Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, курс лекций
ТЕМА 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ТЕМА 2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
ТЕМА 3 ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ТЕМА 4 ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ В ОБЩЕНИИ
ТЕМА 5. ДЕЛОВАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
5. Улучшаются отношения между людьми.
6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», что всегда приводит к плохим последствиям.
Дисфункциональными
1. Непродуктивны, конкурентные отношения между людьми.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрых взаимоотношений.
3. Представление о
противоположную сторону как
«врага», о своей позиции - как
об исключительно
4. Сворачивание или
полное прекращение
5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
6. Чувство обиды,
Различают организационные (административные) и межличностные методы управления конфликтами.
К организационным методам относятся следующие:
1. Четкая формулировка
требований. Один из лучших методов
управления, что предотвращает
2. Использование координирующих
механизмов. Четкое соблюдение принципа
единоначалия облегчает управле
3. Установка общих
целей, формирование общих
Наличие общих целей и ценностей позволяет людям понять, как следует вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы превратить их в функциональные.
4. Система поощрений. Установление четких, объективных критериев оценки результатов труда, снижающие вероятность возникновения чувства несправедливости, обиды. Разработка системы поощрений, что исключает столкновение интересов отдельных работников и подразделений.
Любой конфликт характеризуется тем, что в нем имеются как рациональные, так и эмоциональные интересы сторон. Разрешение конфликта предполагает выбор приоритетов: достижения рациональных целей или сохранения хороших отношений оппонентов. То есть эмоциональные и рациональные интересы в конфликте должны быть согласованы.
В реальной жизни трудно одновременно в полной мере сохранить мирные отношения и добиться желаемого решения.
Пытаясь примирить это противоречие, каждый из участников конфликта достигает время от времени определенного неустойчивого равновесия между этими двумя желаниями. При этом некоторые отдает предпочтение одному результату, а некоторые - другому. Относительная определенность этих двух желаний определяет степень жесткости в поведении человека, сталкивающегося с расхождением или противоречием. Чем сильнее человек стремится к миру, тем с большей вероятностью он будет делать жесты примирения или поощряя других делать их, не обращая внимания на то, что эти поступки могут ставить под угрозу решение спорного вопроса. Если же стремление к миру проявляется слабо, то человек скорее отдаст предпочтение достижения собственных целей, не обращая внимания на ухудшение взаимоотношений.
Люди отличаются друг от друга тем, какие именно интересы являются для них приоритетными. Приоритет тех или иных интересов может меняться от ситуации к ситуации.
Для решения возникших конфликтов, управление конфликтной ситуацией необходимо определиться с тем, какие формы поведения присущи индивидам, какие из них являются наиболее продуктивными, которые деструктивные, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.
В основе типологии конфликтного поведения К.Томаса находятся два стиля поведения: это кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, находящихся с ней в конфликте, и настойчивость, предусматривающий защиту собственных интересов. Согласно этих двух основных измерений К.Томас отделяет следующие методы регулирования конфликта, которые также известны как пять основных стилей разрешения конфликтов, или стратегий поведения в конфликтных ситуациях:
1. Уклонение. Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится уйти от конфликта. Эта стратегия может быть уместной, когда: а) предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, б) ситуация может разрешиться сама собой (это, хоть и редко, но бывает) в) в данный момент нет условий для эффективного решения задач Обязательства конфликта, но позже они появятся.
2. Приспособление. Этот стиль подчиняется девизом: «Давайте жить дружно», «Не надо раскачивать лодку». Человек, придерживающийся этой стратегии, старается не проявлять признаков конфликта, конфронтации, призывает к солидарности и терпимости. При этом часто забывается проблема, лежащая в основе конфликта. В результате может временно наступить покой, негативные эмоции не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно оставлена без внимания проблема и негативные эмоции, накопившиеся приведут к взрыву, последствия которого будут дисфункциональные.
3. Принуждение. Человек, который придерживается этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что любой, ее не интересует мнение других. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть. Этот стиль может быть эффективным в ситуациях угрожающих или препятствующих достижению целей. Преподаватель отстаивает интересы дела, интересы группы и обучения; время он просто обязан быть настойчивым. Главный недостаток использования этой стратегии в учебном процессе - подавление инициативы учащихся и возможность повторных вспышек конфликта.
4. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием взглядов другой стороны, но лишь до определенной степени. Способность к компромиссу высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность, и это позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Но через некоторое время могут проявляться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, недовольство половинчатым решениям. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть снова, потому что осталась нерешенной проблема, которая породила противоречия.
5. Решение проблемы (сотрудничество). По этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех вариант решения проблемы. Человек, ориентированный на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решения проблемы.
Для решения конфликта необходимо помнить о том, что в нем задействованы различные проблемы и чувства людей, поэтому целесообразно использовать следующие правила:
♦ Выявить предмет и источник конфликта. Часто бывает подмена предмета в процессе конфликта.
♦ Не расширять предмет конфликта, сокращать количество претензий, особенно эмоционального характера. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах отношений - надо выяснить главную, которая является стержнем конфликта: деловое соперничество, зависть, взаимная неприязнь или принципиальное различие.
♦ Надо помнить, что в своем развитии конфликт проходит три стадии: возникновение напряженности в отношениях - предвестник конфликта; взаимная неприязнь выходит наружу, начинаются схватки, прекращаются личные взаимоотношения; разрешения конфликта.
♦ Необходим внимательное
отношение к обеих
♦ Нужна правильная оценка обеих сторон. Нужно уметь правильно использовать знания психологического механизма оценки. В конфликте не должно быть победителей, чтобы конфликт не развивался дальше.
♦ Нельзя переоценивать заслуги одних и недооценивать заслуги других. Нельзя одних все время поощрять, других наказывать, а третьих просто не замечать.
♦ Особое внимание надо
проявлять к конфликтным
3 Типы конфликтных личностей
Бывает четыре типа конфликтных личностей:
Демонстративный - чаще всего это холерики и сангвиники, которым присуща бурная деятельность в самых разных направлениях. Для них конфликт, как для рыбы вода, это жизнь, среду обитания. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.
Ригидный (вялый, отсталый) - люди этого типа не умеют приспосабливаться, т.е. учитывать в своем поведении изменения ситуации и обстоятельств, учитывать мнения окружающих. Они честолюбивы. Проявляют болезненную уязвимость, подозрительность.
Педант - личность «сверхточного» типа, всегда пунктуальный, придирчивый, нудный, хотя является хорошим исполнителем, отталкивает людей от себя.
Бесконфликтный - личность, сознательно идет, бежит от конфликта, перекладывает ответственность в принятии решения на других, беспринципная. Между тем конфликт нарастает, как снежный ком, и обрушивается на это лицо. Это особенно болезненно и имеет негативные последствия, если такой тип личности присущ педагогу.
При взаимодействии с «проблемными» типами личностей целесообразно придерживаться определенных правил:
* Надо помнить, что каждый человек - индивидуальность, и уметь воспринять взгляд другого, а не смотреть на все «со своей колокольни».
* Чем ближе отношения,
тем сложнее личностям в
* Не нужно пытаться
полностью переделать, перевоспитать
другого человека. Это неблагодарное
занятие. Лучше заняться
* Следует помнить, что в группе сочетаются мужчины и женщины, имеют свои специфические мужские и женские особенности психологии. У женщин своя, сугубо женская логика, отличающаяся интуитивностью, ситуативность и ассоциативностью. Мужчинам свойственен точный расчет, сопоставление фактов, логический анализ и рациональный подход. Мужчины и женщины по-разному чувствительны к собственной индивидуальности. Женщины очень чувствительны к тону разговора и манеры поведения людей.
* Полезно накапливать «багаж» положительных знаний о другом человеке, а не усиливать негативную доминанту, все время обновляя воспоминаниями о негативных моментах взаимодействия и отрицательные качества.
* Ясная информация
позволяет избежать появления
слухов и ненужных
* Следует очень внимательно
следить за тоном и формой
разговора с человеком,
4 Конфликты в обучении
Обучение в определенном смысле можно представить как организованную форму общения. От того, как организовано это общение, будут зависеть текущие, промежуточные и конечные цели обучения.
Ведущим организатором общения в обучении является преподаватель и, следовательно, в большей мере им определяется характер взаимоотношений, которые будут состоять между участниками учебного процесса. Индивидуальные и групповые цели учителей и учащихся, преподавателей и студентов, способы, к которым все они прибегают для осуществления своих намерений, заметно различаются. Вследствие названных различий возникают противоречия в их оценках, взглядах, отношениях, мыслях, в поведении и поступках, которые могут развиться в конфликтную ситуацию. Степень выраженности конфликта определяется степенью значимости требований, выдвинутых каждой стороной противодействующей партнеру.
Субъективными причинами
возникновения конфликтных
Информация о работе Лекции по "Коммуникационным процессам обучения в экономике и менеджменте"