Статистическое изучение рынка услуг по туризму

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ сложившейся ситуации на рынке услуг по туризму в Ульяновской области, составление прогноза ее развития на будущее, а также определение рекомендаций по развитию туризма в области.
Задачами данной работы являются:
• Изучить историю развития туризма, выделить основные задачи и определения статистики туризма, определить признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка.
• Провести анализ рынка услуг по туризму в Ульяновской области.
• Выявить рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области.

Оглавление

Содержание
Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка услуг по туризму ................................ 5
1.1. История развития туризма ......................................................................... 5
1.2. Основные задачи и определения статистики туризма ............................ 9
1.3. Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка ...... 16
Глава 2. Исследование рынка услуг по туризму .............................................. 21
Глава 3. Рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области .......... 27
Заключение ........................................................................................................... 35
Список использованной литературы ................................................................. 36

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_statistike.docx

— 96.40 Кб (Скачать)
  1. По способу передвижения
  • пешеходный туризм;
  • велосипедный туризм;
  • конный туризм;
  • альпинизм;
  • лыжный туризм;
  • мототуризм.
  1. По степени использования транспортных средств

Туризм предполагает перемещение  людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта:

  • воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания),
  • водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы),
  • сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.)
  • использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.).
  1. В зависимости от средств размещения туристов различают следующие виды туризма:
  • Туризм в отеле.
  • Туризм в мотеле.
  • Туризм в пансионе.
  • Кемпинговый туризм.
  • Туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д.

Отели, как правило, расположены  либо в центре города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала.

Мотели располагаются  либо вдоль автомобильной трассы, либо на окраине города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу по автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.)

Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют  клиентам жилье в одном или  нескольких номерах, сопутствующие  услуги и автономную кухню.

Кемпинги, туристические  деревни, турбазы – это помещения, расположенные, как правило,  в  загородной местности, предназначенные  для размещения как обычных, так  и автотуристов.

 

 

 

 

Глава 2. Исследование рынка услуг по туризму

 

Имеются данные о количестве санаториев, учреждений отдыха и туризма  по Ульяновской области за 2004 – 2008 гг.:

Таблица 2.1 – Санатории, учреждения отдыха и туризма (на конец года, единиц).1

Года

Число санаториев и учреждений отдыха

2004

57

2005

54

2006

49

2007

51

2008

47


 

Для анализа динамики рассчитывают следующие показатели:

  1. Абсолютный прирост – характеризует изменение уровней изучаемого явления за определенный период.

Цепные показатели рассчитываются по формуле 2.1:

Δi = уi - yi-1,                                     (2.1)

где yi – текущий уровень.

Δi 2005 = 54 – 57 = - 3

Δi 2006 = 49 – 54 = - 5

Δi 2007 = 51 – 49 = 2

Δi 2008 = 47 – 51 = - 4

Базисные показатели рассчитываются по формуле 2.2:

Δi = yi – y0,                              (2.2)

где y0 – базисный уровень.

Δi 2005 = 54 – 57 = - 3

Δi 2006 = 49 – 57 = - 8

Δi 2007 = 51 – 57 = - 6

Δi 2008 = 47 – 57 = - 10

  1. Темп роста – показывает сколько процентов составляет уровень текущего периода по сравнению с базисным или предыдущим.

Цепные показатели рассчитываются по формуле 2.3:

Тр = yi / yi – 1 *100 %                            (2.3)

Тр 2005 = 54/57 * 100 % = 94,7 %

Тр 2006 = 49/54 * 100 % = 90,7 %

Тр 2007 = 51/49 * 100 % = 104,1 %

Тр 2008 = 47/51 * 100 % = 92,2 %

Базисные показатели рассчитываются по формуле 2.4:

Тр = yi / y0 * 100 %                   (2.4)

Тр 2005 = 54/57 * 100 % = 94,7 %

Тр 2006 = 49/57 * 100 % = 86 %

Тр 2007 = 51/57 * 100 % = 89,5 %

Тр 2008 = 47/57 * 100 % = 82,5 %

  1. Темп прироста – показывает на сколько уровень текущего периода больше или меньше предыдущего или базисного периода.

Цепные показатели рассчитываются по формуле 2.5:

Тпр = Тр (цеп) – 100 %    (2.5)

Тпр 2005 = 94,7 % – 100 % = - 5,3 %

Тпр 2006 = 90,7 % – 100 % = - 9,3 %

Тпр 2007 = 104,1 %  − 100 % = 4,1 %

Тпр 2008 = 92,2 % − 100 % = - 7,8 %

Базисные показатели рассчитываются по формуле 2.6:

Тпр = Тр (баз) – 100 %    (2.6)

Тпр 2005 = 94,7 % – 100 % = - 5,3 %

Тпр 2006 = 86 % − 100 % = - 14 %

Тпр 2007 = 89,5 % − 100 % = - 10,5 %

Тпр 2008 = 82,5 % − 100 % = - 17,5 %

  1. Абсолютное значение 1 % прироста – представляет собой отношение цепного абсолютного прироста к цепному темпу прироста и рассчитывается по формуле 2.7:

А = Δi (цеп) / Тпр (цеп) = yi-1 / 100 %       (2.7)

А2005 = 57 / 100 % = 0,57 %

А2006 = 54 / 100 % = 0,54 %

А2007 = 49 / 100 % = 0,49 %

А2008 = 51 /100 % = 0,51 %

Сформулируем полученные данные в таблицу 2.2:

Таблица 2.2 Показатели рядов динамики количества санаториев и учреждений отдыха

Год

Кол-во санаториев и учреждений отдыха, шт.

Абсолютный прирост, шт.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение 1 % прироста, %

Цеп.

Баз.

Цеп.

Баз.

Цеп.

Баз.

2004

57

2005

54

- 3

-3

94,7

94,7

- 5,3

- 5,3

0,57

2006

49

-5

-8

90,7

86

- 9,3

- 14

0,54

2007

51

2

-6

104,1

89,5

4,1

-10,5

0,49

2008

47

-4

-10

92,2

82,5

-7,8

-17,5

0,51


 

Проанализировав полученные результаты можно сделать следующий  вывод: в основном наблюдается спад показателей.

  1. Среднегодовой абсолютный прирост рассчитывается по формуле 2.8:

Δ = yn – y1 / n – 1            (2.8)

Δ = 47 – 57 / 4 = - 2,5

  1. Средний темп роста рассчитывается по формуле 2.9:

= * 100 %                               (2.9)

= * 100 % = 95,3 %

  1. Средний темп прироста рассчитывается по формуле 2.10:

= − 100 %                        (2.10)

= 95,3 % - 100 % = − 4,7 %

Техника выравнивания по прямой

Таблица 2.3 Расчеты для выявления линии тренда

Год

Количество санаториев и  учреждений отдыха, шт.

Условное обозначение  времени, t

t2

yt

Выровненные уровни

2004

57

- 2

4

-114

56,2

2005

54

- 1

1

-54

53,9

2006

49

0

0

0

51,6

2007

51

1

1

51

49,3

2008

47

2

4

94

47

Итого:

258

 

10

-23

 

 

а0 = ∑y / n (2.11)

a0 = 258/5 = 51,6

a1 = ∑yt / ∑t2        (2.12)

a1 = -23 / 10 = - 2,3

t = a0 + a1 * t                                  (2.13)

t = 51,6 + (-2,3) * t

t 2004 = 51,6 + (-2,3) * (-2) = 56,2

t 2005 = 51,6 + (-2,3) * (-1) = 53,9

t 2006 = 51,6 + (-2,3) * 0 = 51,6

t 2007 = 51,6 + (-2,3) * 1 = 49,3

t 2008 = 51,6 + (-2,3) * 2 = 47

Спрогнозируем число санаториев и учреждений отдыха на 2002 и 2010 года:

t 2002 = 51,6 + (-2,3) * (-4) = 60,8

t 2010 = 51,6 + (-2,3) * 4 = 42,4

 

 

 

 

Построим график на основании  полученных данных:

 

Рисунок 2.1 – Динамика изменений числа санаториев и учреждений отдыха

 

Корреляционный  анализ

Таблица 2.4 - Корреляционный анализ

Численность оздоровленных  в санаториях и учреждениях отдыха, чел.

Число санаториев и учреждений отдыха, шт.

y-

x-

Rx

Ry

d = Rx - Ry

d2

63015

50

3

1

2

4

68058

57

+

6

2

4

16

71706

54

+

5

3

2

4

74469

49

+

2

4

-2

4

83893

51

+

4

6

-2

4

79625

47

+

1

5

-4

16


 

Данные о численности  оздоровленных в санаториях и  учреждениях отдыха взяты из Статистического ежегодника Ульяновской области.2

= ∑x / n                                       (2.14)

= 308/6 = 51.3

= ∑y / n                                      (2.15)

= 440766/6 = 73461 

  1. Коэффициент знаков Фехнера рассчитывается по формуле 2.16:

Ф = ,                                     (2.16)

где ∑С – число совпадений знаков отклонений вариантов двух взаимосвязанных  признаков от их средний величин;

∑Н – число несовпадений знаков отклонений вариантов двух взаимосвязанных  признаков от их средний величин

Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму