Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 09:23, курсовая работа
В данной работе представлена информация о требованиях нового стандарта, МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты». МСФО (IFRS) 8, в отличие от предыдущей версии МСФО (IAS) 14 , рекомендует новый подход к определению и оценке финансовых результатов операционных сегментов, основывающихся на управленческой отчетности.
Введение 3
1. Определения, цели и сфера применения стандарта 4
2. Основные положения стандарта 5
2.1. Операционные сегменты 5
2.2. Критерии объединения 5
2.3. Количественные пороговые значения 6
3. Раскрытие информации 7
3.1. Оценка 7
3.2. Сверка 8
3.3. Раскрытие информации 9
3.4. Информация 11
О продукте. 11
О крупных клиентах. 12
Заключение 13
Список использованных источников 14
Содержание:
Введение 3
1. Определения, цели и сфера применения стандарта 4
2. Основные положения стандарта 5
2.1. Операционные сегменты 5
2.2. Критерии объединения 5
2.3. Количественные пороговые значения 6
3. Раскрытие информации 7
3.1. Оценка 7
3.2. Сверка 8
3.3. Раскрытие информации 9
3.4. Информация 11
О продукте. 11
О крупных клиентах. 12
Заключение 13
Список использованных источников 14
В данной работе представлена информация о требованиях нового стандарта, МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты». МСФО (IFRS) 8, в отличие от предыдущей версии МСФО (IAS) 14 , рекомендует новый подход к определению и оценке финансовых результатов операционных сегментов, основывающихся на управленческой отчетности. В связи с тем, что выделение и последующая оценка отчетных сегментов более не производятся на основании критериев, существующих для финансовой отчетности, стандарт предписывает раскрывать все случаи, когда управленческая информация отличается от информации, предоставляемой в основных формах отчетности.
По мнению Совета по МСФО, введение МСФО (IFRS) 8 позволит улучшить качество финансовой отчетности, так как подход к представлению информации по сегментам « с управленческой точки зрения » даст возможность пользователям финансовой отчетности изучить деятельность организации с позиции ее руководства.
Целью стандарта МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" является регламентация представления компанией информации об операционных сегментах в годовой и в промежуточной финансовой отчетности. Он также устанавливает требования к раскрытию информации о связанных продукции и услугах, географических регионах и крупных клиентах. Стандарт МСФО (IFRS) 8 требует от компании представления финансовой и описательной информации о своих отчетных сегментах.
Операционный сегмент – это компонент компании:
осуществляющий хозяйственную деятельность, которая позволяет получить выручку и предусматривает несение расходов (включая выручку и расходы, связанные с совершением операций с другими компонентами одной и той же компании);
результаты деятельности которого регулярно анализируются ответственным лицом компании, принимающим операционные решения, касающиеся выделения сегменту ресурсов и оценки эффективности его деятельности;
по которому имеется отдельная финансовая информация. МСФО (IFRS) 8 применяется в отношении:
1) отдельной или индивидуальной финансовой отчетности компании;
2) консолидированной финансовой отчетности группы с материнской компанией;
долговые или долевые инструменты, которой обращаются на публичном рынке (на национальной/зарубежной фондовой бирже или на рынке ценных бумаг, не котирующихся на обычных фондовых биржах в силу строгости правил котирования на них, в том числе на местном и региональном рынках);
которая представляет или находится в процессе представления своей финансовой отчетности в комиссию по ценным бумагам или иной уполномоченный регулирующий орган с целью выпуска инструментов любого класса для обращения на публичном рынке.
Операционный сегмент может осуществлять хозяйственную деятельность, от которой выручка еще только ожидается. Компания может готовить отчетность, в которой ее хозяйственная деятельность представлена различными способами. Если ответственное лицо, принимающее операционные решения, использует несколько комплектов сегментной информации, то с помощью иных факторов можно выделить единый комплект компонентов, составляющих операционные сегменты компании (включая характер хозяйственной деятельности каждого компонента, существование руководителей, ответственных за них, и информации, представляемой совету директоров).
Как правило, операционный сегмент имеет руководителя сегмента, который непосредственно подотчетен ответственному лицу, принимающему операционные решения, и осуществляет регулярное взаимодействие с ним в целях обсуждения вопросов операционной деятельности, финансовых результатов, прогнозов или планов по сегменту.
Понятие "руководитель сегмента" обозначает функцию, и не обязательно руководителя с конкретным наименованием должности. Ответственное лицо, принимающее операционные решения, также может быть руководителем отдельных операционных сегментов. Один руководитель может возглавлять несколько операционных сегментов.
Если операционные сегменты в течение продолжительного времени имеют схожие экономические характеристики, то они демонстрируют схожие финансовые результаты деятельности.
Два или более операционных сегментов могут быть объединены в единый операционный сегмент, если такое объединение соответствует основному принципу МСФО (IFRS) 8: сегменты имеют схожие экономические характеристики, а также схожи по всем следующим факторам:
характеру продукции или услуг;
характеру производственных процессов;
виду или категории клиентов, их продукции или услуг;
способам распространения продукции или предоставления услуг;
специфике нормативно-правовой базы (если это применимо), например в области банковской, страховой деятельности или коммунального хозяйства.
Компания должна представлять отдельно информацию по операционному сегменту, если его показатели превосходят какое-либо из следующих количественных пороговых значений:
1) его выручка от продажи внешним клиентам, а также от операций с другими сегментами составляет не менее 10% от совокупной выручки (внутренней и внешней) всех операционных сегментов;
2) результат соответствующего сегмента независимо от того, является ли он прибылью или убытком, составляет не менее 10% от:
совокупного результата всех операционных сегментов в отношении прибыли или убытка;
того, какой показатель имеет более высокое значение;
3) его активы составляют не менее 10% от совокупных активов всех операционных сегментов.
Операционные сегменты, показатели которых ниже какого-либо из количественных пороговых значений, могут рассматриваться в качестве отчетных и информация по ним может раскрываться отдельно, если, по мнению руководства, информация по сегменту является полезной для пользователей.
Если операционный сегмент выделен в качестве отчетного сегмента в текущем периоде, данные по сегменту за предыдущий период, представляемые для целей сопоставления, должны быть пересчитаны для учета нового отчетного сегмента в качестве отдельного сегмента, даже если этот сегмент не удовлетворяет критериям по составлению отчетности в предыдущий период. Это требование не применяется в случаях, когда необходимая информация отсутствует и затраты на ее подготовку были бы чрезмерно большими.
Сумма по каждой статье сегмента, указываемая в отчетности, должна являться показателем, представляемым ответственному лицу, принимающему операционные решения, для целей принятия заключений о выделении ресурсов сегменту и оценке результатов его деятельности.
Корректировки и исключения из отчетности должны отражаться в составе прибыли или убытка сегмента в тех случаях, если они включены в состав прибыли (или убытка) сегмента, используемой ответственным лицом, принимающим операционные решения. Аналогичным образом только те активы и обязательства, которые включены в состав активов и обязательств сегмента, используемых ответственным лицом, принимающим операционные решения, следует представлять в отчетности по этому сегменту. Если суммы распределены на прибыль или убыток, активы или обязательства отчетного сегмента, эти суммы должны быть распределены обоснованно.
Если ответственное лицо, принимающее операционные решения, использует несколько показателей прибыли или убытка операционного сегмента, активов или обязательств сегмента, то представляемые в отчетности показатели должны быть именно теми, которые, по мнению руководства, наиболее соответствуют показателям, используемым в финансовой отчетности. Компания должна дать разъяснения по оценке показателей прибыли или убытка сегмента, активам и обязательствам сегмента по каждому отчетному сегменту. Компания как минимум должна раскрывать следующее:
1) основу учета операций между отчетными сегментами;
2) характер разницы между:
- показателями прибыли или убытков, активов и обязательств отчетных сегментов;
- прибылью или убытками компании до расходов налога на прибыль (или соответствующего дохода), прекращенной деятельности, активами и обязательствами (если разница неочевидна из сверки);
3) характер изменений в сравнении с предшествующими периодами в методах оценки, используемых для определения прибыли или убытка отчетного сегмента, и влияния (при наличии такового) этих изменений на показатели прибыли или убытка сегмента;
4) характер и влияние асимметричного распределения на отчетные сегменты.
Компания должна представить результаты сверки:
- совокупной выручки отчетных сегментов с выручкой компании;
- совокупных показателей прибыли или убытка отчетных сегментов компании с прибылью или убытком компании до налоговых расходов (налогового дохода) и прекращенной деятельности.
Если компания распределяет на отчетные сегменты такие статьи, как налоговые расходы (налоговые доходы), можно провести сверку совокупных показателей прибыли или убытка сегментов с прибылью или убытком компании после указанных статей:
- совокупных активов отчетных сегментов с активами компании;
- совокупных обязательств отчетных сегментов с обязательствами компании;
- совокупных показателей отчетных сегментов со всеми соответствующими показателями иных существенных статей, раскрываемых по компании в целом.
Если компания изменяет свои отчетные сегменты, соответствующая информация за предыдущие (включая промежуточные) периоды подлежит пересчету. Исключение составляют случаи, когда такая информация отсутствует или затраты по ее подготовке представляются чрезмерными.
Установление того, отсутствует ли информация, будут ли неоправданно высоки затраты на ее подготовку, должно приводиться по каждой отдельной раскрываемой статье. После изменения состава своих отчетных сегментов компания должна раскрыть информацию о том, был ли проведен пересчет соответствующих статей сегментной информации за предыдущие периоды.
Если компания изменила свои отчетные сегменты и если сегментная информация за предыдущие периоды, включая промежуточные периоды, не была пересчитана в год изменения, компания должна раскрыть сегментную информацию за текущий период как на основе старой структуры сегментации, так и новой. Исключение составляют случаи, когда такая информация отсутствует или затраты на ее подготовку представляются чрезмерными.
Компания должна раскрывать следующую общую информацию:
1) факторы, используемые для выделения отчетных сегментов компании, включая организационную структуру (например, основывается ли организационная структура компании исходя из различий в продукции и услугах, географических регионах, нормативной правовой базе или комбинации факторов; проводилось ли объединение сегментов);
2) виды продукции и услуг, от продажи которых каждый отчетный сегмент получает свою выручку.
Компания должна раскрывать информацию в целях предоставления возможности пользователям оценить специфику, финансовые результаты и экономические условия ее хозяйственной деятельности.
По каждому периоду, за который представляется отчет о прибылях и убытках, компания должна раскрыть следующее:
1) общую информацию, как описано ранее;
2) информацию о прибыли или убытке отчетного сегмента, включая:
конкретные показатели выручки и расходов, входящие в состав прибыли или убытка отчетного сегмента;
активы сегмента;
обязательства сегмента;
метод оценки;
3) результаты сверки совокупных показателей:
выручки сегмента;
прибыли или убытка отчетного сегмента;
активов сегмента;
обязательств сегмента;
иных существенных статей сегмента;
с общими показателями компании.
По каждому отчетному сегменту компания должна раскрывать показатели прибыли или убытка, а также общую стоимость активов. Необходимо представлять показатели обязательств по каждому отчетному сегменту, если такие суммы регулярно представляются на рассмотрение ответственному лицу, принимающему операционные решения.
Компания также должна раскрывать следующую информацию по каждому отчетному сегменту, если соответствующие суммы включены в состав прибыли или убытка сегмента, рассматриваемого ответственным лицом, принимающим операционные решения (или регулярно представляются такому лицу при осуществлении иных процедур), даже если эти суммы не включены в состав прибыли или убытка сегмента:
выручку от продажи внешним клиентам;
выручку по операциям, осуществляемым с другими операционными сегментами одной и той же компании;
процентные доходы;
процентные расходы;
амортизацию (в том числе нематериальных активов);
существенные статьи дохода и расхода;
долю компании в прибыли или убытке ассоциированных компаний и совместных предприятий, которая отражается на основе долевого метода;
расходы (или доход) по налогу на прибыль;
существенные неденежные статьи, отличные от амортизации (в том числе нематериальных активов).
Если конкретные суммы включены в показатели активов сегмента, рассматриваемые ответственным лицом, принимающим операционные решения, или регулярно представляемые такому лицу при осуществлении иных процедур, даже если не включены в показатели активов сегмента, то по каждому отчетному сегменту компания должна раскрывать следующую информацию:
инвестиции в ассоциированные компании и совместные предприятия, которые отражаются на основе долевого метода;
суммы приобретенных внеоборотных активов (активов, которые включают суммы, подлежащие возмещению по истечении не менее двенадцати месяцев после отчетной даты) за исключением финансовых инструментов, отложенных налоговых активов, пенсионных активов и прав, возникающих по договорам страхования.
Компания должна представлять в отчетности выручку от продаж внешним клиентам по каждому виду продукции и услуг или по каждой группе схожей продукции и услуг. Исключение составляют случаи, когда такая информация отсутствует или затраты по ее подготовке представляются чрезмерными. В таких случаях следует раскрыть соответствующий факт. Сумма представленной в отчетности выручки должна основываться на финансовой информации, используемой для подготовки финансовой отчетности компании.
Компания должна представить в отчетности следующую географическую информацию, за исключением случаев, когда такая информация отсутствует или затраты по ее подготовке представляются чрезмерными:
1. Выручку от продажи внешним клиентам, в том числе:
- полученную от продаж в стране базирования компании;
- полученную во всех зарубежных странах (совокупный показатель), в которых компания получает выручку.
2. Внеоборотные активы, отличные от финансовых инструментов, отложенных налоговых активов, пенсионных активов и прав, возникающих по договорам страхования:
- размещенные в стране базирования компании;
- размещенные во всех зарубежных странах (совокупный показатель), в которых компания имеет активы.
Компания должна представить информацию о степени зависимости ее деятельности от крупных клиентов. Если выручка от продажи одному внешнему клиенту составляет 10 и более % от выручки компании, она должна раскрыть этот факт, указав совокупную выручку по каждому такому клиенту и сегмент (сегменты), в отчетности которого отражена эта выручка. Компании не нужно раскрывать идентичность крупного клиента или сумму выручки, полученную от этого клиента, которую каждый сегмент представляет в отчетности. Группа компаний под единым контролем должна рассматриваться в качестве единого клиента.
Одна из важнейших задач управленческого учета состоит в оперативном обеспечении руководства компании информацией о затратах на производство и реализацию продукции. В то же время метод учета фактических («прошлых») затрат, который является наиболее распространенным на предприятиях, дает информацию о себестоимости изделий лишь спустя некоторое время по окончании отчетного периода. Учет фактических затрат исключает возможность оперативного контроля за использованием ресурсов, выявления и устранения причин их перерасхода, изыскания и мобилизации внутренних резервов повышения эффективности производства. Единственный способ использования учетных данных для анализа заключается в сопоставлении фактической себестоимости отчетного и предыдущего периода, при этом обычно трудно определить, была себестоимость предыдущего периода высока или нет.
Более прогрессивной, особенно в условиях рыночных отношений и конкуренции, является система учета и контроля затрат по установленным нормам (стандартам) и по отклонениям от них, получившая название стандарт-кост. На основе предварительно установленных стандартов можно заранее определить сумму ожидаемых затрат, исчислить себестоимость единицы изделия для определения цен, а также составить отчет об ожидаемой прибыли. Выявленные в текущем порядке отклонения от установленных норм затрат подвергаются анализу для выяснения причин их возникновения, что позволяет администрации оперативно устранять недостатки в организации производства и принимать меры для их предотвращения в будущем.
Система «Стандарт-кост» удовлетворяет запросы предпринимателя и служит мощным инструментом для контроля производственных затрат. На основе установленных стандартов можно заранее определить сумму ожидаемых затрат на производство и реализацию изделий, исчислить себестоимость единицы изделия для определения цен, а также составить отчет об ожидаемых доходах будущего года. При этой системе информация об имеющихся отклонениях используется руководством для принятия им оперативных управленческих решений.
1. Андреев Д.М. Аудит издержек: учет и анализ косвенных затрат // Аудиторские ведомости. - №4. – 2006.
2. Рыбакова О.В. Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование.-М.: Финансы и статистика, 2007
3. Соколов А.Ю. Управленческий учет накладных расходов. – М.: Финансы и статистика, 2010
4. Воронова Е.Ю. Позаказный и попроцессный методы калькулирования себестоимости: сравнительный анализ // Аудиторские ведомости. - №1. – 2008.
5. Ефремова А.А. Нормативный метод учета себестоимости (стандарт – кост). // Финансовые и бухгалтерские консультации. - №1 – 2009.
6. Маркарьян Э.А., Маркарьян С.Э., Герасименко Г.П. Управленческий анализ в отраслях: Учебное пособие – М.: МарТ, 2007
7. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – Питер, 2009
8. Керимов В.Э., Селиванов П.В. Организация управленческого учета по системе «стандарт - кост». // Аудит и финансовый анализ. - №3. – 2008.
9. Майоров Н.И. Издержки производства (тенденции и структурные изменения). – М.: Экономика, 2009
10. Федотов Н. Управление затратами предприятия // Экономика и жизнь. - №21. – 2009.
11. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет: Учебник. – М.: Эдиториал УРСС, 2009.
12. С. А. Рассказова-Николаева, Е. М. Калинина. Учетная политика. В 2 книгах. Книга 2. Практика и опыт. - Аудиторско-консалтинговая фирма "ЦБА", Омега-Л, 2011 г.Произошла ошибка
13. Рэй Гаррисон, Эрик Норин, Питер Брюер. Управленческий учет Managerial Accounting. – Companion Group, 2009 г.
14. Карпов А. Постановка и автоматизация управленческого учета. – М: Результат и качество, 2008 г.
13