Система персонифицированного учета застрахованных лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:25, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность реформирования пенсионной системы связана с теми негативными демографическими изменениями, которые происходят в нашей стране сейчас и которые, как обоснованно считают демографы и социологи, обострятся в ближайшие десять - двадцать лет. Это заставляет искать новые подходы в решении задач материального обеспечения нетрудоспособных граждан при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Оглавление

Введение
1. Система персонифицированного учета застрахованных лиц
1.1. Понятие, цели, функции и значение персонифицированного учета.
1.2. Основные принципы персонифицированного учета.
1.3. Учет взносов на пенсионное страхование и трудового стажа застрахован¬ных лиц.
2. Социально-экономические условия развития накопительного пенсионного страхования
2.1. Понятие и виды накопительного пенсионного страхования.
2.2. Сущность и принципы развития накопительного пенсионного страхования.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

К.Р..doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Система персонифицированного  учета застрахованных лиц

    1.1. Понятие, цели, функции и значение персонифицированного учета.

    1.2. Основные принципы персонифицированного учета.

    1.3. Учет взносов на пенсионное страхование и трудового стажа застрахованных лиц.

2. Социально-экономические   условия  развития накопительного  пенсионного страхования

    2.1. Понятие и виды накопительного пенсионного страхования.

    2.2. Сущность и принципы развития накопительного пенсионного страхования.

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Среди важнейших преобразований  в социальной политике государства  особое место занимает реформирование пенсионной системы, которая затрагивает интересы нескольких поколений на протяжении достаточно долгого времени.

       Актуальность реформирования пенсионной  системы  связана с теми  негативными демографическими изменениями, которые происходят в нашей стране сейчас и которые, как обоснованно считают демографы и социологи, обострятся в ближайшие  десять - двадцать лет. Это заставляет искать новые подходы в решении задач материального обеспечения нетрудоспособных граждан при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

       Сложившаяся еще в предреформенный  период, претерпевшая существенные изменения в ходе реформирования российского общества пенсионная система, основана на принципах солидарности поколений. И даже частично модернизированная, она не способна обеспечить достойный уровень жизни нынешним, а тем более будущим пенсионерам.

       Правительством Российской Федерации  и созданным Указом Президента  Российской Федерации от 17 февраля  2001 года1 Национальным советом была рассмотрена и одобрена Программа пенсионной реформы 2, разработанная Пенсионным фондом России совместно с министерствами труда, экономического развития и финансов Российской Федерации, которая является одним из основополагающих документов, определяющим новые принципы и направления развития пенсионной системы Российской Федерации.

      Новая пенсионная реформа началась практически с принятия Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования"3.

      В настоящее время приняты  новые пенсионные законы Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральный закон от 15.12.2001  № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 15.12.2001167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон от 31.12.2001№ 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты  Российской Федерации о налогах и сборах".4

      Таким образом, с 1 января 2002 года в России завершается данный этап пенсионной реформы.

      Кроме того, в настоящее время  дорабатываются проекты федеральных  законов "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и "Об обязательных профессиональных пенсиях в Российской Федерации", "Об страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных систем", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации".

       Одновременно были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон Российской Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (в ред. Федерального закона от 25.10.2001 № 138-ФЗ)5.

       Развитию системы индивидуального  (персонифицированного) учета придано важное значение. Это связано с тем, что при переходе к формированию пенсионных прав на основании учета фактически уплаченных страховых взносов и в связи с введением накопительной части трудовой пенсии и профессионального пенсионного страхования необходимо в кратчайшие сроки приспособить только сложившуюся в последние годы и практически только начавшую работать систему персонифицированного учета к новым условиям.

      Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, который на каждое застрахованное лицо открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, в котором содержатся определенные сведения.

      Система индивидуального (персонифицированного) учета обеспечивает сбор сведений  о трудовом стаже и заработке,  на который начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.

     Персонифицированный учет будет содействовать решению ряда проблем. Так, он приведет механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями, даст возможность развивать государственное пенсионное страхование в направлении установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов, создаст возможность более точного прогнозирования изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране, как в целом, так и по отдельным профессиям. 

      Только при постоянно развивающейся и совершенствующейся системе индивидуального (персонифицированного) учета возможно обеспечение информационной поддержки прогнозирования расходов на выплату пенсий, определение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчет макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения, совершенствование пенсионного законодательства Российской Федерации1.

     Сложившаяся  в России система пенсионного  обеспечения обладает целым рядом существенных недостатков, и главное, не может обеспечить стабильное исполнение обязательств государства перед пенсионерами в ближайшей перспективе. И если вопрос задержки выплат государственных пенсий в какой-то степени был решен, то проблема неадекватности размера пенсии социальным потребностям пенсионеров стоит сейчас весьма остро. Для некоторых категорий пенсионеров пенсии не достигают даже уровня прожиточного минимума.

     Нынешняя  пенсионная система создавалась  в иных социально-экономичес-ких  и политических  условиях, предполагавших абсолютное господство государственной собственности на средства производства и продукты труда. В этих условиях разрыв, между вкладом каждого застрахованного в финансирование пенсионной системы и объемами получаемых за ее счет выплат, рассматривался как несущественный, поскольку весь национальный доход находились в одних руках, и мог распределяться в пользу той или иной группы населения в зависимости от политических и иных потребностей.

     В  современных условиях такая система перестала удовлетворять потребностям застрахованных, которые фактически осуществляют финансирование системы в пользу нынешнего поколения пенсионеров. Неудовлетворенность большинства плательщиков данными принципами нашла свое отражение в уклонении от уплаты страховых взносов, снижении заинтересованности в участии в пенсионной системе со стороны застрахованных.

      Кроме того, проблемы пенсионного  обеспечения обусловлены и другими  экономическими факторами. Основной  из них – низкий уровень  заработной платы у большинства работающих, который служит базой для создания пенсионного резерва для последующих страховых выплат пенсионерам. Именно по этой причине объем страховых платежей, поступающих за работающих граждан, примерно в тридцати процентах случаев не обеспечивает им размер пенсии на уровне прожиточного минимума, лишь в половине случаев гарантирует пенсию в диапазоне от 100 до 200 процентов прожиточного минимума, и только за двадцать процентов работающих перечисляются взносы, достаточные для выплаты им пенсии в размере, более чем в два раза превышающем прожиточный минимум пенсионера.

     Отсюда  следует, что значительный объем  финансовых ресурсов пенсионной  системы используется для перераспределения  с целью поддержания минимального уровня доходов малообеспеченных групп пенсионеров. В итоге функции существующей распределительной системы пенсионного обеспечения, в которой размер пенсии слабо зависит от объема уплаченных страховых платежей и не отвечает страховым принципам, по сути, сводятся к выравниванию доходов пенсионеров.

      Ситуация усложняется явно выраженной  демографической тенденцией старения нации в результате снижения рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни. В настоящее время на одного пенсионера приходится менее 2-х работающих, в то время как, например, в 60-е годы это соотношение составляло 10-11 работающих на одного пенсионера, и именно такое соотношение является необходимым условием для нормального функционирования распределительной системы. В настоящее время, в связи с ростом числа пенсионеров и снижении численности работающих в народном хозяйстве, существенно увеличивается нагрузка на трудоспособных членов общества для покрытия расходов на текущие пенсионные выплаты.

      Можно конечно прибегнуть к  повышению налогов, но, как показывает опыт ряда европейских стран, увеличение ставок отчислений негативно влияет на уровень занятости, а значит, в нынешних условиях неприемлемо. Законодательное увеличение пенсионного возраста в период реформ противоречит ожиданиям людей и может вызвать резкую негативную реакцию.

     Вывод  таков: старение населения при  отсутствии реформаторских действий  приведет к взрывному росту  государственного долга.

      Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосылки для социально-экономического роста можно путем поэтапного перехода от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения. В сегодняшних условиях требуется новая модель отношений субъектов пенсионной системы, основанная на механизмах и технологиях реального страхования, что позволит повысить уровень пенсионного обеспечения граждан и финансовую устойчивость пенсионной системы.

1. Система персонифицированного  учета застрахованных  лиц

1.1. Понятие, цели, функции и значение персонифицированного учета

    Уже на протяжении полутора десятилетий в Российской Федерации действует система индивидуального (персонифицированного) учета, правовую основу которой составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры, регулирующие правоотношения в этой сфере.

     Что  следует понимать под индивидуальным (персонифицированным) учетом? Согласно ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ, индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с действующим законодательством.

     Под  застрахованным лицом следует,  в частности, понимать лицо, работающее по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, по авторскому и лицензионному договору, а также иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. Страхователями, в свою очередь, например, являются учреждения, производящие выплаты физическим лицам (ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ).

Индивидуальный (персонифицированный) учет включает в себя:

    ● регистрацию застрахованных лиц;

       ● сбор сведений о страховом стаже, заработной плате и доходе, начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах за застрахованных лиц, а также об иных поступивших средствах пенсионных накоплений застрахованных лиц и внесение их в лицевые счета;

       ● сбор сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности застрахованных лиц до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и внесение их в лицевые счета;

       ● направление застрахованным лицам сведений, содержащихся в их индивидуальных лицевых счетах, а также информирование застрахованных лиц о состоянии специальной части их лицевого счета и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;

Информация о работе Система персонифицированного учета застрахованных лиц