Перспективы развития социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель введения ЕСН — сохранить и укрепить единую общенациональную систему государственного социального страхования. Специальные внебюджетные фонды формируются из целевого единого социального налога работодателей при поддержке государства. Указанные фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Они сохраняют роль институтов, осуществляющих оперативное управление и расходование соответствующих средств.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования фонда социального страхования
6
1.1. История развития фонда социального страхования 6
1.2. Нормативное регулирование 7
ГЛАВА 2. Понятие, функции, структура и роль социального страхования
11
2.1. Страховые выплаты 14
2.2. Порядок и сроки уплаты страховых взносов 30
2.3. Учет и отчетность по средствам фонда социального страхования
34
2.4. Взыскание задолженности по страховым взносам и ответственность за нарушение порядка уплаты страховых взносов и расходование средств Фонда социального страхования РФ


35
ГЛАВА 3. Перспективы развития социального страхования 37
3.1. Развития социального страхования в России 37
3.2. Сравнительная характеристика России и 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 93.04 Кб (Скачать)

                                        СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические  аспекты формирования фонда социального  страхования  
6
1.1. История развития фонда социального страхования 6
1.2. Нормативное регулирование 7
ГЛАВА 2. Понятие, функции, структура и роль социального страхования  
11
2.1. Страховые выплаты 14
2.2. Порядок и сроки уплаты страховых взносов 30
2.3. Учет  и отчетность по средствам фонда  социального страхования  
34
2.4. Взыскание задолженности по страховым взносам  и ответственность за нарушение  порядка уплаты страховых взносов  и расходование средств Фонда  социального страхования РФ  
 
 
35
ГЛАВА 3. Перспективы развития социального страхования 37
3.1. Развития  социального страхования в России 37
3.2. Сравнительная характеристика России и  39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
 
 
 
 
 
   

ВВЕДЕНИЕ 

     Во  второй половине двадцатого века в  связи с ростом значения в воспроизводственном  процессе человеческого фактора  и его безопасности получила развитие теория социального государства.

     Социальное государство — это сложная система, создаваемая и функционирующая с целью улучшения здоровья нации, решения социальных проблем ненасильственными методами. По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье — это состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие — это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями и возможностями, которые предъявляет, предоставляет окружающая среда». Здоровье характеризуется рядом параметров, важнейшими из которых являются продолжительность жизни и рост численности населения.

     В советской России проводилась социальная политика по защите социальных интересов граждан в основном в форме социального обеспечения, основанного на бюджетно-налоговых поступлениях. Переход к рыночной экономике потребовал глубоких реформ не только в экономике, но и в социальной политике. В настоящее время идет реформирование социальной защиты в направлении приспособления ее к рыночным условиям. Целью реформирования является повышение качества жизни, здоровья нации, повышение трудоспособности, защита человека в старости.

     Современная система социальной защиты населения  включает следующие основные элементы: государственное вспомоществование (социальная помощь); совокупность государственных  гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения; социальное страхование (обязательное государственное  и добровольное — корпоративное (коллективное) и индивидуальное страхование).

     Социальное  обеспечение, осуществляемое прямым финансированием  из госбюджета, перераспределяет доходы только в соответствии с риском независимо от индивидуального участия в  создании национального дохода. Страхование  как метод управления социальными  рисками перераспределяет доходы в  соответствии и с риском, и с  индивидуальным доходом.

     В развитых странах происходят изменения  в традиционных подходах к государственному регулированию социальной сферы  и наблюдается общее снижение государственного обеспечения по сравнению  с базовым уровнем при растущем уровне жизни. При этом предпринимаются  шаги дополнить прямое обязательное перераспределение доходов за счет налогово-бюджетной системы и  уплаты общественных страховых взносов  косвенным регулированием.

     В итоге в структуре источников средств на социальные расходы в  зарубежных странах доля госбюджета и взносов предпринимателей (работодателей) имеет тенденцию к снижению и, наоборот, доля взносов работников (застрахованных) и иные поступления от доходов и капитала имеют тенденцию к повышению, что, конечно, возможно при достижении достаточно высокого уровня жизни.

     В России основой социальной защиты является единая общенациональная система обязательного  социального страхования. Социальное страхование есть способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной  утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. С другой стороны, социальное страхование как финансовая категория  — это система денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода, что позволяет  формировать и расходовать фонды  денежных средств для материального  обеспечения членов общества, не обладающих физической трудоспособностью или  трудоспособных, но не имеющих возможности  реализовать эту способность  по различным причинам.

     Внебюджетные  фонды — это одна из форм перераспределения  национального дохода государства  в пользу определенных социальных групп  населения с целью обеспечения  расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса  и общеэкономических условий  развития. Фонды социального назначения являются специализированными финансово-кредитными учреждениями при Правительстве  РФ, осуществляющими управление средствами государственного социального страхования  на всей территории РФ в разрезе 4 отраслей социального страхования.

     Фонд  социального страхования (ФСС РФ) занимается обязательным общим социальным страхованием и обязательным профессиональным страхованием от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний. В ведении Пенсионного  фонда РФ (ПФ РФ) находится пенсионное страхование. Кроме того, есть фонды  обязательного медицинского страхования  — Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования (ФФ ОМС РФ и ТФ ОМС  РФ).

     До 2001 г. внебюджетные фонды социального  страхования образовывались страховым  методом: за счет страховых взносов  предприятий, организаций и граждан, а также за счет субсидий государства. В случаях дефицита данных фондов государство оказывало им помощь из средств госбюджета, таким образом  выступало гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.

     Так как внебюджетные страховые фонды  формируются на основе перераспределения  доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного перераспределения  национального дохода, это обстоятельство делает социальное страхование особо  восприимчивым к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста и увеличение инфляции незамедлительно  сказываются на собираемости взносов в указанные фонды, что в конечном счете приводит к накоплению социальных проблем в обществе.

     Чтобы противостоять этой тенденции, было принято решение изменить порядок  формирования внебюджетных фондов. С  принятием второй части Налогового кодекса РФ (в частности, гл. 24) с 1 января 2001 г. в Российской Федерации  вместо ранее принятого порядка  уплаты страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды введен единый социальный налог (ЕСН), уплачиваемый работодателем  и перечисляемый в федеральный  бюджет для перераспределения его  в дальнейшем в соответствующие  фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ), Фонд социального страхования (ФСС РФ), фонды обязательного медицинского страхования, Федеральный и территориальные  фонды РФ. Ранее страховые взносы перечислялись также в Государственный  фонд занятости населения (ГФЗН РФ), который ликвидирован, и потому налог  в этот фонд в составе ЕСН не предусматривается. Расходы, осуществляемые до 1 января 2001 г. из средств фонда  занятости, должны быть предусмотрены  в бюджетах различных уровней.

     Цель  введения ЕСН — сохранить и укрепить единую общенациональную систему государственного социального страхования. Специальные внебюджетные фонды формируются из целевого единого социального налога работодателей при поддержке государства. Указанные фонды функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Они сохраняют роль институтов, осуществляющих оперативное управление и расходование соответствующих средств. Введение ЕСН не меняет порядок формирования бюджетов указанных фондов. И механизм распределения средств этих фондов остается прежним (на основе страховых принципов) с применением персонифицированного учета. Так как ЕСН носит строго целевой характер, каждый из фондов получает в виде доходов определенную часть от суммы ЕСН, предусмотренную как процентную ставку с одинаковой налоговой базы.

     Изменение методов финансирования системы  социальной защиты обусловлено не только проблемами собираемости страховых  взносов и обеспечения полноты  фондов, но и расширением и повышением уровня пособий, увеличением объемов  и стоимости медицинских услуг, изменениями в демографическом  составе населения (его старением), сохранением безработицы. Это означает, что действует тенденция опережающих  темпов роста расходов на социальные цели по сравнению с темпами роста  поступлений в эти доходы, позволяющих  финансировать эти расходы. 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.Теоретические аспекты формирования фонда социального страхования

1.1. История развития фонда социального страхования

     2 июня 1903 года с высочайшего соизволения  императора Николая II в Российской  империи были введены «Правила  о вознаграждении потерпевших  вследствие несчастных случаев  рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

     Первое  послереволюционное положение о  социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало  обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями  при временной утрате заработка  в связи с болезнью, беременностью  и родами, увечьем. С 1922 года выплата  пособий была передана непосредственно  предприятиям в счет страховых взносов.

     В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». Даже теперь, в условиях жесткого экономического кризиса, высочайший медицинский, оздоровительный потенциал делает ее уникальной среди мировых курортных систем. С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

     С 1 января 1991 года на основании Постановления  Совета Министров РСФСР и Федерации  независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года №600/3-3 «О совершенствовании  управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование  трудящихся РСФСР» был образован  внебюджетный Фонд социального страхования  Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации.

     Ныне  Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует  выплату пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка  и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также  пособия на погребение умерших.

Информация о работе Перспективы развития социального страхования