Перспективы развития социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель введения ЕСН — сохранить и укрепить единую общенациональную систему государственного социального страхования. Специальные внебюджетные фонды формируются из целевого единого социального налога работодателей при поддержке государства. Указанные фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Они сохраняют роль институтов, осуществляющих оперативное управление и расходование соответствующих средств.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования фонда социального страхования
6
1.1. История развития фонда социального страхования 6
1.2. Нормативное регулирование 7
ГЛАВА 2. Понятие, функции, структура и роль социального страхования
11
2.1. Страховые выплаты 14
2.2. Порядок и сроки уплаты страховых взносов 30
2.3. Учет и отчетность по средствам фонда социального страхования
34
2.4. Взыскание задолженности по страховым взносам и ответственность за нарушение порядка уплаты страховых взносов и расходование средств Фонда социального страхования РФ


35
ГЛАВА 3. Перспективы развития социального страхования 37
3.1. Развития социального страхования в России 37
3.2. Сравнительная характеристика России и 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 93.04 Кб (Скачать)

     К недоимке относятся:

     * суммы задержанных страхователем платежей;

     * суммы начисленных страховых  взносов на сокрытый или заниженный фонд оплаты труда.

     Пеня  начисляется за каждый день просрочки  уплаты страховых взносов в следующих размерах:

     * для страхователей - организаций  - 0,3 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки;

     * для страхователей - граждан, использующих  труд наемных работников в  личном хозяйстве, иных страхователей  - 0,5 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки;

     * за несвоевременное зачисление  или перечисление страховых взносов  на соответствующие счета по  вине банков ими уплачивается  пеня за каждый день просрочки  в размере 0,3 процента от суммы  этих взносов. 
Начисление пени производится, начиная со следующего дня после истечения срока уплаты взносов и по день уплаты включительно.

     Днем  уплаты страховых взносов и других платежей считается:

     * день списания банком суммы  платежа со счета страхователя  независимо от времени зачисления  ее на соответствующий счет  исполнительного органа Фонда  - при перечислении суммы платежа со счета

     страхователя  в банке;

     * день внесения денежных сумм  в соответствующий банк - при уплате наличными;

     * день внесения денежных сумм  в отделение связи или банк - при переводе денег по почте или через банк.

     Если  срок уплаты страховых взносов совпадает  с выходным (праздничным) днем, пеня начисляется, начиная со второго  рабочего дня после выходного (праздничного) дня.

     Исполнительные  органы Фонда по просьбе страхователя в случае отсутствия на его расчетном  или текущем счете необходимых  средств для покрытия задолженности  по страховым взносам могут предоставлять  отсрочку погашения задолженности  на срок, не более 6 месяцев. В случае непогашения задолженности по страховым  взносам в предоставленный срок начисление пени возобновляется на всю  просроченную сумму и за весь период со дня образования задолженности.

     Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных  правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются.

     К страхователям, нарушающим установленный  порядок начисления, перечисления средств  государственного социального страхования  и представления финансовой отчетности, исполнительными органами Фонда  применяются финансовые санкции в виде взыскания:

     - всей сокрытой или заниженной  при начислении страховых 
взносов в Фонд суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, 
а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере;

     - 10 процентов причитающихся к уплате  сумм страховых взносов в 
Фонд за их отказ от регистрации в качестве страхователя;

     - 10 процентов, причитающихся в  отчетном квартале к уплате 
сумм страховых взносов в Фонд за непредставление в установленные 
сроки расчетной ведомости.

     Применение  финансовых санкций при нарушении  порядка уплаты страховых взносов  в Фонд осуществляется с работодателей  в бесспорном порядке путем выставления  инкассового поручения, а с иных плательщиков - в судебном порядке;

     Срок  исковой давности по взысканию с  физических лиц недоимки, а также  сумм штрафов и иных финансовых санкций  составляет три года. Бесспорный порядок  взыскания недоимки, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций  с юридических лиц может быть применен в течение шести лет  с момента образования указанной  недоимки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. Перспективы развития социального страхования в России

3.1. Развития социального  страхования в  России

     Начало  реформ. Необходимость реформирования социального обеспечения в России давно уже ясна всем специалистам и политикам, которые занимаются вопросами социального обеспечения в России. И первые попытки такого реформирования были проделаны сразу, как только в 1990 году был избран новый состав Верховного Совета в России – изъятием из-под управления профсоюзов средств пенсионного обеспечения и созданием Пенсионного фонда России под управлением Правительства.

     Следующим шагом в этом направлении было принятие законов о занятости  населения и об обязательном медицинском  страховании и создание вслед  за этим фондов занятости и обязательного  медицинского страхования. Завершился начальный этап реформирования социального  обеспечения созданием в России государственного Фонда социального  страхования и окончательного выведения  всех средств социального страхования  из-под контроля профсоюзов. Основное, что было положительного на этом этапе  – это то, что средства социального  страхования (а на самом деле –  средства социального обеспечения) были распределены по основным направлениям назначения: средства пенсионного обеспечения  были сосредоточены в Пенсионном фонде, средства медицинского страхования  – в ФОМСе, пособия по временной  нетрудоспособности и некоторые  другие социальные пособия – в ФСС и так далее.

     Однако, этот этап не менял характера социальных платежей. Они фактически оставались различными видами социального налога. И таким образом, не смотря на свое название, никакой системы социального  страхования в России по прежнему не было. Поэтому Правительством Российской Федерации было принято решение  о введении вместо разного вида социальных платежей единого социального налога, что было осуществлено при принятии Государственной Думой второй части  Налогового кодекса.

     Тенденции развития.

     Одновременно  с этими процессами продолжалась работа над совершенствованием пенсионного  обеспечения в России. Можно считать, что с момента принятия Правительством России решения о переходе к накопительной  системе пенсионного обеспечения  начался следующий этап общего реформирования социального обеспечения. Он характеризуется  тем, что начинается постепенный  переход от чисто налогового характера  аккумулирования средств социального  обеспечения к принципам действительно  социального страхования. Во-первых, следует обратить внимание на то, что  наряду с чисто государственной  социальной пенсией по старости предполагается ввести и отраслевые трудовые пенсионные системы, а помимо них еще и  возможность дополнительного индивидуального  пенсионного страхования. Во-вторых, на текущий момент на рынке пенсионных услуг уже действуют ряд негосударственных  пенсионных фондов, деятельность которых регламентируется специальным федеральным законом. (В настоящих заметках мы не ставим своей целью обсуждение качества тех или иных нормативных актов в области социального обеспечения, мы только лишь отслеживаем общие тенденции в развитии социального обеспечения.) В-третьих, некоторые ведущие страховые компании уже включают в свои программы и виды страхования нетрудоспособности и по старости, и по выслуге лет, и по трудовому увечью, и другие.

     Помимо  системы пенсионного обеспечения  предполагается реформирование и других видов социального обеспечения. Из них на сегодня наиболее заметно  намерение слить два государственных  фонда – Фонд социального страхования  и Фонд обязательного медицинского страхования, что в конечном итоге  также ведет в направлении  усиления именно страховых тенденций.

     В то же время с упразднением Фонда  занятости из поля зрения может выпасть  одно из важнейших направлений в  области социальной защищенности человека – страхование от безработицы. 
В целом же действия Правительства пока направлены в сторону создания эффективного социального страхования в стране. Однако, недостаточная системность и эклектичность этих действий может свести на нет конечный результат.

     Что дальше? Так какой, с нашей точки зрения, должна быть эффективная система социального обеспечения? Каких принципов следует придерживаться при ее формировании?

     С точки зрения специалистов Российского  объединения социальных технологий (РОСТ) общая направленность социального  обеспечения в России должна носить страховой характер. В России нужно  последовательно строить эффективную  систему социального страхования  по всем видам социальных рисков. Как  уже отмечалось, для этого уже  существуют реальные предпосылки. Теперь важно, чтобы действия всех участников такого строительства носили системный  и целенаправленный характер. А для  этого необходимо уже в ближайшее  время разработать и принять  федеральный закон об основах  социального страхования в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы социального  страхования, выработка принципов  социального страхования в России.

     В частности в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования: пенсионное страхование по старости и по инвалидности, как врожденной, так и приобретенной; трудовое пенсионное страхование; медицинское  социальное страхование и социальное страхование работников от временной  нетрудоспособности в связи с  заболеванием; социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страхование  по безработице и неполной занятости; возможно, некоторые другие виды. Перечень видов социального страхования должен присутствовать в законе в явном виде, но он должен иметь открытый характер.

     В законе должны быть точно перечислены  участники системы социального  страхования: застрахованные лица, в  первую очередь – работники; страхователи – в первую очередь работодатели, сами застрахованные лица, в том  числе работники, в некоторых  случаях – государство в лице Правительства Российской Федерации; страховщики – в первую очередь  государственные фонды (пенсионный, медико-социального страхования  и другие), негосударственные фонды  и страховые компании; участником системы социального страхования  обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. 
В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. Очевидно, что после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, например в закон о негосударственных пенсионных фондах.

     В этом законе необходимо определить общие  правила дополнительного социального  страхования, которые будут касаться не только дополнительного пенсионного  обеспечения, но и таких видов  социального страхования как  добровольное медицинское (помимо обязательного), дополнительное социальное страхование  профилактических мероприятий и другие.

     Для нас очевидно, что многие наработки, которые уже проделаны сегодня  при формировании накопительной  пенсионной системы могут быть в  полной мере использованы при разработке такого закона, однако столь же очевидно, что положения целого ряда законодательных  актов должны будут пересматриваться и уточняться при приведении всей системы к единым правилам. И совершенно очевидно, что помимо определенного  выше федерального закона необходимо будет разработать и принять  комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования.

     В конечном итоге взаимоувязанная  и непротиворечивая система законов  в области социального страхования  позволит построить в стране эффективную  и гибкую систему социального  страхования от всех социальных рисков.

     3.2. Сравнительная характеристика  России с другими  странами

     Системы  государственной  социальной  поддержки  в  каждой   стране   складывались с учетом исторических  условий  и, несмотря  на  схожесть   и   однотипность  решаемых  задач,  имеют  различия  в  подходах,  методах  и   организационном  оформлении. Эти различия особенно заметны  при  сравнении   европейской  и американской моделей.

     Развитие  системы  социального   страхования   и   обеспечения   на   европейском  континенте имеет более длительную историю. Она  формировалась   по  мере  того,  как  прерывались   общинные   связи   и,   соответственно, слабела поддержка нуждающихся  со стороны  их  ближайшего   окружения. 

       Первой программой, поддерживающей  идеи социального страхования  считается национальная система  социального страхования, введенная  Бисмарком в    Германии, где  в 1883-1889 гг. был  принят  ряд   законов   об  организации    государственного социального страхования  рабочих. Самыми первыми  в  социальном обеспечении стали  страховые пособия по болезням  и пенсии. 

     Эта же программа позднее была имитирована  Ллойдом в Британии в 1911 году при  осуществлении национального страхования  от болезней и безработицы. В послевоенную эпоху В.Г. Беверидж разработал концепцию  британской социальной политики, согласно которой государство должно гарантировать  каждому гражданину в качестве основного  права определенный минимум экономической  безопасности «от колыбели до могилы».

Информация о работе Перспективы развития социального страхования