Фонд социального страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе Фонда социального страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать регулирование деятельности фондов;
рассмотреть регулирование обеспечения по государственному социальному страхованию;
выделить основную задачу фондов;
рассмотреть средства, ставки, ЕСН, Пени;
проанализировать размеры пособий выплачиваемых из бюджета.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Фонд социального страхования 5
1.1. Нормативные акты 5
1.1.1. Регулирование деятельности фондов 5
1.1.2. Регулирование обеспечения по государственному социальному страхованию 10
Глава 2. Деятельность Фонда социального страхования 16
2.1. Основная задача фондов 16
2.2. Средства, ставки, ЕСН, Пени 23
2.3. Размеры пособий выплачиваемых из бюджета 30
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 38

Файлы: 1 файл

курсовая фонд соц страх.doc

— 201.50 Кб (Скачать)
  1. Социальный характер страхования. Страховые продукты покупают, потому что это требуется не только отдельному человеку, но и обществу в целом. Во многих случаях государство обязывает граждан пользоваться услугами страховщиков, тем самым, создавая необходимость регулирования их деятельности.
  2. Неконкретность стоимости продукта, отражающаяся в невозможности однозначной оценки издержек, связанных со страховым продуктом, как в момент продажи, так и в период исполнения страховщиком своих обязательств, в частности при урегулировании убытков.
  3. Непрозрачность издержек. В страховании процесс ценообразования требует экспертной оценки объема нетто-премии и масштабов расходов на выплаты. Продукты страховых компаний, как правило, имеют нематериальную природу, и потребитель не в состоянии оценить их качество в момент покупки. Страховщик, например, может установить цену, неадекватную качеству страховой услуги, злоупотребить недостаточной осведомленностью страхователя сравнительно содержания и условий заключаемых договоров, ошибки либо неточности которых могут выясниться исключительно после наступления страхового случая.
  4. В силу названных причин регулирование страховой деятельности объясняется необходимостью недопущения на рынок некачественных страховых услуг и продуктов,  обеспечения  осуществления обязательств по договорам  страхования  и предотвращения злонамеренного использования неинформированности страхователей со стороны страховых компаний.
  5. Целая группа специальных причин, к тому же определяющих необходимость регулирования страховой деятельности, связана со значительными отрицательными последствиями неплатежеспособности и/или финансовой неустойчивости страховых компаний, когда страховая организация не может осуществлять свои обязательства перед страхователем.4

Таким образом, причины  сохранения принципиальной степени государственного вмешательства в страховую деятельность имеют социальный и экономический характеры.

Процесс, структура и  механизм государственного регулирования страховой деятельности:

  1. С политической точки зрения регулирование страховой деятельности аналогично иным формам регулирования, представляющим собой процесс, в котором участники в своих интересах стремятся использовать власть государства.
  2. Политический аспект регулирования страховой деятельности, и прежде всего роль, которую играют в нем отдельные участники, определяется характеристиками объекта регулирования.
  3. Механизм регулирования страховой деятельности.5

Можно выделить два ключевых фактора, определяющих состав участников процесса регулирования: это степень остроты и непростости решаемых вопросов. Острые вопросы характеризуются широкомасштабным напряженным конфликтом: например, регулирование опасных выбросов, порнографии, экологии либо ношения оружия. Регулирование сложных вопросов требует специальных знаний и навыков: например, регулирование страхования, банковской деятельности, лицензирование медикаментов. Логика процесса и механизма регулирования отражены на рисунке.

Сложность регулирования страхования связана, прежде всего, с его спецификой, предусматривающей использование аппарата ряда дисциплин: управления, юриспруденции, математики и статистики. Принятие решений в области регулирования страховой деятельности без наличия профессиональной подготовки в большинстве случаев оказывается фактически невероятным. Вот почему участниками регулирования страховой деятельности выступают регулируемая страховая отрасль и бюрократы.

Регулирование страховой деятельности обычно не касается острых вопросов, в то же время как страхование непосредственно затрагивает конкретную долю населения, являясь значительной статьей его расходов. Политические решения в области страхования (в основном по обязательным видам страхования) порой привлекают внимание, но лишь на непродолжительное время. Введение в действие Закона об обязательном страховании  автогражданской ответственности в Pоссийской Федеpации с 1 июля 2003 г. стоит в ряду острых и одновременно сложных вопросов. Именно поэтому в его решение включаются все участники процесса регулирования, но наибольшую роль играют государственные органы – бюрократическая верхушка. На втором месте по значимости стоит регулируемая страховая отрасль, которая во время принятия решения о Законе играла теневую лоббирующую роль, а после принятия – активно включилась в процесс реализации и внедрения Закона в жизнь.

Немногие потребители  и представители политических элит проявляют интерес к вопросам установления наименьших либо наибольших тарифов либо объема маржи платежеспособности страховщиков. При таком эпизодическом внимании общественности к системе регулирования обычно удается избежать серьезного давления и широкомасштабного конфликта, что снижает остроту процесса вмешательства государства в сферу страхования.

Следовательно, в силу того, что страховая деятельность характеризуется большой низкой остротой, его регулирование отражает интересы страховой отрасли и государственных регулирующих органов, которые и выступают основными участниками процесса регулирования.

Главной целью регулирования страховой деятельности является защита прав потребителей и содействие интересам общества. Одновременно следует выделить пять определенных целей регулирования страховой деятельности, достижение которых характерно для всех стран мирового хозяйства: контроль платежеспособности, обеспечение справедливости и доступности продукта, обеспечение стабильности рынка, поддержка национальных страховых компаний, содействие экономическому совершенствованию.

Контроль платежеспособности страховых предприятий является исторически первой и основной формой регулирования, связанной со спецификой страховой деятельности – социальной значимостью страхования как института социальной защиты. Необходимость государственного контроля платежеспособности признается государственными институтами фактически всех стран и регионов мирового хозяйства.6

Обеспечение справедливости при реализации страхования связано с другой неотъемлемой характеристикой страхования – асимметричностью информации. Страховщик обычно располагает гораздо более качественной информацией сравнительно страхуемых рисков в целом, чем страхователь, поэтому регулирование страхования призвано обеспечивать защиту потребителя от вероятных злоупотреблений. С другой стороны, клиенты относительно лучше информированы сравнительно персонального риска, который они передают на страхование. Вот почему в общем случае регулирование может обеспечивать справедливость, как для страховщиков, так и для страхователей.

Обеспечение доступности продукта. В условиях рынка страховщики компенсируют более высокий риск повышением цены. Однако высокие цены ограничивают доступность продукта для необеспеченных страхователей. При конкретных условиях (например, наличии прямых государственных субсидий) страховщики могут согласиться поддерживать цены на доступном уровне с целью равноправного предоставления услуг различным категориям потребителей.

Стабильность цен нечасто  предлагается в качестве, задачи  регулирования, но потребители отрицательно реагируют на неожиданный рост цен. Вот почему стабильность знaчительна в интересах страховщиков с точки зрения поддержания их репутации и доверия населения к страховому рынку в целом. Резкие колебания цен приводят к активизации групп потребителей и политических элит, которые в этом случае вмешиваются в процесс  регулирования  и нарушают согласие, установившееся между бюрократией и страховщиками.

В странах, придерживающихся моделей жесткого государственного вмешательства, либо в странах, находящихся на этапе становления страховых рынков, в целях защиты национальных страховщиков используются прямые запреты и дискриминационный режим налогообложения для зарубежных страховых предприятий. В государствах с развитыми страховыми рынками и либеральными традициями регулирования протекционизм принимает скрытые формы.7

Таким образом, государство  стремится к достижению траектории самоподдерживающегося, устойчивого  экономического роста. Регулирующие органы, как правило, не ограничиваются узкими интересами страхования и преследуют общие экономические цели, стимулирующие совершенствование экономики: требования к инвестированию активов и предоставление налоговых льгот для отдельных видов вложений.

 

Глава 2. Деятельность Фонда социального страхования

2.1. Основная задача фондов

На основании Положения  о Фонде социального страхования  от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановлений  Правительства РФ от 02.08.2005 N 484)  Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется – Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации.

Денежные средства и  иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда  не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

В Фонд социального страхования  Российской Федерации входят следующие  исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования  на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.8

Руководство деятельностью  Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный  аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах – аппараты органов  Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях – координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Основными целями Фонда  являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий;
  • участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников;
  • подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

К основным задачам Фонда  можно отнести:

  1. Обязательное государственное социальное страхование
  2. Пособия по временной нетрудоспособности
  3. Пособия в связи с материнством и детством
  4. Обеспечение социальными пособиями на погребение
  5. Санаторно-курортное лечение. Оздоровление детей.
  6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  7. Пособия по временной нетрудоспособности (по больничному листку) в связи с получением трудового увечья
  8. Единовременная страховая выплата
  9. Ежемесячные страховые выплаты
  10. Дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших
  11. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета
  12. Обеспечение граждан – получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета
  13. Родовые сертификаты
  14. Дополнительная диспансеризация работающих граждан и оказание им первичной медико-санитарной помощи
  15. Дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.9

Средства Фонда образуются за счет: страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период; добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям.10

Информация о работе Фонд социального страхования