Перспективы развития социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель введения ЕСН — сохранить и укрепить единую общенациональную систему государственного социального страхования. Специальные внебюджетные фонды формируются из целевого единого социального налога работодателей при поддержке государства. Указанные фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Они сохраняют роль институтов, осуществляющих оперативное управление и расходование соответствующих средств.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования фонда социального страхования
6
1.1. История развития фонда социального страхования 6
1.2. Нормативное регулирование 7
ГЛАВА 2. Понятие, функции, структура и роль социального страхования
11
2.1. Страховые выплаты 14
2.2. Порядок и сроки уплаты страховых взносов 30
2.3. Учет и отчетность по средствам фонда социального страхования
34
2.4. Взыскание задолженности по страховым взносам и ответственность за нарушение порядка уплаты страховых взносов и расходование средств Фонда социального страхования РФ


35
ГЛАВА 3. Перспективы развития социального страхования 37
3.1. Развития социального страхования в России 37
3.2. Сравнительная характеристика России и 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 93.04 Кб (Скачать)

     Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное  обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную  кампанию.

     В 2000 году Фонд социального страхования  начал выплаты по возмещению вреда  пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

     Отделения Фонда созданы на территориях  всех субъектов Российской Федерации.

     Фонд  организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого  ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального  страхования. В необходимых случаях  Фонд перераспределяет средства социального  страхования между регионами  и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются  государственные программы по совершенствованию  социального страхования, охраны здоровья работников.

     25 августа 1992 года в городе Москве  создано Московское региональное  отделение Фонда социального  страхования Российской Федерации.  В настоящее время в структуру  Государственного учреждения –  Московского регионального отделения  Фонда социального страхования  РФ входит 32 филиала, в которых состоит на учете свыше 600 000 страхователей.  

     1.2. Нормативное регулирования

     Социальное  страхование в России существует уже около 100 лет. С 1933 по 1993 годы средствами государственного страхования ведали профсоюзы. В 1991 году в нашей стране был создан Фонд социального страхования  и с 1994 года в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации  Фонд стал самостоятельным специализированным финансово-кредитным учреждением. Фонд, выступая гарантом социальной защищенности трудящихся, обеспечивает граждан пособиями  по временной нетрудоспособности, страхует от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Выдает пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком. Предоставляет  санаторно-курортное лечение работникам и членам их семей, оплачивает содержание детей в оздоровительных лагерях. Заботится об инвалидах, ветеранах  Великой Отечественной войны  и пострадавших от радиации.

     Фонд  осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Фонде социального  страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. № 101.

     Созданный при Правительстве Российской Федерации, Фонд представляет собой финансово-кредитную  систему. Денежные средства и имущество  находятся в оперативном управлении Фонда и являются Федеральной  собственностью.

     Денежные  средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других Фондов и изъятию не подлежат.

     Бюджет  Фонда и отчет о его исполнении утверждается Федеральным законом. В соответствии с Порядком регистрации  страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования  Российской Федерации, утвержденным постановлением Фонда социального страхования РФ от 4 декабря 2000 г. № 119, юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются исполнительными органами Фонда в качестве страхователей по государственному социальному страхованию. Страховое свидетельство установленной формы подтверждает регистрацию юридического лица (либо индивидуального предпринимателя) в Фонде социального страхования РФ, как страхователя по государственному социальному страхованию и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

     Нормативные акты, регулирующие деятельность Фонда социального страхования РФ

  • Федеральный Закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
  • Положение о Фонде социального страхования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. № 101
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 765 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ"
  • Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 184
  • Инструкция о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ, утвержденная Постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.02.01 г. № 11

     2) Регулирующие обеспечение  по государственному социальному  страхованию

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6 с последующими изменениями и дополнениями
  • Федеральный Закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле";
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 юля 1993 г. № 5487-1
  • Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, постановлением Фонда социального страхования РФ от 19 октября 1994 г. № 206/21
  • Разъяснение Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. № 3/02-18/05-2256 "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами"
  • Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации ль 21.04.2001 г. № 309

     Основной задачей Фонда,  в соответствии с Инструкцией о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.02.01 г. № 11, является обеспечение работающих граждан гарантированными государством пособиями по социальному страхованию:

  • по временной нетрудоспособности (оплата больничных листов), расходы - более 70%;
  • пособия по материнству и детству (по беременности и родам и в ранние сроки беременности, при усыновлении ребенка, при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет);
  • на оплату 4-х дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом;
  • на погребение;
  • на санаторно-курортное лечение работающих и их детей.

     Выплата пособий по социальному страхованию, оплата работникам путевок на санаторно-курортное  лечение, финансирование других мероприятий  по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерию работодателя.

     Ответственность за расходование и правильность назначения пособий несет администрация  предприятия в лице руководителя и главного бухгалтера. С 1999 года предусмотрена  не только административная, но и уголовная  ответственность (ст. 145_1 УК РФ).

     Кроме того, с 2000 года на Фонд социального  страхования РФ возложены функции  по новому виду страхования - по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за счет которого выплачивается страховое обеспечение пострадавшим на производстве (пособия по временной нетрудоспособности при производственной травме, единовременная и ежемесячные страховые выплаты, дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию).

     Тарифы  страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются ежегодно Федеральным Законом.

     На  сегодня Фонд социального страхования  РФ - наиболее стабильно работающий государственный внебюджетный фонд, благодаря которому Ваши работники  своевременно получают положенные пособия.

     С 1 января 2001 года вступили в силу 4 новые  главы части второй Налогового кодекса  РФ, в том числе глава о едином социальном налоге.

     Единый  социальны налог объединил в  себе взносы трех государственных внебюджетных фондов -Пенсионного, Фонда социального  страхования и Фонда обязательного  медицинского страхования. С момента  введения в действие главы о Едином социальном налоге, контроль за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные  внебюджетные фонды, уплачиваемых в  составе единого социального  налога, осуществляется налоговыми органами РФ (ст. 9 Закона "О введении в действие части второй Налогового Кодекса  от 05.08.2000 г.№ 118-ФЗ).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Понятие, функции, структура и роль социального                страхования.

     Государственное социальное страхование - объективная  необходимость. На определенном этапе  развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых  причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Обоснованная система  социального страхования - одна из предпосылок  обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

     К задачам социального страхования  относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

       Учитывая особую важность социального  страхования, его влияние на  общественные процессы, государство  во многих странах создает  системы обязательного государственного  социального страхования, дающие  возможность значительной концентрации  ресурсов в единых фондах и  тем самым обеспечивающие надежной  социальной защитой население страны.

     Переход к рыночной экономике сопровождался  модернизацией всей финансовой системы  Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену бюджету. Из бюджета  постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место  заняли социальные фонды. В России государственное  обязательное социальное страхование  представлено четырьмя фондами: пенсионным; обязательного медицинского страхования; социального страхования; занятости (до 2001 г.).

     В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют  принципам формирования и использования  страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность  отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более  эффективного использования своих  финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов четкое закрепление  за ними доходных источников и, как  правило, строго целевое использование  их средств. Согласно Бюджетному Кодексу  Российской Федерации: государственный  внебюджетный фонд это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации и предназначенный  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют  строгое целевой назначение. Решение  об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

Информация о работе Перспективы развития социального страхования