Статистическое изучение рынка услуг по туризму

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ сложившейся ситуации на рынке услуг по туризму в Ульяновской области, составление прогноза ее развития на будущее, а также определение рекомендаций по развитию туризма в области.
Задачами данной работы являются:
• Изучить историю развития туризма, выделить основные задачи и определения статистики туризма, определить признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка.
• Провести анализ рынка услуг по туризму в Ульяновской области.
• Выявить рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области.

Оглавление

Содержание
Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка услуг по туризму ................................ 5
1.1. История развития туризма ......................................................................... 5
1.2. Основные задачи и определения статистики туризма ............................ 9
1.3. Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка ...... 16
Глава 2. Исследование рынка услуг по туризму .............................................. 21
Глава 3. Рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области .......... 27
Заключение ........................................................................................................... 35
Список использованной литературы ................................................................. 36

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_statistike.docx

— 96.40 Кб (Скачать)
  • дети (до 14 лет), путешествующие как со своими родителями, так и без них;
  • молодежь (15-24 года);
  • относительно молодые, экономически активные люди (25-44 года), путешествующие семьями (с детьми);
  • экономически активные люди среднего возраста (45-60 лет), путешествующие без детей;
  • туристы старшего возраста (60 лет и старше).

Первый сегмент, относящийся  к детскому туризму, зависит от решения  родителей и взрослых. Молодежь, в основном, предпочитает относительно дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств  размещения и транспорта. Для людей 25-44 лет характерно преобладание семейного  туризма, поэтому необходима возможность  использования детских площадок для игр, детских бассейнов и  др. Потребители 45-60 лет предъявляют  повышенные требования к комфорту и  удобству, содержательным экскурсионным  программам. Туризм «третьего» возраста требует не только комфорта, но и  возможности получения квалифицированной  медицинской помощи, персонального  внимания со стороны обслуживающего персонала.

Социально-экономические  признаки предполагают выделение сегментов  потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, образования и уровня дохода. Существенное влияние на туристское поведение  оказывает уровень доходов в  семье. Ряд исследователей утверждают, что уровень дохода выступает  одним из критериев принадлежности к высшему, среднему или низшему  слою общества. Известно, что материальное положение человека сказывается  на его потребностях, предпочтениях, покупательском выборе. Различия в  материальном положении населения  порождают неоднородность туристского  спроса. С одной стороны, туристский спрос расширяется за счет все  большего вовлечения в туризм лиц  со средним и даже относительно низким уровнем доходов по мере того, как  потребность в отдыхе, связанном  со сменой обстановки, с путешествием, превращается в одну из основных. С  другой стороны, спрос на туристские поездки продолжают предъявлять  лица с высоким уровнем доходов. Предложение туристского продукта для этих двух различных групп  должно быть различным. Если первых интересуют поездки, позволяющие получить максимальную скидку, основной целью их путешествия  является отдых на море, при этом выбор места отдыха в основном определяется уровнем цен. Их принцип - за свои деньги получить все сполна.

Вторые предпочитают индивидуальные путешествия. Имея в основном высшее образование, они интересуются познавательными  поездками, стремясь к смене впечатлений. Здесь представлены две возрастные категории: средний и «третий» возраст. Если лица «третьего» возраста путешествуют в составе групп, то представители  среднего возраста предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими группами друзей и знакомых. У этих людей интерес представляют дальние  путешествия продолжительностью 2-3 недели. Туристы интересуются сувенирами, причем это могут быть дорогостоящие  изделия, свидетельствующие о том, что люди совершили далекое экзотическое путешествие.

Спрос на продукт обуславливают  цели путешествий потребителей. Именно целью путешествия определяется вид туризма. Различают следующие  виды туризма: маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, деловой  и конгресс - туризм, курортный, лечебный, фестивальный, охотничий, экологический, шоп - туризм, религиозный, учебный, этнический и др.

Сезонные колебания и  климатические условия страны также  влияют на туристический спрос. Они  имеют следующие особенности: в  северном полушарии наибольшая интенсивность  спроса приходится на третий квартал  года, а также на время рождественских и пасхальных каникул. Сезонность спроса различается по видам туризма  и территориям. Так, лечебно - познавательный туризм подвержен сезонности в меньшей  степени, а морской и горнолыжный - в большей степени. Различные  районы пребывания имеют специфические  формы сезонной неравномерности. Это  дает право говорить о специфике  неравномерности спроса в отдельном  районе, стране, в масштабах всей планеты. Сезонный характер предпочтений потребителя, играет большую роль при  выборе им места отдыха. Например, стремительно развиваются средиземноморские  курорты Турции, где существует длительный туристский сезон. Эти курорты очень  популярны у россиян, так как, уезжая в отпуск холодной осенью или  зимой, можно в это время вдоволь  насладиться Средиземным морем  и мягким климатом. Тем более что  туристу благоприятствует развивающая  политика Турции, в результате чего можно совместить высококачественный и недорогой отдых.

Различают четыре сезона туристской деятельности:

  • Сезон пик - период, наиболее благоприятный для организации рекреационной деятельности людей, характеризующийся максимальной плотностью туристов и наиболее комфортными условиями для рекреации.
  • Сезон высокий - период наибольшей деловой активности на туристском рынке, время действия наиболее высоких тарифов на туристский продукт и услуги.
  • Сезон низкий - сезон снижения деловой активности на туристском рынке, для которого характерны самые низкие цены на туристский продукт и услуги.
  • Сезон «мертвый» - период, максимально неблагоприятный для организации рекреационной деятельности (например, дискомфортные погодные условия).

Итак, каждый турист выбирает для себя сезон, наиболее подходящий для удовлетворения его потребности, запросов.

По виду предпринимательской  деятельности делятся на:

  • Производители туристского продукта - туристские фирмы: турагент и туроператор, работают с целью получить прибыль и удовлетворить потребности туристов.
  • Туроператор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта.
  • Турагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.

Туроператоры и турагенты  входят в состав туристской отрасли.

В зависимости от того, что  именно привлекает туристов, и как  они путешествуют, а также от многих других факторов можно составить  классификацию по видам туризма: по целям деятельности, по методу проведения, по количеству участников поездки, по использованию транспортных средств, по географии путешествий.

Санатории и пансионаты с  лечением – лечебно-профилактические организации, оснащенные койками и  обеспечивающие больным за определенный промежуток времени реабилитационное лечение, главным образом на основе использования целебных свойств  природных лечебных факторов (климата, минеральных вод, лечебных грязей и  других). Все они специализированные и могут быть одно- или многопрофильные.

Санатории-профилактории  – лечебно-профилактические организации, оснащенные койками, действующие при  организациях, обеспечивающие лечебно-оздоровительные  мероприятия работникам без отрыва от производства, в свободное от работы время.

Дома отдыха, базы отдыха, кемпинги и другие учреждения отдыха - организации, предназначенные для  отдыха, в которых отдыхающим на определенный срок обеспечены размещение и питание или только размещение. Такие организации могут функционировать  в течение круглого года (круглогодичные) или в течение сезона (сезонные).

Туристские базы – организации, предназначенные для отдыха, в  которых отдыхающим на определенный срок обеспечены размещение и питание  или только размещение, а также  туристско-экскурсионное обслуживание.

Гостиницы и аналогичные  средства размещения – организации, предоставляющие помещение для  временного проживания (мотель, пансионат, общежитие для приезжих).

К туристским линиям на внутреннем водном транспорте отнесены линии с  продолжительностью поездки более  суток, предназначенные для организованного  отдыха и путешествий граждан  по туристским путевкам или другим проездным документам, включающим плату  за проезд, питание и туристское обслуживание в пути следования.

К экскурсионно-прогулочным  линиям на внутреннем водном транспорте отнесены линии с продолжительностью поездки менее одних суток, предназначенные  для отдыха или ознакомления пассажиров с памятными или достопримечательными местами с проездом по разовым  индивидуальным или групповым проездным  билетам (путевкам).

Под туристской деятельностью  понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Туроператорская  деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского  продукта, осуществляемая на основании  лицензии юридическим лицом или  индивидуальным предпринимателем.

Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и  реализации (продаже населению) туристского  продукта, осуществляемая на основании  лицензии юридическим лицом или  индивидуальным предпринимателем.

Туристская путевка –  документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта, т. е. права  на тур.

Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные  услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые  в зависимости от целей путешествия.

Турист – гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без  занятия оплачиваемой деятельностью  в период от 24 часов до 6 месяцев  подряд или осуществляющий не менее  одной ночевки.

 

 

 

 

    1. Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка

 

Именно целью путешествия  определяется вид туризма. Различают  следующие виды туризма:

  • маршрутно-познавательный;
  • спортивно-оздоровительный;
  • деловой и конгресс-туризм;
  • курортный, лечебный;
  • фестивальный;
  • охотничий;
  • экологический;
  • шоп-туризм;
  • религиозный;
  • учебный;
  • этнический и др.

Для определения целей  маркетинга, проведения рекламных мероприятий  применяется сегментация с использованием комбинации признаков, таких, как, например, мотивация путешествия, степень  значимости туризма в структуре  расходов потребителя, терпимость к  инородной культуре, стереотип поведения  туриста в турцентре и др. В  качестве примера можно привести классификацию западногерманского исследователя Г. Гана, который различает 6 основных типов туристов (каждая группа названа по начальной букве соответствующего ей наименования): S, F, W-1 и W-2, А и В-типы.

  • S-тип (нем. Sonne, Sand, See — "солнце, песчаный пляж, море") — типичный отпускник. Предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт, избегает суеты на отдыхе, но приветствует контакты с приятными людьми.
  • F-тип (нем. fernr- und flirtorientierter, Eriebnisurlauber — "отпускник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт") — турист, предпочитающий поездки на дальние расстояния, калейдоскоп впечатлений и флирт. Он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит, так как "медленное прожаривание на пляже в кругу семьи или в одиночку не для него; кредо такого туриста — "общество, удовольствие, смена впечатлений".
  • W-1-тип (нем. wald- und wanderorientiert — "любитель лесных прогулок и походов") — отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п. Физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды — вот его кредо. На отдыхе стремится к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается.
  • W-2-тип — скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные и высокие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При выборе тура и турцентра доминирует такой критерий, как "наличие условий для занятий хобби". Такие критерии выбора, как "ландшафт, культура, история" — вторичны (например, страстный альпинист, летчик-любитель и т.д.).
  • А-тип (нем. Abenteur — "приключение") — любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность — вот то, что определяет выбор цели путешествия у данного типа туриста.
  • В-тип (нем. Bildung- und Besichtigung — "образование и осмотр достопримечательностей") — любознательные туристы. Данная группа подразделяется на три подгруппы: а) "эксперты", коллекционирующие посещаемые ими достопримечательности; б) "эмоциональные любители культуры и природы"; в) "специалисты", которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т.д.

Таким образом, осуществляя  сегментацию, туристские фирмы выявляют группы клиентов, объединенные по тем  или иным признакам. Каждому из рыночных сегментов должно соответствовать  специфическое туристское предложение. Такой подход позволяет не только удовлетворить имеющийся спрос, но и формировать его. Образованные с помощью различных сегментационных  переменных рыночные сегменты должны быть исследованы для выявления  наиболее подходящих для них туристских предприятий. Следовательно, за процессом  сегментации идет этап отбора целевого рынка. Классификация в туризме  обозначает выявление его отдельных  форм и видов в зависимости  от основного показателя - критерия. Как всякая другая классификация, классификация  видов туризма помогает более  досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции. Но туризм сложное и многоплановое  понятие. Очень сложно выделить формы  и виды туризма в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что существуют, имеют некоторые  расхождения, но в целом между  собой согласуются.

Туризм можно классифицировать по разным критериям.

  1. По цели поездки

Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки  больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может  ставить перед собой несколько  целей, но только одна  из них будет  доминирующей.

В зависимости от цели отличают следующие туризмы:

1) Познавательный  или культурно-развлекательный. Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха.

2) Деловой. В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей.

3) Экологический. Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их здоровью.

Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму