Статистическое изучение рынка услуг по туризму

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ сложившейся ситуации на рынке услуг по туризму в Ульяновской области, составление прогноза ее развития на будущее, а также определение рекомендаций по развитию туризма в области.
Задачами данной работы являются:
• Изучить историю развития туризма, выделить основные задачи и определения статистики туризма, определить признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка.
• Провести анализ рынка услуг по туризму в Ульяновской области.
• Выявить рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области.

Оглавление

Содержание
Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка услуг по туризму ................................ 5
1.1. История развития туризма ......................................................................... 5
1.2. Основные задачи и определения статистики туризма ............................ 9
1.3. Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка ...... 16
Глава 2. Исследование рынка услуг по туризму .............................................. 21
Глава 3. Рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области .......... 27
Заключение ........................................................................................................... 35
Список использованной литературы ................................................................. 36

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_statistike.docx

— 96.40 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по курсу «Статистика»

 

тема: Статистическое изучение рынка услуг по туризму

 

 

 

Студентка группы Кд-21

Е.В. Аникина

 

Научный руководитель

Е. В. Бенько

 

 

 

 

 

 

г. Ульяновск 2010 г.

Содержание

Введение ................................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические аспекты  рынка услуг по туризму ................................ 5

    1. История развития туризма ......................................................................... 5
    2. Основные задачи и определения статистики туризма ............................ 9
    3. Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка ...... 16

Глава 2. Исследование рынка  услуг по туризму .............................................. 21

Глава 3. Рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области .......... 27

Заключение ........................................................................................................... 35

Список использованной литературы ................................................................. 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономическое значение туризма  как источника денежных поступлений, обеспечения занятости населения, активизации регионального развития, фактора реструктуризации экономики  в постиндустриальную эпоху постоянно  возрастает. Индустрия туризма входит в число трех ведущих отраслей мирового хозяйства, незначительно  уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Туризм выступает как  «невидимый» товар. Характерной  особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами  на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе  своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного  влияния. В наши дни он считается  экономическим и массовым социальным явлением.

 Тема данной работы  является актуальной, так как  в России туристический бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих у нас туристических фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в РФ, то есть всё делается так, что капитал от туристического бизнеса уплывает за рубеж.

Объектом исследования в  представленной работе выбран рынок услуг по туризму Ульяновской области.

Целью работы является анализ сложившейся ситуации на рынке услуг  по туризму в Ульяновской области, составление прогноза ее развития на будущее, а также определение  рекомендаций по развитию туризма в  области.

Задачами данной работы являются:

  • Изучить историю развития туризма, выделить основные задачи и определения статистики туризма, определить признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка.
  • Провести анализ рынка услуг по туризму в Ульяновской области.
  • Выявить рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области.

При написании курсовой работы источниками информации послужили  труды отечественных авторов  по исследуемой теме, данные из статистических ежегодников, Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты рынка услуг по туризму

    1. История развития туризма

 

В начале формирования человеческого  общества путешествия, несомненно, были необходимы для выживания человечества. Люди периодически перемещались с места  на место в поисках пропитания или для обеспечения собственной  безопасности.

Позднее, когда человек  начал вести оседлый образ  жизни, путешествия стали приобретать  иной смысл. С незапамятных времен многие путешествия мотивировались простым  человеческим любопытством, например, желанием узнать, что находится за самым дальним холмом или на другом берегу широкого водного пространства.

В античный период большинство путешествий  предпринималось с целью обмена товарных излишков. Кроме того, путешествия  становятся неотъемлемым спутником  военных действий. Поездки часто  носили учебный характер. Остальные  побудительные мотивы путешествий  можно свести к спортивным (Олимпийские  игры) и религиозным.

В Европе во времена Римской  империи возникает новый вид  путешествий – досуговый туризм. Римляне из богатых семей часто  ездили в Грецию для пополнения образования. Постепенно эти поездки приобрели  развлекательный характер: путешествия  в Грецию совершались всей семьей или холостыми богатыми римлянами-мужчинами  ради отдыха, главным образом к  теплым минеральным источникам.

Уже в те времена можно  было выделить два типа путей: сухопутные и водные. Передвигаться морем, особенно с торговыми целями, было гораздо  легче, чем путешествовать пешком, поскольку  тогда было мало видов сухопутных транспортных средств.

В средние  века развивавшаяся торговля товарами и последствия военных действий неизбежно повлекли за собой обмен  идеями между участниками этих событий. В результате целью путешествий  становится пропаганда новых идей - путешественники теперь отправлялись в дорогу для распространения  своих религиозных и интеллектуальных взглядов.

Основными средствами передвижения становятся лошади (оседланные для верховой езды, запряженные  в карету или повозку).  Безоговорочный приоритет этих животных как сухопутного  транспортного средства просуществует  до второй половины XIX века. Совершенствуются плавательные транспортные средства.

В эпоху  Возрождения происходит мощнейший  всплеск исследований планеты, отраженный в истории географии как эпоха  Великих географических открытий. Возможно, именно путешествия Колумба были одним из наиболее важных факторов, повлиявших на развитие общества в  этот исторический период. С ослаблением  религиозных мотивов возрастает индивидуальный характер и образовательная  направленность путешествий.

Основное  различие туризма прошлых лет  и современного – наличие рынка  туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVIII - XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах. В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: в 1863 году Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг – путешествий ради удовольствия. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

Выделению туризма в самостоятельную отрасль  способствовал мощный технический  скачок, давший новые средства передвижения (изобретение парохода и паровоза). Эти виды транспорта принципиально  отличаются тем, что предназначены  для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его  регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих  пассажиров предприятий питания  и размещения.

В XVIII - XIX  вв. благодаря обособлению туризма в особый род экономической деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой арене в ту эпоху играли богатая колониями Англия, обособившиеся в 1776 году США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную деятельность Россия.

В России главным фактором, стимулирующим  развитие внешних отношений и  перемещений как внутри страны, так  и за ее пределы, стали реформы  Петра I. Как известно, Петр едва ли не насильно отправлял молодых дворян для обучения за границу, а также  всячески поощрял путешествия по России с целью более полного  освоения ее территорий. Это дало толчок к развитию транспортных путей, освоению новых земель и торговых путей. Изменение  уклада жизни дворян сделало путешествия  не только возможными, но и престижными.

В XIX в. веке путешествия становятся доступнее  не только с технической точки  зрения, но и с социальной. Помимо возникновения туристических компаний, в Европейских странах становятся популярными общества и клубы  по интересам, в том числе и "клубов путешественников", члены которых  не просто отправлялись в развлекательные  поездки, но и пытались при этом достичь  какой-то определенной цели или поставить  рекорд. Подобные общества по интересам  появились и в среде российского  дворянства.

Увеличению  количества путешественников среди  людей среднего класса способствует введение отпусков для рабочих и  служащих и уменьшение рабочего дня, то есть высвобождение досуга.

В XVIII в. в Англии и России начинается наибольшее распространение получают паломнические путешествия, так как этот период характеризуется высоким религиозным фанатизмом. Основные места паломничества – Иерусалим, Мекка, Рим.

Во второй половине века путешествия приобретают познавательные цели, так как молодые аристократы  стремились изучить особенности  других стран для повешения уровня образования, интеллекта. Путешествия  в их среде считались престижным временем препровождения. Такие путешествия  носили элитарный характер, так как  их могли себе позволить только состоятельные  люди.

В связи с открытием  в медицине положительного влияния  грязевых лечебных вод и минеральных  источников получили распространение  путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический  вид туризма. Этот вид туризма  распространился по всей Западной Европе. Развитие курортного дела в России приходится на начало 18 века, основоположником которого был Петр I. Известные курорты находятся на территории Кавказа, Липецка, Латвии, Польши.

В 1838г. первая туристская поездка  на пароходе Грейт-Вестерн стала  отправной точкой для развития морских  круизов. Это было одним из развлекательных  туров. Захватнические войны Наполеона  открыли для Запада Египет, в который  хлынули туристы. Но при этом многие местности оставались для туристов малопривлекательными: так, посещение  Африки ограничивалось ее северными  прилегающими к морю районами.

Таким образом, в XIX веке путешествия стали более массовыми за счет мощного развития гостевого бизнеса и роста его доступности для людей со средним достатком. В XIX  веке, особенно ближе к началу двадцатого, уже было развито фактически все разнообразие современных постоялых дворов: отели, мотели (появились с развитием автомобильного транспорта), хостелы, гостиницы, пансионаты, мебилированные комнаты, дома отдыха, кемпинги и туристические базы (обусловлены возникшим в середине XIX века интересом к так называемому "экологическому" туризму – в основном, горному).

 

    1. Основные задачи и определения статистики туризма

 

Санаторно-курортные организации - лечебно-профилактические организации, оснащенные койками и обеспечивающие профилактику и восстановительное  лечение населения главным образом  на основе использования целебных свойств  природных лечебных факторов. К ним  относятся санаторий, санатории-профилактории, пансионаты с лечением и др.

Организации отдыха – оздоровительные  организации, предназначенные для  отдыха. К ним относятся дома, пансионаты и другие организации  отдыха, туристические базы. В них  предоставляются услуги проживания, питания и туристско-экскурсионные  услуги.

Санаторно-курортные организации  и организации отдыха расположены, как правило, в пределах курортов, лечебно-оздоровительных местностей, в пригородных зонах.

К числу иностранных граждан  относятся лица, посещающие другую страну, не являющуюся страной их постоянного  проживания, на срок, не превышающий 12 месяцев, с любой целью кроме  переезда на постоянное место жительства.

Поездки охватывают деятельность лиц, которые путешествуют в какую-либо страну, не являющуюся страной их обычного местожительства, на срок, не превышающий 12 месяцев, с целью отдыха, деловыми или прочими целями.

Рекреационная сеть - это  совокупность расположенных в стране (республике, области, районе) рекреационных  учреждений. К ним относятся учреждения лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного  и познавательного туризма. Основным показателем развития рекреационной  сети является плотность рекреационных  учреждений, равная числу мест в  них, приходящихся на 1 тыс. кв. км территории. В соответствии с этим территории делятся на сильно, средне и слабо  рекреационно-развитые. Функциональное развитие рекреационных учреждений обусловлено их ориентацией на тот  или иной вид рекреационной деятельности.

Демографические признаки (пол  потребителей, их возраст; количество членов семьи) относятся к числу  достаточно применяемых. Это обусловлено  доступностью характеристик, их устойчивостью  во времени, а также наличием между  ними и спросом очень тесной взаимосвязи. По возрастному признаку можно выделить следующие сегменты, которым должно соответствовать и разное предложение  туристского продукта:

Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму