Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:53, курсовая работа
Целью работы является анализ сложившейся ситуации на рынке услуг по туризму в Ульяновской области, составление прогноза ее развития на будущее, а также определение рекомендаций по развитию туризма в области.
Задачами данной работы являются:
• Изучить историю развития туризма, выделить основные задачи и определения статистики туризма, определить признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка.
• Провести анализ рынка услуг по туризму в Ульяновской области.
• Выявить рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области.
Содержание
Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка услуг по туризму ................................ 5
1.1. История развития туризма ......................................................................... 5
1.2. Основные задачи и определения статистики туризма ............................ 9
1.3. Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка ...... 16
Глава 2. Исследование рынка услуг по туризму .............................................. 21
Глава 3. Рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области .......... 27
Заключение ........................................................................................................... 35
Список использованной литературы ................................................................. 36
Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта:
Отели, как правило, расположены либо в центре города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала.
Мотели располагаются либо вдоль автомобильной трассы, либо на окраине города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу по автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.)
Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют клиентам жилье в одном или нескольких номерах, сопутствующие услуги и автономную кухню.
Кемпинги, туристические деревни, турбазы – это помещения, расположенные, как правило, в загородной местности, предназначенные для размещения как обычных, так и автотуристов.
Глава 2. Исследование рынка услуг по туризму
Имеются данные о количестве санаториев, учреждений отдыха и туризма по Ульяновской области за 2004 – 2008 гг.:
Таблица 2.1 – Санатории, учреждения отдыха и туризма (на конец года, единиц).1
Года |
Число санаториев и учреждений отдыха |
2004 |
57 |
2005 |
54 |
2006 |
49 |
2007 |
51 |
2008 |
47 |
Для анализа динамики рассчитывают следующие показатели:
Цепные показатели рассчитываются по формуле 2.1:
Δi = уi
- yi-1,
где yi – текущий уровень.
Δi 2005 = 54 – 57 = - 3
Δi 2006 = 49 – 54 = - 5
Δi 2007 = 51 – 49 = 2
Δi 2008 = 47 – 51 = - 4
Базисные показатели рассчитываются по формуле 2.2:
Δi = yi – y0, (2.2)
где y0 – базисный уровень.
Δi 2005 = 54 – 57 = - 3
Δi 2006 = 49 – 57 = - 8
Δi 2007 = 51 – 57 = - 6
Δi 2008 = 47 – 57 = - 10
Цепные показатели рассчитываются по формуле 2.3:
Тр = yi / yi – 1 *100 % (2.3)
Тр 2005 = 54/57 * 100 % = 94,7 %
Тр 2006 = 49/54 * 100 % = 90,7 %
Тр 2007 = 51/49 * 100 % = 104,1 %
Тр 2008 = 47/51 * 100 % = 92,2 %
Базисные показатели рассчитываются по формуле 2.4:
Тр = yi / y0 * 100 % (2.4)
Тр 2005 = 54/57 * 100 % = 94,7 %
Тр 2006 = 49/57 * 100 % = 86 %
Тр 2007 = 51/57 * 100 % = 89,5 %
Тр 2008 = 47/57 * 100 % = 82,5 %
Цепные показатели рассчитываются по формуле 2.5:
Тпр = Тр (цеп) – 100 % (2.5)
Тпр 2005 = 94,7 % – 100 % = - 5,3 %
Тпр 2006 = 90,7 % – 100 % = - 9,3 %
Тпр 2007 = 104,1 % − 100 % = 4,1 %
Тпр 2008 = 92,2 % − 100 % = - 7,8 %
Базисные показатели рассчитываются по формуле 2.6:
Тпр = Тр (баз) – 100 % (2.6)
Тпр 2005 = 94,7 % – 100 % = - 5,3 %
Тпр 2006 = 86 % − 100 % = - 14 %
Тпр 2007 = 89,5 % − 100 % = - 10,5 %
Тпр 2008 = 82,5 % − 100 % = - 17,5 %
А = Δi (цеп) / Тпр (цеп) = yi-1 / 100 % (2.7)
А2005 = 57 / 100 % = 0,57 %
А2006 = 54 / 100 % = 0,54 %
А2007 = 49 / 100 % = 0,49 %
А2008 = 51 /100 % = 0,51 %
Сформулируем полученные данные в таблицу 2.2:
Таблица 2.2 Показатели рядов динамики количества санаториев и учреждений отдыха
Год |
Кол-во санаториев и учреждений отдыха, шт. |
Абсолютный прирост, шт. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютное значение 1 % прироста, % | |||
Цеп. |
Баз. |
Цеп. |
Баз. |
Цеп. |
Баз. | |||
2004 |
57 |
− |
− |
− |
− |
− |
− |
− |
2005 |
54 |
- 3 |
-3 |
94,7 |
94,7 |
- 5,3 |
- 5,3 |
0,57 |
2006 |
49 |
-5 |
-8 |
90,7 |
86 |
- 9,3 |
- 14 |
0,54 |
2007 |
51 |
2 |
-6 |
104,1 |
89,5 |
4,1 |
-10,5 |
0,49 |
2008 |
47 |
-4 |
-10 |
92,2 |
82,5 |
-7,8 |
-17,5 |
0,51 |
Проанализировав полученные результаты можно сделать следующий вывод: в основном наблюдается спад показателей.
Δ = yn – y1 / n – 1 (2.8)
Δ = 47 – 57 / 4 = - 2,5
= * 100 %
= * 100 % = 95,3 %
= − 100 % (2.10)
= 95,3 % - 100 % = − 4,7 %
Техника выравнивания по прямой
Таблица 2.3 Расчеты для выявления линии тренда
Год |
Количество санаториев и учреждений отдыха, шт. |
Условное обозначение времени, t |
t2 |
yt |
Выровненные уровни |
2004 |
57 |
- 2 |
4 |
-114 |
56,2 |
2005 |
54 |
- 1 |
1 |
-54 |
53,9 |
2006 |
49 |
0 |
0 |
0 |
51,6 |
2007 |
51 |
1 |
1 |
51 |
49,3 |
2008 |
47 |
2 |
4 |
94 |
47 |
Итого: |
258 |
10 |
-23 |
а0 = ∑y / n (2.11)
a0 = 258/5 = 51,6
a1 = ∑yt / ∑t2 (2.12)
a1 = -23 / 10 = - 2,3
t = a0 + a1 * t
t = 51,6 + (-2,3) * t
t 2004 = 51,6 + (-2,3) * (-2) = 56,2
t 2005 = 51,6 + (-2,3) * (-1) = 53,9
t 2006 = 51,6 + (-2,3) * 0 = 51,6
t 2007 = 51,6 + (-2,3) * 1 = 49,3
t 2008 = 51,6 + (-2,3) * 2 = 47
Спрогнозируем число санаториев и учреждений отдыха на 2002 и 2010 года:
t 2002 = 51,6 + (-2,3) * (-4) = 60,8
t 2010 = 51,6 + (-2,3) * 4 = 42,4
Построим график на основании полученных данных:
Рисунок 2.1 – Динамика изменений числа санаториев и учреждений отдыха
Корреляционный анализ
Таблица 2.4 - Корреляционный анализ
Численность оздоровленных в санаториях и учреждениях отдыха, чел. |
Число санаториев и учреждений отдыха, шт. |
y- |
x- |
Rx |
Ry |
d = Rx - Ry |
d2 |
63015 |
50 |
− |
− |
3 |
1 |
2 |
4 |
68058 |
57 |
− |
+ |
6 |
2 |
4 |
16 |
71706 |
54 |
− |
+ |
5 |
3 |
2 |
4 |
74469 |
49 |
+ |
− |
2 |
4 |
-2 |
4 |
83893 |
51 |
+ |
− |
4 |
6 |
-2 |
4 |
79625 |
47 |
+ |
− |
1 |
5 |
-4 |
16 |
Данные о численности оздоровленных в санаториях и учреждениях отдыха взяты из Статистического ежегодника Ульяновской области.2
= ∑x / n
= 308/6 = 51.3
= ∑y / n
= 440766/6 = 73461
Ф = ,
где ∑С – число совпадений знаков отклонений вариантов двух взаимосвязанных признаков от их средний величин;
∑Н – число несовпадений знаков отклонений вариантов двух взаимосвязанных признаков от их средний величин
Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму