Медицинское страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, имеющее своей целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия (Закон РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" с изменениями от 24 июля 2009 г.). При платной медицине данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине - это дополнительный источник финансирования медицинских затрат.

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы медицинского страхования______________ 7
1.1 Сущность и понятие медицинского страхования 7
1.2 Исория развития медицинского страхования в России 11
2. Анализ состояния медицинского срахования в России 17
2.1 Современное состояние медицинского страхования в России и его финансирование 17
2.2 Особенности медицинского страхования 23
3. Состояние и перспекивы развития медицинского срахования в России 26
3.1 Перспективы развития медицинского страхования__________________ 26
3.2 Мероприятия по развитию и усовершенствованию медицинского страхования______________________________________________________28
Заключение 34
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

курсовая работа на тему медицинское страхование.docx

— 101.46 Кб (Скачать)

     Привлекательность дополнительной программы для населения  зависит, во-первых, от четкости определения  пакета дополнительных услуг, во-вторых, от соотношения размера уплачиваемого  гражданином страхового взноса по этой программе и тех потенциальных  затрат, которые он понесет в случае отсутствия страховки, проще говоря, – тех сумм, которые он потратит на получение платных услуг и  приобретение лекарств в аптеке. Большое  значение имеет также физическая доступность услуг, на которые имеет  право застрахованный.

     Дополнительные  программы целесообразно формировать  прежде всего по наиболее обременительным  для семейных бюджетов видам медицинской  помощи, например, лекарственной и  стоматологической. Не только льготник, но и обычный гражданин может  присоединиться к действующей программе  льготного лекарственного обеспечения. Если развивать это обеспечение действительно по страховому принципу и с большим кругом участников (например, миллион человек застрахованных), то население получит право на пакет лекарственных средств стоимостью, как минимум, в 3-4 раза выше, чем размер страхового взноса.

     10. Совершенствование деятельности  СМО в системе ОМС.

     11. Совершенствование деятельности  медицинских организаций.

     11.1. В финансировании медицинских  организаций из государственных  источников планируется реализация  принципа «деньги следуют за  пациентом». Это означает концентрацию 80-90% государственных средств в  системе ОМС и финансирование  медицинских учреждений по результатам  их работы. Из бюджета целесообразно  финансировать лишь наиболее  дорогостоящие высокотехнологичные  виды помощи, а также часть  социально значимых услуг (например, психиатрическую помощь в стационарных  условиях).

     Согласно  перспективам, в структуре государственных  расходов на медицинскую помощь возрастет  доля амбулаторно-поликлинической  помощи с 30% в 2005 г. до 50% в 2020 г.; медицинской  помощи в дневных стационарах  – с 3 до 8%. Доля стационарной помощи снизиться с 61 до 37%. В составе  расходов на амбулаторно-поликлиническую  помощь доля услуг участковой службы повысится с 30 до 65-70%.

     12. Гражданин, как основное заинтересованное  лицо в получении гарантированной  государством бесплатной медицинской  помощи достойного качества.

     С точки зрения пациента все эти  изменения важны только тогда, когда  они реально улучшают его положение  в системе ОМС: не нужно платить  за то, что финансирует государство, можно положиться на страховщика  в решении любых проблем, возникающих  с медиками, страховщик предоставит  нужную информацию и обеспечит высокое  качество медицинской помощи. С точки зрения общества административные затраты на ОМС станут окупаться, если эта система будет вносить существенный вклад в повышение эффективности функционирования здравоохранения.

     Особенно  важно привлечь население к различным  формам общественного контроля за деятельностью  медицинских учреждений. С этой целью  необходимо начать создание общественных советов в медицинских организациях. Они призваны обеспечить максимальную гласность в отношении показателей  деятельности учреждений (в том числе  и выбор некоторых показателей), исключить чрезмерную их коммерциализацию, привить прозрачные формы распределения  поступлений от платных форм обслуживания.

     Столь же важно развитие общественных организаций, способных участвовать в определении  приоритетных направлений развития местного здравоохранения, защите прав пациентов, информировании граждан. Эти  и многие другие функции могут  выполнять различные общества, в  том числе, организации, объединяющие больных с определенными заболеваниями (например, общества больных астмой, диабетом; общества больных, ожидающих  плановую операцию). За рубежом такие  организации уже давно существуют.

     Необходимо  также повысить роль застрахованного  в системе ОМС. Он должен реально  выбирать страховщика и обеспечивать обратную связь в этой системе  – по результатам своего лечения  давать «сигналы» страховщикам, какие  медицинские организации и какие  врачи пользуются его доверием. Только так можно поддержать наиболее эффективные  звенья оказания медицинской помощи.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной работе было рассмотрено, как  действует система медицинского страхования в России и перспективы  ее развития.

     Отношения по ДМС так же, как и ОМС, относятся  к социальному страхованию, преследующему  цель организации и финансирования предоставления застрахованному контингенту  медицинской помощи определенного  объема и качества, но по программам ДМС.

     Добровольное  медицинское страхование - один из наиболее противоречивых видов страховой  деятельности. С одной стороны, оно  относится к личному страхованию, и его зачастую сравнивают со страхованием жизни, где объем обязательств страховщика  заранее определен в договоре страхования. С другой стороны, специалисты  справедливо относят его к  рисковым видам страхования и  сравнивают со страхованием имущества. Даже в зарубежной практике медицинскому страхованию отводят промежуточное  место между страхованием жизни  и рисковым страхованием, точнее, «иным, чем страхование жизни». В российской практике на представление о сути добровольного медицинского страхования  значительное влияние оказывает  существующая система обязательного  медицинского страхования.

     Низкий  уровень доходов населения сказывается  на состоянии здоровья, а значит, требуется не только разработка четкой концепции социальной и медицинской  защиты, но и обеспечение этой концепции  финансовыми ресурсами. Частично эти  задачи и должна решить система медицинского страхования, концентрирующая в  себе источники финансирования охраны здоровья посредством привлечения  средств, формирования фондов страховых  фирм, занимающихся ДМС.

     Залогом успешного проведения ДМС является разработка страховых медицинских  программ, позволяющих обеспечить сбалансированность между страховой стоимостью программы  и перечнем предлагаемых медицинских услуг, а также разработка принципов расчета страховых взносов, обеспечивающих выполнение страховщиком своих обязательств по соответствующим договорам.

     В целом создаваемая в России система  медицинского страхования с учетом корректировок и поправок приемлема  для современного этапа развития страхового рынка, так как в общем  учитывает особенности экономики  России современного периода.

     Для улучшения развития ОМС и ДМС  планируется:

     1. Увеличение финансирования отрасли  здравоохранения.

     - Расходы государства на здравоохранение  к 2020 году увеличатся до 4,8% ВВП,  частные расходы – до 1,1-1,5% ВВП.  При этом дифференциация регионов  по уровню финансирования здравоохранения  из бюджетов всех уровней на  душу населения сократится с  4-5 раз до 2 раз.

     - Увеличение доли государственного  финансирования здравоохранения  в ближайшие годы не менее  чем в 2,5 раза.

     2. Пересмотр законодательства в  области тарифов отчислений в  социальные фонды в сторону  увеличения тарифа на ОМС.

          3. Изменение системы оплаты труда  медицинским работникам – давно  назревшая необходимость. На ближайшую  перспективу коэффициент увеличения  заработной платы медицинским  работникам должен составить  2,5-3 по сравнению с существующим  на сегодня уровнем. 

     Согласно  перспективам, в структуре государственных  расходов на медицинскую помощь возрастет  доля амбулаторно-поликлинической  помощи с 30% в 2005 г. до 50% в 2020 г.; медицинской  помощи в дневных стационарах  – с 3 до 8%. Доля стационарной помощи снизиться с 61 до 37%. В составе  расходов на амбулаторно-поликлиническую  помощь доля услуг участковой службы повысится с 30 до 65-70%.

     Вся система медицинского страхования  создается ради основной цели - гарантировать  гражданам при возникновении  страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. В современных страховых системах под профилактикой понимаются меры по снижению частоты страховых случаев, но отнюдь не ответственность страховой системы за профилактику в широком понимании, которая остается на ответственности государственной системы здравоохранения.

     Страхователями  определены все работодатели, (включая  самодеятельную часть населения), а  также бюджетные организации. Внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования также являются страхователями.

     Страховые организации - это именно те новые  структуры, которые появились на рынке медицинских услуг и  стали своеобразной, но очень важной финансовой надстройкой, выполняющей  посреднические функции. Главное - воплотить  в жизнь основной принцип страхования : " Деньги идут за пациентом". Для  пациента это означает, что страховая  компании экономически заинтересована в том, чтобы выбрать для него лучшего врача и лучшее лечебное учреждение, для медиков - что они  перестают получать деньги "по потребности", их приходится зарабатывать. Таким  образом, медицинское страхование  гарантирует и делает доступными высококачественные медицинские услуги, а во-вторых, помогает решению проблемы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения.

     Главная цель введения медицинского страхования - создать рыночную среду для работы учреждений здравоохранения, что в  свою очередь позволит мобилизовать дополнительные денежные ресурсы со стороны предприятий и населения  путем дополнительного страхования. Создается рынок медицинских  услуг, который превращает руководителей  лечебно-профилактических учреждений в продавцов этих услуг. 
                                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Гражданский кодекс РФ.

2.  Закон  РФ от 29 июня 1991 года № 1499-1 «О  медицинском страховании граждан  в Российской Федерации» (с последующими  изменениями и дополнениями). М., 1999.

3.   Конституция Российской Федерации.  М., 1993.

4. Проект  Федерального Закона «О здравоохранении  в Российской Федерации». М., 2002.

5. Федеральный  закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ  «Об Основах обязательного социального  страхования».

6.   Говорушко Т.А. Страховые услуги. – К: Центр учебной литературы,

2010.- 400с

7. Гришин  В.В. Обязятельное медицинское  страхование. Первые шаги. Экономика  и жизнь, 2010 № 41.-14с.

8.  Гришин  В.В. Обязательное медицинское  страхование: состояние, анализ, пути развития. Экономика и жизнь, 2010 № 3.- 15 с.

9. Гришин  В.В., Семенов В.Ю. и др. Обязательное  медицинское страхование: организация  и финансирование. М., 2011.-58с.

10.  Дегтярев Г.П. Страхование в переходный период: основные принципы, Общество и экономика. - 2010 г. - №2 – 83с.

11. Парамонова  О.Ю. Система социального страхования:  проблемы и пути решения /О.Ю.  Парамонова//Современный этап социально-экономического  развития: проблемы и мнения Межвуз. сб. науч. тр./ИвГУ – Иваново, 2010.- 186-191с.

12.  Сербиновский  Б.Ю., Гаркуша В.Н. Страховое дело. – М: Юнити, 2011.- 425с. 

13.Стародубцев  В.И. Савельева Е.Н. Особенности  медицинского страхования в современной  России. Российский медицинский  журнал 2009 г.№ 1.

14. Федорова  Т.А. Основы страховой деятельности. – Спб: Питер, 2010.- 280с.

15.  Федорова Т.А. ,Страхование – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2010. – 875с.

16.  Шахова  В.В., Ахвледиани Ю.Т. Страхование,–  М: Юнити-Дана,

2010.- 511с.

17.  Интернет  ресурсы:

 http://www.medmedia.ru/insuarance

 http://newhouse.ru/medicine/guarantee/must.html

 http://www.fss.ru


Информация о работе Медицинское страхование