления авторитетности воспользоваться приемами саморекламы, чтобы подчеркнуть важные профессиональные особенности, которые увеличат доверие аудитории. Можно, например, сообщить о своих выступлениях и публикациях, особенно заграничных, сослаться на сотрудничество с известными для данной аудитории людьми. Кстати, чаще всего самореклама начинается из выбора одежды, прически, сумки или портфеля, то есть с создания собственного имиджа внешними "данными". В книге Дж. Маллоя "Одежда для успеха" перечисляются детали внешнего вида, которые сообщают окружающим о вашей компетентности, деловитости, требовательность к себе и окружающим (темная, даже черная одежда, массивная портфель, строгая прическа, минимум макияжа). Кстати, целый ряд исследований свидетельствует о том, что когда кто-то хочет сделать карьеру, он должен одеваться так, как требует социальное положение, к которому он хочет. Эта мысль хорошо отбивается в российской пословице "Встречают по одежде...". Иногда в попытках приобрести благосклонность аудитории преподаватель сознательно одевается для нее, чтобы не ломать ее стереотипы восприятия. Например, преподаватель, который желает подчеркнуть свою молодость и демократичность, выбирает одежда со студенческого "репертуара": джинсовый костюм, модный кожаный ремень и др. Полное безразличие к одежде, и внешности вообще, тоже можно интерпретировать как саморекламу: меня не интересует внешняя форма, я выше этого.
Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"