Система персонифицированного учета застрахованных лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:25, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность реформирования пенсионной системы связана с теми негативными демографическими изменениями, которые происходят в нашей стране сейчас и которые, как обоснованно считают демографы и социологи, обострятся в ближайшие десять - двадцать лет. Это заставляет искать новые подходы в решении задач материального обеспечения нетрудоспособных граждан при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Оглавление

Введение
1. Система персонифицированного учета застрахованных лиц
1.1. Понятие, цели, функции и значение персонифицированного учета.
1.2. Основные принципы персонифицированного учета.
1.3. Учет взносов на пенсионное страхование и трудового стажа застрахован¬ных лиц.
2. Социально-экономические условия развития накопительного пенсионного страхования
2.1. Понятие и виды накопительного пенсионного страхования.
2.2. Сущность и принципы развития накопительного пенсионного страхования.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

К.Р..doc

— 171.00 Кб (Скачать)

       ● информационное обеспечение процесса установления и корректировки размера трудовых пенсий.

        Индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов занятого населения призван содействовать решению ряда принципиальных проблем.

       Во-первых, он должен привести механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.

       Во-вторых, без такого учета страховых взносов невозможно развить государственное пенсионное страхование в направление установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов. Именно такая зависимость должна положительно сказаться на бюджете государственной пенсионной системы, поскольку она создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.

       В-третьих, персонифицированный учет создает возможность для более точного прогнозирования изменения численности занятого населения и пенсионеров в стране, как в целом, так и по отдельным профессиям и, как следствие, более точной оценке необходимых расходов на выплату пенсий, дополнив его контролем со стороны работников.

       Как показывает мировая практика, персонифицированный учет застрахованных граждан имеет все возможности для обеспечения достоверности данных об уплате налога (взноса) и структуре трудового стажа работников, так как информация, включаемая в индивидуальные лицевые счета, проходит, как минимум пять проверок, прежде чем попадает в информационную базу данных (две из них проводят сами застрахованные лица, а три - органы Пенсионного фонда).

        Застрахованное лицо может проверить относящиеся к нему сведения индивидуального лицевого счета в самый начальный момент, так как работодатель должен представить работнику копию этих сведений.

        Органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью информации путем сопоставления суммы индивидуальных сведений с данными о начисленных взносах по всей организации, которые указаны работодателем. После выполнения начальной регистрации эти сведения, как правило, должны совпадать.

      Наиболее сложным элементом системы персонифицированного учета считается контроль достоверности и правильности регистрации специального стажа, который предполагает ведение органами, осуществляющими персонифицированный учет, наблюдательных дел, содержащих, в частности, перечень профессий и количество рабочих мест, дающих право выхода на пенсию при пониженном возрасте (в соответствии со списками 1 и 2, с правом выхода на пенсию по выслуге лет и на льготных основаниях в связи с работой в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и т.п.). Сведения, получаемые от работодателей, выверяются путем сопоставления с этим перечнем.

      Однако главной фискальной функцией персонифицированного учета является осуществление оперативного контроля за своевременностью, правильностью начисления и полнотой уплаты налога (взноса). Если отмеченные выше функции индивидуального учета выполняются для усиления контроля за стажем и заработком, обоснованием размера пенсии в процессе её исчисления, то оперативный контроль за начисленной заработной платой работника и перечислением текущих страховых платежей в Пенсионный фонд России направлен на устранение условий, при которых и работодатель, и сам работник были бы заинтересованы в сокрытии от начисления в Пенсионный фонд части поступаемых доходов.

       Для этого в индивидуальном учете застрахованных, впервые для пенсионной системы, реализован принцип саморегулирования: данные о размере заработка застрахованных не могут быть завышены, поскольку работодатель должен уплачивать с него  страховые взносы, в то же время их занижению будет противодействовать сам работник, поскольку это отрицательно сказывается на размере его пенсии.

      Поскольку сведения персонифицированного учета будут играть все более важную роль в жизни населения, формируемая система персонификации плательщиков предусматривает также выполнение функций по проверке сведений.     Так, в частности, предусматривается документальная  и камеральная1 проверки всех предприятий и организаций по вопросу правильности отражения в сведениях персонифицированного учета стажа и заработка работников. Вышеуказанные проверки систематически проводятся органами Пенсионного фонда России.

      В результате перечисленных фискальных мер достоверность фиксации пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется не в момент обращения за пенсией, а систематически в ходе их работы. В итоге к моменту выхода работника на пенсию  не возникает проблем с подтверждением его трудового и специального стажа, поскольку соответствующие данные будут проверены и сохранятся в его индивидуальном лицевом счете.

      Рассмотренные выше теоретические и практические проблемы, решаются внедрением персонифицированного учета в систему государственного пенсионного страхования.

      Впоследствии правовая база индивидуального (персонифицированного) учета была дополнена Федеральным законом от 05.05.1997 № 77 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"2, Федеральным законом от 25.10.2001 № 138-ФЗ " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и в статьи 12 и 67 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", постановлением Правительства Российской Федерации от 5.03.1997 № 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования"1, нормативными документами Министерства труда России и Пенсионного фонда.

      В соответствии со статьей 1 Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" (с изменением и дополнением от 25.10.2001 года) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация  и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для государственного пенсионного страхования.

      Статьей 3 названного Закона определены цели индивидуального (персонифицированного) учета:

       ● создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

       ● обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе) каждого, определяющих размер пенсии при её назначении;

       ● создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначении пенсии на основе страхового стажа застрахованного лица и их страховых взносов;

       ● развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

       ● создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

       ● информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения;

       ● упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

1.2. Основные принципы персонифицированного учета

     Согласно статье 4 Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" индивидуальный учет строится на следующих принципах:

       ● единства и федерального характера государственного пенсионного страхования в Российской Федерации;

       ● всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;

       ● доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, в обязанности которого входит осуществление индивидуального (персонифицированного) учета;

       ● использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, исключительно для целей пенсионного обеспечения;

       ● соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком  суммах страховых взносов в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации;

       ● осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.

1.3. Учет взносов на  пенсионное страхование  и трудового стажа застрахованных лиц.

     Персонифицированный учет в каждом субъекте Российской Федерации включает три стадии:

     1) Регистрацию застрахованных лиц.

                2) Сбор сведений о трудовом стаже и заработке (доходе) и начисленных страховых взносов застрахованных лиц за период работы после начальной регистрации.

     3) Поэтапное внесение в лицевые счета сведений о стаже застрахованных лиц за период, предшествующий начальной регистрации.

      Каждое лицо, на которое распространяется  государственное пенсионное страхование, должно быть зарегистрировано в системе государственного пенсионного страхования.

     Статьей 8 Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" определены общие правила предоставления сведений о застрахованных лицах. В соответствии с этой статьей данные сведения предоставляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

      Работодатели должны предоставлять сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также по договорам гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых они уплачивают страховые взносы государственного пенсионного страхования. Сведения должны быть предоставлены в те территориальные органы Пенсионного фонда, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов.

      Лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, проходит регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета в территориальном органе одновременно с регистрацией в качестве плательщика страховых взносов.

      Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых работодателями и лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

     Следует отметить, что на застрахованных лиц, признанных в установленном порядке безработными, сведения предоставляются органами службы занятости.

      Для первоначальной регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета застрахованный должен заполнить анкету застрахованного лица, утвержденную Пенсионным фондом Российской Федерации.

     Анкета застрахованного лица должна содержать следующие сведения о застрахованном лице:

    ● фамилию, имя, отчество;

    ● пол;

    ● дата и место рождения;

    ● адрес регистрации по месту жительства и месту пребывания;

    ● номер телефона;

    ●серия, номер, дата и место выдачи паспорта или иного документа,        удостоверяющего личность.

      При приеме на работу по трудовому договору (контракту) застрахованного лица, не зарегистрировавшегося в системе государственного пенсионного страхования, а также при заключении с таким лицом договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, или авторского договора работодатель представляет на это лицо анкету застрахованного лица в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение двух недель с момента приема на работу или заключения договора.

       Правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью застрахованного лица.

      В случае если лицо не может лично заверить анкету по причине длительного (свыше одного месяца) нахождения в командировке, длительной болезни или иной причины, работодатель указывает эту причину в анкете, которую заверяет сам.

       Анкеты застрахованных лиц передаются в территориальные органы Пенсионного фонда с заверенным сопроводительным документом - описью документов, передаваемых работодателем.

       На основе представленной анкеты территориальный орган Пенсионного фонда в течение трех недель принимает решение об открытии лицевого счета и оформлении соответствующего страхового свидетельства либо необходимости уточнения представленных сведений.

      Согласно статье 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявить ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Информация о работе Система персонифицированного учета застрахованных лиц