Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:53, курсовая работа
Целью работы является анализ сложившейся ситуации на рынке услуг по туризму в Ульяновской области, составление прогноза ее развития на будущее, а также определение рекомендаций по развитию туризма в области.
Задачами данной работы являются:
• Изучить историю развития туризма, выделить основные задачи и определения статистики туризма, определить признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка.
• Провести анализ рынка услуг по туризму в Ульяновской области.
• Выявить рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области.
Содержание
Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка услуг по туризму ................................ 5
1.1. История развития туризма ......................................................................... 5
1.2. Основные задачи и определения статистики туризма ............................ 9
1.3. Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка ...... 16
Глава 2. Исследование рынка услуг по туризму .............................................. 21
Глава 3. Рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области .......... 27
Заключение ........................................................................................................... 35
Список использованной литературы ................................................................. 36
Ф = = - 4 / 6 = - 0,7
ρ = 1 – 6∑d2 / n(n2 - 1), (2.17)
где d – разность рангов признаков x и y;
n – число пар взаимосвязанных признаков.
ρ = 1 – 6*48 / 6 (36 - 1) = - 0,37
τ = 2S / n(n-1),
S = P + Q,
Для каждого ранга y определяют число следующих за ним значений ранга превышающих его величину. Сумму чисел таких превышений обозначают Р и считают со знаком +.
Для каждого ранга у определяют число следующих за ним рангов, имеющих значение меньшее его величины. Сумма чисел обозначается Q и считается со знаком −.
P = 5 + 4 + 3 + 2 + 0 = 14
Q = − 0 − 0 − 0 − 0 – 1 = −1
S = 14 – 1 = 13
τ = 2*13 / 6(6-1) = 26/30 = 0.87 – сильная связь.
Глава 3. Рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области
Туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации на долю туризма в 2000 году приходилось около 10,8% мирового валового продукта и 9,4% мировых капиталовложений. К началу третьего тысячелетия на долю туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Число рабочих мест в туристской индустрии составило 192 млн. человек, или 8% от общих показателей занятости в мире. Каждые 2,5 секунды в сфере туризма создается новое рабочее место. Ежедневно около 3,2 млрд. долларов США инвестируется в туристскую индустрию мира. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды, профилактики преступности.
Департамент туризма Министерства
экономического развития и торговли
Российской Федерации оценивает
емкость российского рынка
По оценкам Всемирной туристской организации, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее потенциалу туристской привлекательности.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около одного процента мирового туристского потока.
Аналогичные тенденции преобладают на областном туристском рынке Ульяновской области.
В целях развития туризма
в Ульяновской области
развития туризма в Ульяновской области
на 2005-2010 годы. Цель программы - формирование областного специализированного
конкурентоспособного турпродукта через
совершенствование используемых и формирование
новых объектов экскурсионного показа,
размещения, питания, сервисного обслуживания,
увеличение рынка туристских услуг.
Программа сконцентрирована на формировании и развитии новых туристических продуктов, обновлении существующих в рамках концепции единого областного туристического продукта для позиционирования области в туристическом пространстве России с использованием методов регионального маркетинга. Последующие программы будут посвящены развитию туризма как экономической отрасли.
Поступления от отрасли туризма
в бюджет Ульяновской области
в 2002 году составили 1157,8 тыс. рублей. Число
туристов, путешествовавших в Ульяновской
области по турам, сокращается, так
в 2000 году область посетило 6564 человека,
а в 2002 г. - 5753 человека. Растет число
экскурсантов: в 2000 г. - 10530 человек, в 2002
г. - 12858 человек. Необходимо также учесть
тенденцию сокращения посещений
самостоятельных туристов, т.е. туристов,
посетивших область без покупки
тура по личным или деловым целям.
О динамике можно судить по данным
гостиничного сектора, где в 2000 году
было зарегистрировано 331,4 тыс. человек,
а в 2002 г. - 278,1 тыс. человек. Заметно
снизилось использование
Между тем в области
существует конкурентоспособный потенциал
для развития туризма. Историко-культурное
наследие Ульяновской области создает
достаточный потенциал для
Туристам, посещающим область, предлагается воспользоваться услугами гостиниц области. Из них только две гостиницы имеют международную категорию: гостиница "Венец" (342 места) - трехзвездочная, гостиница "ЗАО "Авиастар-сервис" (142 места) соответствует уровню двухзвездочной.
Перечисленные ресурсы создают условия, обеспечивающие общую конкурентоспособность турпродукта на внутреннем и относительную на внешнем туристских рынках.
Однако не все имеющиеся туристские ресурсы области используются в полном объеме из-за наличия факторов, сдерживающих рост объема оказанных туристских услуг, а именно:
1) темпы развития рынка
производства туристских услуг
по-прежнему значительно
2) использование музейной
и гостиничной баз г.
3) уровень туристских
посещений в сезон пониженного
спроса не соответствует
4) рынок оздоровительного,
активного и других
5) темпы роста спроса
на рынке делового, конгрессного
туризма опережают предложение,
6) темпы реконструкции
номерного фонда гостиниц
7) проектная стилистика
областных средств размещения
туристов не основана на
8) качество благоустройства
туристских маршрутов области,
уровень оказываемых сервисных
услуг не отвечают современным
требованиям, что снижает
9) сформированная система
рекламно-информационного
10) несформированность системы
продвижения тур продукта
11) отсутствует упорядоченная
деятельность в сфере
12) практически не используется
потенциал научных и
13) отсутствие областного,
муниципальных туристско-
Показатели развития областного
туризма ниже среднероссийских, несмотря
на достаточно высокий областной
туристский потенциал. Кроме того, конкурентоспособность
межрегионального турпродукта может
быть снижена появлением новых туристских
рынков в регионах, активно формирующих
новые виды конкурентоспособного турпродукта.
Это обусловливает
В отсутствии массированной рекламной кампании областной туристский бренд "Родина Ленина" стал забываться, а новый бренд еще не сформировался. Для решения этой проблемы необходимо сформировать конкурентоспособный специализированный областной турпродукт, включив в его ресурсы, кроме 2 исторических городов Ульяновска (Симбирска) и Димитровграда (Мелекесса), турресурсы других городов и районов области и осуществить его продвижение на внутреннем и внешнем рынках. При этом необходимо исходить из понимания того, что турпродукт большинства городов и районов области может быть конкурентоспособным на туристском рынке только при условии его специализации и создания новых туристских мотиваций в качестве составной части единого областного турпродукта.
Решение этой проблемы возможно
только программным путем, что обусловлено
необходимостью оказания бюджетной
финансовой поддержки, а также осуществления
координации деятельности областных,
муниципальных органов
Анализ развития туристской
отрасли в Ульяновской области
во времена Советского Союза показывает,
что оказание государственной поддержки
способствует активизации деятельности
органов местного самоуправления и
туристских организаций, направленной
на исполнение программных мероприятий.
Так, Ульяновская область ежегодно
обслуживала около 1 млн. туристов, что
практически в 3,5 раза превышает
показатель последних лет. В результате
анализа опыта специалистов, работавших
в сфере туризма во времена
СССР, и консультаций со специалистами
современной туристической
Система программных мероприятий включает в себя следующие основные разделы:
1.Нормативно-правовое, организационно-методическое обеспечение управления развитием туризма, повышение квалификации кадров.
2. Развитие туристской
инфраструктуры и
3. Формирование областного турпродукта.
4. Продвижение областного турпродукта.
Первое направление
Информация о работе Статистическое изучение рынка услуг по туризму