Личное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Личное страхование в нашей стране на протяжении многих десятилетий являлось основой всей системы страхования. В условиях нестабильной экономики, инфляции, высокого налогового бремени, недостаточности свободных средств у граждан и предприятий, потери доверия населения к финансовым институтам личное страхование потеряло свою популярность, а система долгосрочного страхования практически разрушена. Личное страхование – важная составляющая формирования финансового рынка, позволяющая, с одной стороны, повысить социальную защищенность граждан, а с другой – создавать крупные инвестиционные ресурсы, финансировать серьезные государственные и коммерческие проекты в различных отраслях экономики. Отсутствие страховой культуры, психология потенциальных страхователей, а также возрастающее различие в уровне доходов населения не позволяют привлекать денежные средства широких слоев населения в страховые фонды. Все это говорит об актуальности темы курсовой работы – об актуальности рассмотрения вопросов, связанных со сферой личного страхования, и нахождения путей их решения. Цель работы – разностороннее рассмотрение современного состояния системы личного страхования в России, определение роли и значения страхования в жизни общества и в экономике страны, определение перспектив развития страхования.

Оглавление

Введение
1. Личное страхование
1.1. Сущность и разновидности личного страхования
1.2. Страхование как экономическая категория
1.3. Правовое регулирование сферы страхования
1.4. Международный опыт личного страхования на примере США
2. Анализ современного состояния рынка личного страхования России
2.1. Общая ситуация на рынке личного страхования
2.2. Сравнительный анализ видов личного страхования
2.3. Страхователи и страховщики: анализ взаимоотношений
3. Личное страхование – социальная защита населения
3.1. Роль личного страхования в жизни общества
3.2. Проблемы развития сферы личного страхования и пути их решения
3.3. Перспективы развития рынка личного страхования
Заключение
Список использованных источников
Приложение. Показатели страховых премий и выплат, 2004-2006 г.г

Файлы: 1 файл

Личное страхование роль и перспективы развития.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

Интересен анализ количественных и качественных тенденций, сложившихся в сфере личного страхования за последние годы  (Таблица 1, Прил.) [14; 6, с. 7].

 

Таблица 1 – Страховые премии по РФ, 2004-2006 гг., млн. руб.

Отрасли и виды страхования

2004

2005

Прирост, %

2006

Прирост, %

Добровольное  страхование

         

страхование жизни

102 200

25 300

-75

15 984

-37

личное страхование

52 900

64 000

21

76 950

20

имущества

153 100

185 600

21

227 912

23

ответственности

12 200

16 200

33

16 533

2

Обязательное  страхование

         

страхование пассажиров

50

50

0

50

0

гос. страхование сотрудников ГНС РФ

0,7

1

43

1

0

гос. страхование военнослужащих и прирав. к ним в обяз. гос. страховании лиц

430

460

7

530

15

ОСАГО

49 200

53 700

9

63 874

19

ОМС

97 200

140 700

45

203 534

45

Страховая премия (всего)

467 281

194 911

-59

228 493

163


 

Важным индикатором динамики и текущего состояния страхового рынка являются данные о страховых премиях и выплатах. В период 2004-2006 гг. доля страховых премий по личному страхованию и страхованию жизни на общем страховом рынке РФ составляла 33%, 18% и 15% соответственно, показывая отрицательную динамику. Доля страховых выплат в этот период была 52%, 23% и 37%.

На страховом рынке  Новосибирска в рассматриваемые  годы показатели были следующие: премии 25%, 16% и 16%, выплаты – 31%, 15% и 13%. Видно, что имеется отрицательный прирост доли премий и выплат в общем страховом рынке. При этом абсолютные показатели по личному страхованию демонстрируют рост, а по страхованию жизни – спад. Из этого следует, что сфера личного страхования развивается, но в динамике своего развития уступает другим видам страхования. Относительно страхования жизни можно сказать, что оно теряет популярность у страхователей.

Личное страхование (кроме  страхования жизни) занимает небольшую  долю в портфелях российских страховщиков. Основными потребителями услуг по личному страхованию являются корпоративные клиенты, для которых оно становится важным элементом «социального пакета».

По данным Всероссийского союза  страховщиков (ВСС), около 80-85% взносов  и 90-95% выплат по личному страхованию (кроме страхования жизни) приходится на добровольное медицинское страхование (ДМС), а 15-20% взносов и 5-10% выплат – на страхование от несчастного случая [1]. Особенностью российской практики ДМС является доминирование доли юридических лиц в премиях и выплатах. Подавляющее большинство договоров ДМС заключено с физическими лицами, но более 90% взносов и выплат приходится на коллективные договоры по ДМС за счет юридических лиц. По оценкам ВВС, в настоящее время не более 8% населения России могут получать медицинскую помощь по программам добровольного медицинского страхования, что, однако, в четыре раза больше аналогичного показателя в 2000-2001 г.

Основные тенденции последних  лет на рынке ДМС связаны с  повышением стоимости медицинских услуг, что вызвано как общеэкономическими факторами, так и почти полной исчерпанностью свободных ресурсов медицинских учреждений, оказывающих качественные медицинские услуги.

Что касается пенсионного страхования, то в России оно пока практически не развито. Фактически, этот вид страхования предлагают лишь несколько страховых компаний.

 

2.2. Сравнительный анализ видов личного страхования

 

Объем премий по страхованию жизни за 2006 год составил 16 млрд. руб., уменьшившись по сравнению с 2005 годом на 37%. Объем страховых выплат – 16,6 млрд. руб., уменьшение на 34%. В 2005 году, по сравнению с 2004 годом, эти цифры составляли 75% и 80% соответственно, динамика также отрицательная (Рисунок 1) [12].

Рисунок 1 – Поквартальная  динамика премий и выплат по страхованию  жизни, 2004-2007 гг., млн. руб.

 

Поквартальный анализ сегмента показывает, что сравнительная динамика премий по рынку страхования жизни остается отрицательной.

Комплексный анализ показателей сбора  премий и выплат по крупнейшим операторам сегмента страхования жизни за первое полугодие 2007 г. и аналогичные периоды прошлых лет позволил выявить поступательное развитие классических операций. Сбор премий по долгосрочному страхованию жизни составил 1,8 млрд. руб., превысив аналогичный показатель прошлого года на 32% (1,3 млрд. руб.). Рост классического страхования, а также рост операций по неклассическим краткосрочным договорам позволили сегменту страхования жизни впервые с 2003 г. показать положительную динамику роста.

Анализ крупнейших операторов сегмента (Таблица 2) позволил выявить ряд положительных тенденций [12]. Среди лидеров сегмента становится все больше компаний, давно известных на рынке. Лидером является компания «Согаз», увеличившая сбор премий за год в 1,7 раза, до 2,7 млрд. руб.

 

Таблица 2 – Лидеры по страхованию жизни, 1-е полугодие 2005-2007 гг., тыс. руб.

Наименование  компании

1 пг. 2005

1 пг. 2006

Прирост 2006 к 2005, %

1 пг. 2007

Прирост 2007 к 2006, %

Согаз

200 530

1 571 608

684

2 724 740

73

Русский стандарт страхование

0

0

-

2 179 731

-

Чулпан 

325 299

362 831

12%

2 142 644

491

АИГ

554 685

906 716

63%

1 335 727

47%

Городская СК

2 499

386

-57

527 323

136 512


 

По оценкам экспертов, в настоящее время в России классическое накопительное страхование жизни занимает небольшую долю в портфелях страховых организаций, в то время как в странах ЕС доля этого вида страхования в общем объеме страхового рынка достигает 45-60%, а в Японии и Великобритании – 80% [19].

Объем премий по личному  страхованию за 2006 год составил 76,9 млрд. руб., показав увеличение по сравнению с 2005 годом на 20%. Страховые выплаты составили 42 млрд. руб., динамика также положительная – увеличение на 8%. В 2005 году, по сравнению с 2004 годом, эти цифры составляли 17% и 21% соответственно (Рисунок 2) [12].

Рисунок 2 – Поквартальная  динамика премий и выплат по личному страхованию в 2004 – 2007 гг., млн. руб.

Поквартальная динамика показывает стабильное увеличение сбора  премий и объема выплат в первом и четвертом квартале каждого года. Развитие рынка личного страхования можно охарактеризовать следующим образом:

  • сокращается доля операций с монополисами в ДМС, где выплаты соответствуют уплаченной премии, т.е. прирост выплат замедляется;
  • налоговые инициативы для развития корпоративного личного страхования (прежде всего ДМС) остаются пока только в законопроектах;
  • растут премии по страхованию от несчастных случаев в розничном сегменте, что обусловлено развитием страхования жизни и здоровья при автокредитовании и ипотечном кредитовании, при страховании пассажиров железнодорожного и авиационного транспорта.

Динамика показателей крупнейших операторов сегмента демонстрирует следующее (Таблица 3) [12].

Таблица 3 – Лидеры в личном страховании, 1-е полугодие 2005-2007 г., тыс. руб.

Наименование

1 пг. 2005

1 пг. 2006

Прирост 2006

к 2005, %

1 пг. 2007

Прирост 2007 к 2006, %

Согаз

5 868 215

7 938 681

35%

9 793 950

23%

Жасо

4 606 656

4 665 976

1%

5 092 740

9%

Росно

2 452 538

3 951 951

61%

4 588 997

16%

Ингосстрах

1 571 534

2 143 974

36%

2 899 381

35%

Ресо-Гарантия

1 566 986

1 863 357

19%

2 659 196

43%


 

Ведущие страховщики, которые задают темп развития всему рынку личного страхования, развивают данный вид страхования не только за счет пролонгирования корпоративных договоров ДМС. Прирост премий данных страховщиков обеспечивают также новые клиенты, в том числе страхователи – физические лица.

Состав группы первых пяти компаний, лидирующих по сбору премии на рынке личного страхования, за последние 3 года практически не изменился, менялись лишь внутренние позиции отдельных компаний. Заметные сдвиги произошли внутри самого страхового сектора – возросла доля крупных страховщиков в ущерб небольшим страховым компаниям. Эта тенденция в значительной мере должна определить наметившуюся консолидацию страхового рынка.

 

2.3. Страхователи  и страховщики: анализ взаимоотношений

 

Обзор рынка личного страхования был бы неполным без анализа отношения целевой аудитории к страхованию. «Универсальное рейтинговое агентство» провело аналитическое исследование, опросив более 1200 физических лиц в разных регионах России. Исследование показало, что очень малый процент опрошенных в настоящее время заключили договор на страхование жизни (рис. 3) [10].

Рисунок 3 – Застрахованные и незастрахованные респонденты

Однако если ознакомиться со следующими результатами, становится понятно, что лишь 7% от числа застрахованных сделали это самостоятельно (рис. 4).

Рисунок 4 – Застрахованные по личной инициативе и корпоративно

Такое положение связано с тем, что во многих компаниях страхование работников входит в компенсационный пакет. Из более чем 1200 респондентов было выявлено всего лишь 24 человека, которые самостоятельно застраховали свою жизнь. Как выяснилось, причина – в крайне низкой информированности (рис. 5).

Рисунок 5 – Информированность  респондентов в области страхования

Таким образом, подавляющее  количество опрошенных не имеют полного представления о страховании жизни. Между тем, из них как минимум 70% являются потенциальной целевой аудиторией данного вида страхования (рис. 6).

Рисунок 6 – Отношение  опрошенных к страхованию жизни

Очевидно, что емкость рынка достаточно высока, но осведомленность людей низкая. Так как при продаже любых товаров информированность целевой аудитории прямо пропорциональна экономическому эффекту, становится понятно, почему сегодня страхование жизни относится к категории «активно развивающихся» продуктов и одновременно так далеко отстоит от категории «успешно продающихся». Одна из причин – недоверие к страховщикам (рис.7).

Информация о работе Личное страхование