Перспективы развития социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель введения ЕСН — сохранить и укрепить единую общенациональную систему государственного социального страхования. Специальные внебюджетные фонды формируются из целевого единого социального налога работодателей при поддержке государства. Указанные фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Они сохраняют роль институтов, осуществляющих оперативное управление и расходование соответствующих средств.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования фонда социального страхования
6
1.1. История развития фонда социального страхования 6
1.2. Нормативное регулирование 7
ГЛАВА 2. Понятие, функции, структура и роль социального страхования
11
2.1. Страховые выплаты 14
2.2. Порядок и сроки уплаты страховых взносов 30
2.3. Учет и отчетность по средствам фонда социального страхования
34
2.4. Взыскание задолженности по страховым взносам и ответственность за нарушение порядка уплаты страховых взносов и расходование средств Фонда социального страхования РФ


35
ГЛАВА 3. Перспективы развития социального страхования 37
3.1. Развития социального страхования в России 37
3.2. Сравнительная характеристика России и 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 93.04 Кб (Скачать)

     Характерной чертой американских  переселенцев  была  опора  на   собственные  силы. Для разных государств характерны значительные  различия   в  ставках  обязательных  платежей на социальное, пенсионное и медицинское   страхование,  в  способе  взимания  таких  платежей  и  в   распределении   налоговой нагрузки между работниками  и работодателями.

     Самым старым и распространенным  типом  пособий  в  мире  является   пособие  по  возмещению  ущерба  вследствие   несчастных   случаях   на   производстве и профессиональных заболеваний. Примерно  две  трети  стран,   где предоставляются  пособия по производственному травматизму,  используют   для  этих  целей  органы  государственного  аппарата.  

     В  США,  например,   работодатель обязательно должен страховать  своих  работников.  В  некоторых  странах   договора по найму заключаются  только в частных страховых компаниях,  т.к.   государственных организаций  подобного рода не существует.    

     В развивающихся странах социальная защита и социальное страхование   развиваются  постепенно.  На  первых   этапах  развития   большая   часть   населения  продолжает жить в экономическом  укладе,  подверженном  влиянию   семейных  отношений  и  товарообмена.  В  подобных  случаях    социальным   обеспечением в первую очередь  охватываются  работающие в государственных   учреждениях, которые получают  гарантии страхования по старости.

       В области страхования по болезни  в большинстве  стран  медицинские   услуги и денежные пособия  находятся в   ведении  одной   и  той  же  ветви   социального  обеспечения.  Однако  в  Великобритании  Национальная  служба   здравоохранения  обеспечивает медицинское обслуживание  всего населения,  а   денежными  пособиями ведает отдельная   служба.  Такое  разделение  функций   имеет  место   в   странах,   где   существует   государственная   система   здравоохранения. 

     В развивающихся странах медицинское  страхование  доступно  только   работающим   на   достаточно   крупных   предприятиях.    Распространение   медицинского  обслуживания  населения  развивается   в   соответствии   с   оборудованием  новых больниц и поликлиник.

       Действующая система социального   страхования  в  США  является   очень гибкой,  хотя  и  весьма  сложной.  Ее  характерная  особенность  -   децентрализация.  Она   состоит   из   различных   социальных   программ,   регламентируемых     либо     федеральным     законодательством,     либо   законодательством штата, либо  федеральными  государственными  органами  и   органами управления  штатов. Такой подход позволяет  с достаточной полнотой   и  оперативностью учитывать потребности  в  социальной  помощи  конкретного   региона. 

     Законом о социальном страховании от 1935 г.  установлено  два  вида   социального  страхования – пенсии по старости и  пособия  по  безработице.   Закон предусматривал меры помощи некоторым  категориям  бедняков,  прежде   всего, инвалидам и сиротам. С  течением  времени  закон  начал  обрастать   многочисленными   поправками,   вводящими   новые    формы    социального   страхования:  выплату  пенсии  при  утрате   кормильца,   пособий   введу   нетрудоспособности, не связанной с  производственной  травмой,  право  на   медицинское страхование  в возрасте 65 лет и старше.

     Все виды социального страхования, предусмотренные  законом 1935 г. с   поправками к  нему, принято объединять  под  названием  Общая  федеральная   программа. Все пенсии и пособия  в  рамках  Общей  федеральной  программы   финансируются   за  счет   налога  на  социальное  страхование,   который   взимается  в равный долях как с наемных   рабочих  и  служащих,  так  и  с   предпринимателей.  Налоговая  ставка  для  трудящихся  устанавливается  в   процентах от заработной платы, а с предпринимателей – с процента от фонда   оплаты труда.

     На  уровне штатов США существуют программы  страхования  на  случай   производственного   травматизма   или    профессиональных    заболеваний.

     Законодательством установлена ответственность предпринимателей за увечье,   нанесенное рабочему  на  производстве,  определен  уровень  возмещения  и   продолжительность  выплат  по  временной  нетрудоспособности  или  размеры   компенсации  семье  погибшего  в   результате   несчастного   случая   на   производстве.

       В настоящее время  в   США  программы  медицинского  страхования  и   вспомоществования   охватывают  примерно  50  млн.  человек.   Параллельно   существуют  частные системы  социального   страхования,  которые  дополняют   государственную и которые с  помощью определенных механизмов  регулируются   государством.

     Франция, как и Россия, переживает  реформу  социального  обеспечения   и  социального страхования. Главная  цель реформы – расширить спектр  услуг   социального страхования.

     Финансирование  страховых выплат осуществляется,  как  правило,   за   счет страховых  взносов работающих  по найму   и  работодателей,  величина   которых рассчитывается от  заработной  платы  или  от  налога.  Страховые   взносы являются единственным видом  обложения работающих по найму.

     Поступления по страхованию от производственного  травматизма  также   обеспечиваются исключительно за счет  работодателей.

     Одной  из  проблем  реформы  социального  страхования  во   Франции   является убеждение работодателей  в том, что  улучшение  условий  труда  и   обеспечение техники  безопасности  на  предприятиях  -  залог  сокращения   производственного  травматизма, и, следовательно,   сокращения  финансовых   затрат предприятия.

     Уровень пенсий по старости  в  среднем  по  Франции  общего  режима   страхования работающим по найму  представляется недостаточным, в частности   из-за  установления верхнего  предела  заработной платы. В настоящее время   в стране проводится реформа  финансирования в оказании помощи  молодым  и   многочисленным  семьям,  которая  в  предыдущие  годы   была   не   столь   развита.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Заключение

 

       Потребность  в  социальном  страховании  возникает   на определенном историческом этапе  экономического и социального  развития общества.  Формы  и задачи меняются в  соответствии  с  социально-политической  и  экономической ситуацией  в  обществе.  Это  относится  в  равной  степени  и  к  нынешнему переходному этапу развития страны.

         В настоящее время, скорее всего,  невозможно разработать  такую   модель социального  страхования,  которая  могла  бы  быть  применима   в   будущем российском обществе. По всей видимости,  сегодня  можно  говорить  только  о модели социального страхования переходного периода, четко  указывая  границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а  модель,  которая должна  соответствовать  именно  данному  отрезку  времени  и  решать   свои специфические задачи. При это ни зарубежный, ни отечественный опыт не  может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая  страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную,  в большей или меньшей степени отличную от других  стран,  систему  социального страхования.

       “Еще   совсем   недавно   многие   ученые   утверждали,   что   именно разгосударствление системы  социального страхования  и  отдача  ее  на  откуп рыночной стихии сделают ее более современной. Но  именно  переходный  период требует  безусловно большего участия государства  в  социальном  страховании, именно   в   переходный   период   государство   выступает   самым   главным страхователем. Сегодня  это  уже  понятно.  И  только  то,  что  государство сегодня  сохранило большое влияние, в  том  числе  и  финансовое,  на  систему социального страхования  в стране, помогло системе в  целом  более  или  менее успешно  решать свои задачи.” Конечно, при  этом нельзя закрывать глаза  и на  те   большие   издержки,   которые   допускаются   при   государственном регулировании  системы  социального  страхования   и   на   которые   вполне справедливо указывают многие ученые и публицисты.

       Социальное  страхование имеет специфическую  особенность,  определяемую природой страхования, а именно: создание  механизма  возмещения  убытка  при возникновении  страхового  случая  и  обеспечения   дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое вспомоществование, как  при  социальном обеспечении. Возмещение предполагается  только  при  наступление  страхового случая и участие гражданина в системе социального страхования.

       Важнейшим в реформировании социального страхования  является  создание законодательной  базы  социального  страхования,   современной   нормативной правовой  базы,  регулирующей  правовые,  экономические  и   организационные основы государственного социального страхования, и  соответствующей  системы управления.

       Сегодня   почти   полностью    изменились    принципы    распределения общественного продукта, и в связи с этим изменилась  и  роль  государства  в деятельности  системы  социальной  защиты,  и  все  в  меньшей  степени   ее деятельность  обеспечивается  за  счет  госбюджета.  Государство,   в   лице правительства,  имеет  право  непосредственно  контролировать   деятельность всероссийского фонда. Но обязанностей у него значительно больше:  проведение единой  политики  в  области  социального  страхования,  оказание  поддержки системе  социального  страхования,   осуществление   ее   судебной   защиты, отчисление в систему социального страхования средств из госбюджета. Социальное  страхование,   охватывает   преимущественно   трудозанятое население, что  ведет  к  ограничению  круга  людей,  получающих  поддержку. Должна быть хорошо развита система социальной защиты,  которая  включала  бы еще один важный элемент — предоставление услуг и выплат в рамках  социальной помощи. Только при эффективной работе этих двух  форм  социальной  защиты  и может быть достигнута цель, ради которой они создаются.

       Но  необходимо  четко  представлять,  что  социальные   пособия,   или вспомоществование, и социальное страхование это различные  формы  социальной защиты населения как трудообеспеченного, так и  незанятого.  Соответственно, в рамках этих форм по-разному решаются многие вопросы  социальных  гарантий,в том числе и финансовые.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Бюджетный кодекс РФ.

     2. Налоговый кодекс РФ.

     3.Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых  взносов, расходования и учета средств государственного  социального страхования (утв. постановлением Фонда социального страхования РФ, Минтруда РФ, Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 2 октября 2007 г. NN 162, 2,  
87, 07-1-07)

     4.Постановление  Фонда социального страхования РФ,  Минтруда РФ, Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 2 октября 2008 г. NN 162, 2, 87, 07-1 07 "Об утверждении Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования"

     5.«Страхование  от А до Я» Под редакцией Корчевской Л. И., Турбиной К. Е. – М. Инфра,

     6. Постановление ВС РФ от 08.07.93 №  5132-1 «Об утверждении Положения  о Государственном фонде занятости  населения Российской Федерации».

     7. Постановление ВС РФ от 24.02.93г.  № 4543-1 «О порядке обязательного  медицинского страхования граждан  на 2007 г.»

     8. Указ Президента РФ от 7 августа  2007г. N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

      9. Финансовое право. Серия «Учебники,  учебные пособия»/ Под ред. проф. В.М. Мандрицы. Ростов н/Д: «Феникс», 2008.

     10. Финансы: Учебное пособие / Под. Ред. проф. А.М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика.

     11. Российская газета 08.02.2008

     12. Российская газета от 28.02.2008 г

     13.http://www.fss.ru/ru/fund/social_insurance_in_russia/124/130/10196.shtml

     14. http://www.afga.ru/

Информация о работе Перспективы развития социального страхования