Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:33, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является проведение комплексного теоретико-правового анализа страхования и страховых обязательств.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
раскрыть понятие страхования и выявить его юридическую и экономическую сущность;
исследовать особенности правового регулирования страхования в РФ;
раскрыть содержание основных понятий и терминов страхования;
провести классификацию страхования и страховых обязательств по юридическому принципу;
раскрыть понятие страхового обязательства и исследовать его состав;
определить место страховых обязательств в системе гражданско-правовых обязательств;
исследовать основания возникновения, изменения и прекращения страхового обязательства;
определить основные проблемы страхования в России и выявить направления их преодоления.
ВВЕДЕНИЕ………..……………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ, ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Понятие и сущность страхования. История развития страхового дела..6
Правовое регулирование страхования ………………………………….15
Основные понятия и термины страхования…………………………….22
Виды и формы страхования……………………………………………...27
ГЛАВА 2. СТРАХОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
2.1. Понятие и состав (элементы) страхового обязательства………………..37 2.2. Место страхового обязательства в системе гражданско-правовых обязательств……………………………………………………………..…….....45
2.3. Основания возникновения и прекращения страхового обязательства..50
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
3.1. Проблемы правового регулирования страховой деятельности в Российской Федерации………………………………………………………….59
3.2. Проблемы современного рынка страховых услуг, не связанные с правовым регулированием страховых отношений…….……………………...63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………………….68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………71
- существуют внутренние противоречия, нечеткость норм и пробелы в указанных ранее нормативных актах. Отсутствует также механизм реализации отдельных правовых норм. Например, к числу пробелов в регулировании договорных отношений в первую очередь следует отнести отсутствие в законодательстве прямых норм, закрепляющих один из основных принципов страхования − принцип компенсации, устанавливающий, что при помощи страхования возмещается исключительно реальный ущерб.
В главе 48 ГК РФ не регулируется ряд специальных институтов − франшиза, абандон, тантьема. Практически не охвачены отношения в сфере накопительного страхования, не разделяются договоры страхования и договоры взаимного страхования и т.д. Такое количество пробелов свидетельствует о неурегулированности отношений в сфере страхования и страхового дела, что создает серьезные препятствия для участников страховых правоотношений и органа страхового надзора;
- отсутствует единый концептуальный подход при внесении множества изменений в нормативные правовые акты, регулирующие страховую деятельность, в том числе в Законе РФ № 4015-1;
- проведение стихийного формирования массива актов по обязательному страхованию при отсутствии федерального законодательства об основах проведения обязательного страхования, приводит к противоречию принимаемых актов Закону РФ № 4015-1 и Гражданскому кодексу РФ. В области обязательного страхования действуют несколько десятков нормативных правовых актов, которые построены на основании различных подходов и не имеют единой концепции. Например, ст. 64 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 предусмотрено, что условия и порядок обязательного страхования медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. В статье 9 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» говорится, что условия и порядок обязательного государственного личного страхования сотрудников государственной противопожарной службы устанавливаются не только федеральными законами, но и иными законодательными актами РФ.
В
целом проблема несовершенства правовых
и организационных основ
- существует несвоевременное и недостаточное ведомственное регулирование страховой деятельности84.
Таким образом, среди основных проблем страхового законодательства можно выделить следующие актуальные проблемы:
-
существующее страховое
-
отсутствует единообразие, четкое
и полное регулирование
-
страховое законодательство не
обеспечивает достаточного для
осуществления страхового
-
отсутствуют цели, задачи, принципы и порядок
проведения обязательного страхования.
3.2.
Проблемы современного
рынка страховых
услуг, не связанные
с правовым регулированием
страховых отношений
Продолжая исследование актуальных проблем страхования в России, обратимся к проблемам рынка страховых услуг, не связанных с правовым регулированием страховых отношений.
Низкая страховая культура (практическое ее отсутствие) в России сложилась в силу негативного опыта страхования в 1990-х годах и отсутствия равноправных отношений между основными участниками страхования − страховщиками и страхователями.
С
постепенным превращением части
страхового рынка России в одно из
звеньев глобального рынка
Не вызывает сомнений тот факт, что целью государственного регулирования страхового рынка является его развитие на основе баланса экономических интересов страховщиков, их клиентов (страхователей) и государства. Государство регулирует страховой рынок в комплексе, как единую систему. Методы государственного регулирования страхования делятся на две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные), − причем преобладающими для современной системы страхования являются административные методы. Система административного регулирования базируется на нормах страхового законодательства, ее центральное звено − орган страхового надзора. Экономические регуляторы − это меры косвенного воздействия государства на страховой рынок через другие сферы и звенья финансово-кредитной системы страны (налогообложение, политику Центрального банка и т.п.).
Государственное регулирование призвано содействовать развитию страхового рынка, защите интересов страхователей, обеспечивать регистрацию страховых организаций, лицензирование страховых операций, осуществлять контроль и надзор за соблюдением страховыми организациями законодательства.
Государственное
регулирование страховой
-
формирование всестороннего
-
установление четкой системы
управления страхованием в
- систему лицензирования, которая применяется одинаково ко всем страховщикам, включая соответствующие правила для посредников, играющих важную роль в содействии развитию рынка страхования;
-
осуществление контроля
-
установление требований
-
обеспечение регулярной
- решение вопроса о соотношении между частным сектором страхования, национальной системой социального обеспечения и организациями в сфере здравоохранения, в частности, в вопросах, касающихся медицинского страхования и страхования рисков, возникающих в ходе трудовой деятельности;
- выработку долгосрочной стратегии развития рынка страхования, включая учет важной роли частных страховщиков86.
В качестве еще одной проблемы отметим отсутствие единой системы оценки функционирования страховых организаций. При выборе страховой организации страхователю необходим определенный объем информации. Однако отечественный страховой рынок не обладает достаточной прозрачностью и механизмами раскрытия информации. В системе нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность, также отсутствует специальный документ, который закреплял бы основы раскрытия информации страховыми организациями. Более того, Закон РФ № 4015-1 обязывает страховщиков раскрывать информацию только в отношении опубликования годовых бухгалтерских отчетов в средствах массовой информации, распространяющихся на территории осуществления деятельности страховщика. Это позволяет страховым организациям, не желающим предоставлять данную информацию широкому кругу пользователей, публиковать отчеты в любой газете местного значения тиражом не менее 10 000 экземпляров. Поэтому представляется необходимым создание системы законодательно установленных требований органа страхового надзора к страховым организациям по поводу раскрытия ими информации об их деятельности, что обеспечило бы определенный уровень надежности отчетных данных страховщика, которым бы могли доверять не только органы надзора, но и страхователи, инвесторы. Важным инструментом, способствующим повышению информированности страхователей о ситуации в страховой отрасли и положении отдельных страховщиков, является рейтинговая оценка надежности страховых организаций.
В настоящее время рейтинги страховщиков составляются и присваиваются исходя из разных методик и набора классифицирующих признаков. На наш взгляд, один или несколько показателей, которые ложатся в основу подобных рейтингов, не могут дать ответа на вопрос о будущем состоянии страховой организации и обеспечивают лишь количественный анализ.
Поэтому
необходимо создание единой системы
признаков классификации с
Таким
образом, в качестве основных проблем
современного рынка страховых услуг, не
связанных с правовым регулированием
страховых отношений можно назвать следующие
проблемы: недостаточная поддержка со
стороны государства в развитии реального
рынка страховых услуг; практическое
отсутствие у предприятий и граждан стимулов
к страхованию; недостаточно эффективная
система защиты конкуренции на рынке страховых
услуг; отсутствие единой государственной
политики в области развития страхового
рынка, разработанной на национальном
и региональном уровнях.
Заключение
В результате проведенного исследования были сделаны следующие основные выводы:
- под страхованием законодатель понимает отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Экономическая и правовая сущность страхования взаимосвязаны и в равной степени обеспечивают реализацию страховых правоотношений. А само страхование, обеспечивает прежде всего, защиту имущественных интересов населения от различных видов риска.
- законодательство о страховании имеет комплексный характер. Оно включает в себя законы, регулирующие страховую деятельность, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, приказы и инструкции федеральных органов по надзору за страховой деятельностью. Важную роль играют нормы международных соглашений в области страхования с участием Российской Федерации.