Фонд социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе Фонда социального страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать регулирование деятельности фондов;
рассмотреть регулирование обеспечения по государственному социальному страхованию;
выделить основную задачу фондов;
рассмотреть средства, ставки, ЕСН, Пени;
проанализировать размеры пособий выплачиваемых из бюджета.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Фонд социального страхования 5
1.1. Нормативные акты 5
1.1.1. Регулирование деятельности фондов 5
1.1.2. Регулирование обеспечения по государственному социальному страхованию 10
Глава 2. Деятельность Фонда социального страхования 16
2.1. Основная задача фондов 16
2.2. Средства, ставки, ЕСН, Пени 23
2.3. Размеры пособий выплачиваемых из бюджета 30
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 38

Файлы: 1 файл

курсовая фонд соц страх.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Средства Фонда направляются на: выплату пособий по временной  нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах – участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса); оплату проезда к месту лечения и обратно; создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется – инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда; финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством; проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда; осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию; участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств  социального страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней  и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования  Российской Федерации.

Распорядителями средств Фонда  являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда – управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Выплата пособий по социальному  страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной  выплатой пособий по социальному  страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств  социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.11

Управление Фондом осуществляет председатель Фонда и его заместители, которые назначаются Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда  имеет пять заместителей, в том  числе одного первого.

Председатель Фонда  руководит деятельностью Фонда  и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач; распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда; вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда; утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования, рассматривает сводный отчет по финансово-хозяйственной деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вносит предложения по улучшению этой работы; информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда; разрабатывает совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию; совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебно-профилактических учреждениях; с учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда; открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках, принимает решения о списании с этих счетов в централизованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, и сверхнормативных остатков; с учетом мнения правления Фонда утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении; руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования; определяет порядок работы подведомственных санаторно-курортных учреждений; рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда; принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями; издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда; рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета Фонда, штатов и смет между органами Фонда; представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры; осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников центрального аппарата Фонда, а также назначение на должность и освобождение от должности управляющих, заместителей управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной власти субъектов Федерации и общероссийских отраслевых профессиональных союзов; делегирует отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам; утверждает инструкцию о порядке приобретения, выдачи и учета страхователями путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств социального страхования; ежегодно утверждает норматив расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.

2.2. Средства, ставки, ЕСН, Пени

Денежные средства Фонда  являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других фондов и изъятию  не подлежат.

Средства Фонда социального  страхования формируются за счет двух источников.

Во-первых, из части, уплачиваемой в составе единого социального налога (либо части налогов, поступающей от страхователей, перешедших на уплату специальных режимов налогообложения), во-вторых, за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Перечислим основные поступления, за счет которых формируется  доход бюджета ФСС РФ, к ним  относятся:

  1. часть единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности;
  2. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  3. часть единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
  4. часть единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  5. недоимка, пени и штрафы по единому социальному налогу и страховым взносам;
  6. прочие неналоговые доходы, в частности поступления капитализированных платежей ликвидированных предприятий; средства, возмещаемые Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и другие;
  7. безвозмездные поступления от граждан и юридических лиц;
  8. ассигнования из федерального бюджета Российской Федерации:
    • на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
    • на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно;
    • на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, а ветеранов протезами.12

Средства обязательного социального страхования расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке.

В основном средства обязательного  социального страхования расходуются  на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при усыновлении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет, а также на оплату путевок на оздоровление детей работников.

Выплата пособий по обязательному  социальному страхованию, оплата путевок  работникам и членам их семей в  санаторно-курортные учреждения в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.

Расходы на оздоровление детей работников должны производиться  страхователем в пределах норматива, установленного ему исполнительным органом Фонда на календарный год.

Все расходы по выплате  вышеуказанных пособий производятся страхователями в счет части единого  социального налога, подлежащего  перечислению в Фонд социального  страхования РФ.

Если сумма фактических расходов по обязательному социальному страхованию превышает сумму начисленных налогов, недостающая сумма возмещается Фондом социального страхования РФ в десятидневный срок с момента подачи страхователем заявления на возмещение соответствующих расходов, на основании расчетной ведомости за отчетный квартал, а также всех правоустанавливающих документов, необходимых для назначения пособий, путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

С 2000 года Фонд социального  страхования РФ осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно указанному закону в случае утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, Фондом ему предоставляются такие виды обеспечения, как единовременная страховая выплата, ежемесячные страховые выплаты, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.

Все эти выплаты производится непосредственно страховщиком (Фондом социального страхования РФ).

Обеспечение по страхованию в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем по данному виду страхования, а также оплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, в случае если путевка предоставлена за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, производится через бухгалтерии страхователей (работодателей).

В 2005 году на Фонд социального  страхования РФ возложена работа по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, а также по санаторно-курортному лечению и проезду к месту лечения и обратно льготных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг (за счет средств Федерального бюджета).

Порядок уплаты единого  социального налога регулируется Налоговым кодексом РФ. Ставка единого социального налога в настоящее время составляет 26 процентов. Из начисленной по указанной ставке суммы в Фонд социального страхования РФ поступает 3,2 процента. При этом фактический размер единого социального налога, поступающего в бюджет Фонда значительно ниже. Это связано с тем, что Налоговым кодексом РФ предусмотрен механизм, согласно которому налоговая ставка уменьшается при росте доходов работников.

Страхователи, применяющие  специальные режимы налогообложения  начисляют и перечисляют налоги также по правилам, установленным  Налоговым кодексом РФ.

Контроль за правильностью  начисления, полнотой и своевременностью внесения части указанных налогов  в Фонд социального страхования  РФ осуществляется налоговыми органами, которые и направляют их в бюджет Фонда социального страхования  РФ для выплаты всех гарантированных государством пособий.13

Необходимо обратить внимание на порядок уплаты единого  социального налога отдельными категориями  налогоплательщиков.

Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 235 и пункту 1 статьи 245 части второй Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели исключены из числа плательщиков единого социального налога в части суммы зачисляемой в Фонд социального страхования РФ. Поэтому сами индивидуальные предприниматели с момента введения единого социального налога (с 01.01.2001 года) до 01.01.2003 г. не имели права на получение пособий за счет средств Фонда социального страхования РФ.

В настоящее время  Федеральным законом № 190-ФЗ от 31.12.2002 года «Об обеспечении пособиями  по обязательному социальному страхованию  граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» предусмотрена возможность индивидуальных предпринимателей добровольно вступать в отношения по обязательному страхованию с Фондом социального страхования РФ и быть застрахованными по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, и в связи с материнством.

Информация о работе Фонд социального страхования