Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:20, курсовая работа
Цель введения ЕСН — сохранить и укрепить единую общенациональную систему государственного социального страхования. Специальные внебюджетные фонды формируются из целевого единого социального налога работодателей при поддержке государства. Указанные фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Они сохраняют роль институтов, осуществляющих оперативное управление и расходование соответствующих средств.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования фонда социального страхования
6
1.1. История развития фонда социального страхования 6
1.2. Нормативное регулирование 7
ГЛАВА 2. Понятие, функции, структура и роль социального страхования
11
2.1. Страховые выплаты 14
2.2. Порядок и сроки уплаты страховых взносов 30
2.3. Учет и отчетность по средствам фонда социального страхования
34
2.4. Взыскание задолженности по страховым взносам и ответственность за нарушение порядка уплаты страховых взносов и расходование средств Фонда социального страхования РФ
35
ГЛАВА 3. Перспективы развития социального страхования 37
3.1. Развития социального страхования в России 37
3.2. Сравнительная характеристика России и 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |||
ГЛАВА 1. | Теоретические аспекты формирования фонда социального страхования | 6 | ||
1.1. | История развития фонда социального страхования | 6 | ||
1.2. | Нормативное регулирование | 7 | ||
ГЛАВА 2. | Понятие, функции, структура и роль социального страхования | 11 | ||
2.1. | Страховые выплаты | 14 | ||
2.2. | Порядок и сроки уплаты страховых взносов | 30 | ||
2.3. | Учет и отчетность по средствам фонда социального страхования | 34 | ||
2.4. | Взыскание задолженности по страховым взносам и ответственность за нарушение порядка уплаты страховых взносов и расходование средств Фонда социального страхования РФ | 35 | ||
ГЛАВА 3. | Перспективы развития социального страхования | 37 | ||
3.1. | Развития
социального страхования в |
37 | ||
3.2. | Сравнительная характеристика России и | 39 | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 43 | |||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 45 | |||
|
||||
ВВЕДЕНИЕ
Во второй половине двадцатого века в связи с ростом значения в воспроизводственном процессе человеческого фактора и его безопасности получила развитие теория социального государства.
Социальное государство — это сложная система, создаваемая и функционирующая с целью улучшения здоровья нации, решения социальных проблем ненасильственными методами. По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие — это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями и возможностями, которые предъявляет, предоставляет окружающая среда». Здоровье характеризуется рядом параметров, важнейшими из которых являются продолжительность жизни и рост численности населения.
В советской России проводилась социальная политика по защите социальных интересов граждан в основном в форме социального обеспечения, основанного на бюджетно-налоговых поступлениях. Переход к рыночной экономике потребовал глубоких реформ не только в экономике, но и в социальной политике. В настоящее время идет реформирование социальной защиты в направлении приспособления ее к рыночным условиям. Целью реформирования является повышение качества жизни, здоровья нации, повышение трудоспособности, защита человека в старости.
Современная
система социальной защиты населения
включает следующие основные элементы:
государственное
Социальное обеспечение, осуществляемое прямым финансированием из госбюджета, перераспределяет доходы только в соответствии с риском независимо от индивидуального участия в создании национального дохода. Страхование как метод управления социальными рисками перераспределяет доходы в соответствии и с риском, и с индивидуальным доходом.
В развитых странах происходят изменения в традиционных подходах к государственному регулированию социальной сферы и наблюдается общее снижение государственного обеспечения по сравнению с базовым уровнем при растущем уровне жизни. При этом предпринимаются шаги дополнить прямое обязательное перераспределение доходов за счет налогово-бюджетной системы и уплаты общественных страховых взносов косвенным регулированием.
В итоге в структуре источников средств на социальные расходы в зарубежных странах доля госбюджета и взносов предпринимателей (работодателей) имеет тенденцию к снижению и, наоборот, доля взносов работников (застрахованных) и иные поступления от доходов и капитала имеют тенденцию к повышению, что, конечно, возможно при достижении достаточно высокого уровня жизни.
В
России основой социальной защиты является
единая общенациональная система обязательного
социального страхования. Социальное
страхование есть способ реализации
конституционного права гражданина
на материальное обеспечение в старости,
в случае болезни, полной или частичной
утраты трудоспособности или отсутствия
таковой от рождения, потери кормильца,
безработицы. С другой стороны, социальное
страхование как финансовая категория
— это система денежных отношений,
связанных с перераспределением
национального дохода, что позволяет
формировать и расходовать
Внебюджетные
фонды — это одна из форм перераспределения
национального дохода государства
в пользу определенных социальных групп
населения с целью обеспечения
расширенного воспроизводства трудовых
ресурсов, создания благоприятного морального
климата для развития бизнеса
и общеэкономических условий
развития. Фонды социального назначения
являются специализированными финансово-
Фонд
социального страхования (ФСС РФ)
занимается обязательным общим социальным
страхованием и обязательным профессиональным
страхованием от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний. В ведении Пенсионного
фонда РФ (ПФ РФ) находится пенсионное
страхование. Кроме того, есть фонды
обязательного медицинского страхования
— Федеральный и
До
2001 г. внебюджетные фонды социального
страхования образовывались страховым
методом: за счет страховых взносов
предприятий, организаций и граждан,
а также за счет субсидий государства.
В случаях дефицита данных фондов
государство оказывало им помощь
из средств госбюджета, таким образом
выступало гарантом финансовой устойчивости
этих фондов и реализации программ
обязательного социального
Так как внебюджетные страховые фонды формируются на основе перераспределения доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного перераспределения национального дохода, это обстоятельство делает социальное страхование особо восприимчивым к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста и увеличение инфляции незамедлительно сказываются на собираемости взносов в указанные фонды, что в конечном счете приводит к накоплению социальных проблем в обществе.
Чтобы
противостоять этой тенденции, было
принято решение изменить порядок
формирования внебюджетных фондов. С
принятием второй части Налогового
кодекса РФ (в частности, гл. 24) с 1
января 2001 г. в Российской Федерации
вместо ранее принятого порядка
уплаты страховых взносов в
Цель введения ЕСН — сохранить и укрепить единую общенациональную систему государственного социального страхования. Специальные внебюджетные фонды формируются из целевого единого социального налога работодателей при поддержке государства. Указанные фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Они сохраняют роль институтов, осуществляющих оперативное управление и расходование соответствующих средств. Введение ЕСН не меняет порядок формирования бюджетов указанных фондов. И механизм распределения средств этих фондов остается прежним (на основе страховых принципов) с применением персонифицированного учета. Так как ЕСН носит строго целевой характер, каждый из фондов получает в виде доходов определенную часть от суммы ЕСН, предусмотренную как процентную ставку с одинаковой налоговой базы.
Изменение
методов финансирования системы
социальной защиты обусловлено не только
проблемами собираемости страховых
взносов и обеспечения полноты
фондов, но и расширением и повышением
уровня пособий, увеличением объемов
и стоимости медицинских услуг,
изменениями в демографическом
составе населения (его старением),
сохранением безработицы. Это означает,
что действует тенденция
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты формирования фонда социального страхования
1.1. История развития фонда социального страхования
2
июня 1903 года с высочайшего
Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.
В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». Даже теперь, в условиях жесткого экономического кризиса, высочайший медицинский, оздоровительный потенциал делает ее уникальной среди мировых курортных систем. С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.
С
1 января 1991 года на основании Постановления
Совета Министров РСФСР и Федерации
независимых профсоюзов от 25 декабря
1990 года №600/3-3 «О совершенствовании
управления и порядка финансирования
расходов на социальное страхование
трудящихся РСФСР» был образован
внебюджетный Фонд социального страхования
Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится
финансово-кредитным
Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.
Информация о работе Перспективы развития социального страхования