Графическое изображение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:36, реферат

Краткое описание

Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.

Оглавление

Введение:
Глава 1. История развития антимонопольной политики в США.
1.1. Образование монополий и власть рынка.
1.2. Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения в США.
1.3. Конкуренция и ее виды.
Определение несовершенной конкуренции.
Виды субъектов несовершенной конкуренции.
1.4. Основные законы о конкуренции.
Глава 2. Особенности развития антимонопольного законодательства и поддержки конкуренции в России. 2.1. Роль государства в регулировании рыночной экономики.
2.2. Система антимонопольных органов и порядок их формирования.
Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 67.57 Кб (Скачать)

Рынок совершенной конкуренции  состо­ит из фирм, слишком мелких, чтобы вли­ять на рыночную цену. Это означает, что конкурентная фирма, независимо от количества про­изведенных ею продуктов, может продать весь свой выпуск только по текущей рыночной цене. Таким об­разом, фирма на совершенно конкурентном рынке не имеет стимулов «сбивать цену». Кроме того, она не поднимет свою цену выше рыночной — ибо в этом случае фирма не сможет ничего продать- покупатели просто «перейдут» к конкурентам.

При таком более чем строгом  определении, немно­гие рынки можно назвать совершен­но конкурентными. Представьте себе огромный спи­сок товаров и услуг: самолеты, алюминий, автомоби­ли, электрические батареи, сухие завтраки, жевательная резинка, сигареты, электроэнергия, холо­дильники, пшеница. Многие ли из них продаются на совершенно конкурентных рынках? По крайней мере, самолеты, алюминий или автомобили- точно нет. До Второй мировой войны в США существовала лишь одна алю­миниевая компания — «Алкоа». Даже сегодня четыре крупнейших фирмы производят три четверти всего вы­пуска алюминия в США. На рынке самолетов домини­руют лишь две фирмы — «Боинг» и «3up6ac»(Airbus). В автомобильной отрасли пять крупнейших произво­дителей (среди них — «Тойота» и «Хонда») обеспечи­вают на 80 процентов рынок легковых автомашин и легких грузовиков в Соединенных Штатах.

Что можно сказать о таких  продуктах, как электри­ческие батареи, сухие завтраки, жевательная резинка. сигареты и холодильники? Рынки этих продуктов порою даже в большей степени подвержены контролю со стороны небольшого числа крупных компаний. Не удовлетворяет определению совершенной конкурен­ции и рынок электроэнергии. В большинстве городов существует лишь одна компания, которая производит и продает электроэнергию. Мало кто может позволить себе обзавестись собственным генератором или ветря­ной электростанцией!

Из всего списка только лишь рынок  пшеницы удов­летворяет нашему строгому определению совершен­ной конкуренции. Все другие товары, от авто до сига­рет, не проходят «теста на конкурентность» по простой причине: некоторые из фирм в соответствующих от­раслях могут влиять на цену, изменяя количество своих продаж. Иными словами, эти фирмы обладают в опре­деленной степени контролем над ценой выпускаемых продуктов.

Определение несовершенной конкуренции

Если фирма способна существенно  влиять на ры­ночную цену своего выпуска, такая фирма классифи­цируется как «субъект несовершенной конкуренции».

В отрасли преобладает несовершенная  конкурен­ция, если отдельные производители обладают возмож­ностью контроля над ценой своего выпуска.

Несовершенная конкуренция отлична  от ситуации абсолютного контроля одной  фирмы над ценой своего продукта. При несовершенной конкуренции  фирма может манипулировать ценой  лишь в определенных пределах. Рассмотрим, например, рынок прохладительных  напитков, основная доля которого принадле­жит компаниям «Кока-Кола» и «Пепси», а значит, на нем превалирует несовершенная конкуренция. Если те­кущая цена банки лимонада составляет 75 центов, «Пепси» может установить цену на уровне 70 или 80 центов, оставаясь при этом жизнеспособной фирмой. Но она вряд ли назначит цену 40 долл. или 10 центов за банку, потому что при любой из этих цен ей придется покинуть отрасль. Субъект несовершенной конкурен­ции имеет определенную (лишь ограниченную) степень самостоятельности в своих ценовых решениях.

Кроме того, степень свободы в  назначении цены не­одинакова в различных  отраслях. В некоторых отрас­лях с несовершенной конкуренцией проявления моно­польной власти незначительны. Например, в рознич­ной торговле компьютерами небольшое, порядка нескольких процентов, различие в ценах обычно ока­зывает значительное влияние на объем продаж фирмы. С другой стороны, в явно монополистической электро­энергетике изменение цены электроэнергии на 10 и более процентов весьма слабо повлияет на объем про­даж в коротком периоде.

Отметим, что существование несовершенной  кон­куренции не уничтожает интенсивного соперничества на рынке. Субъекты несовершенной конкуренции часто решительно борются за увеличение своей доли рынка. Опять-таки, интенсивное соперничество такого рода следует отличать от совершенной конкуренции. Борьба принимает множество различных форм, от рек­ламы как попытки сдвинуть кривую спроса, до улучшения качества продуктов. В определении совершенной конкуренции ничего не говорится о соперничестве, просто утверждается, что каждая фирма в отрасли может продать свой выпуск по преобладающей на рынке цене.

Виды субъектов несовершенной  конкуренции

Современная индустриальная экономика, такая как в Соединенных Штатах, подобна зоопарку, наполнен­ному  многообразными видами «зверей» несовершен­ной конкуренции. Конкуренция в динамичной отрасли по производству персональных компьютеров, обуслов­ленная быстрыми сменами технологий, отлична от кон­куренции в какой-либо менее своеобразной отрасли. Тем не менее, можно гораздо лучше изучить ту или иную отрасль, если уделить особое внимание анализу ее ры­ночной структуры, в частности, количества и величины производителей (продавцов), доли рынка, находящей­ся под контролем крупнейших из них. Экономисты под­разделяют рынки несовершенной конкуренции на три различных вида рыночных структур.

Монополия

Какой степени несовершенства может  достигнуть конкуренция? Самым крайним  случаем является моно­полия: один продавец полностью контролирует от­расль. Собственно, он и является единственным произ­водителем в данной отрасли, кроме того, не существует отрасли, производящей близкие товары-заместители.

Чистые монополии в настоящее  время редко встре­чаются. В самом деле, они обычно могут существовать

лишь при том или ином покровительстве  государства Например, если фармацевтическая компания изобре­тет новое лекарство, она получит патент, дающий е; исключительное право продажи этого препарата в те­чение нескольких лет. Другой важный пример монопсонии — местные коммунальные услуги, такие как теле­фон, кабельное телевидение, газо- и электроснабжение Здесь действительно имеется лишь один продавец услуги, для которой нет близких заместителей. Однако, со­временная экономика весьма конкурентна, и даже «за­щищенным» монополистам приходится с этим счи­таться. Соперники фармацевтической компании вскоре разработают и начнут производить аналогич­ные препараты; сотовые телефоны конкурируют, обычными системами; продавцы дизельного топлива соперничают с поставщиками бензина. В длительно периоде ни один монополист не может защитить себя от атаки конкурентов.

Олигополия

Термин олигополия буквально означает «мало продавцов». Это могут быть всего две фирмы, а может 10 или 15. Принципиально важным моментом при  опре­делении этого числа является выяснение влияния со стороны отдельных фирм на рыночную цену. Например, в индустрии пассажирских авиаперевозок реше­ние одной из компаний удешевить билеты может привести к ценовой войне, результатом которой будет уменьшение расценок у конкурентов.

Олигополистические отрасли сравнительно широко распространены в экономике  Соединенных Штатов особенно в обрабатывающей промышленности, транс­портном секторе  и на рынке средств связи. Например, сравнительно мало производителей автомашин, хотя на автомобильном рынке продается множество различных моделей. То же самое можно сказать о рынке бытовой техники: магазины заполнены разнообразными моделями холодильников и посудомоечных машин, произведенных небольшим числом компаний. Вы, наверное, удивитесь, если узнаете, что отрасль по про­изводству сухих завтраков является олигополией, в которой доминируют несколько фирм, хотя многообра­зие видов этого продукта бесконечно.

Монополистическая конкуренция

Последний вид несовершенной конкуренции, си­туация с большим числом продавцов, производящих дифференцированные продукты, называется монопо­листической конкуренцией. Эта рыночная структура сходна с совершенной конкуренцией в том смысле, что для нее также характерно большое количество продав­цов, ни один из которых не обладает значительной долей рынка. Отличие от совершенной конкуренции состоит в том, что продаваемые различными фирмами продукты неидентичны. Так как продукты неодинако­вы (хотя бы в незначительной степени), фирмы могут продавать их по разным ценам.

Классический случай монополистической  конку­ренции- рынок розничной торговли бензином. До­пустим, вы предпочитаете заправляться на станции компании «Эксон» (Exxon), несмотря на несколько более высокие цены по сравнению с ближайшими кон­курентами, так как эта станция у вас по пути на работу. Но если разница в ценах станет значительной, вы «переключитесь» на станцию «Мерит» (Merit), хотя вам и придется делать небольшой крюк.

Из этого примера можно заключить, что одним из важных источников дифференциации продуктов явля­ется географическое расположение. Люди стремятся сэкономить время, которое приходится тратить на по­сещение банка, супермаркета или парикмахерской, и потому предпочитают ближайшие из этих заведений. Стало быть, большинство мелких предприятий роз­ничной торговли работает на рынке монополистичес­кой конкуренции.

Но дифференциация продуктов может  возникнуть и из различий в качестве, функциональных особеннос­тях, даже в восприятии. Большинство IBM-совмести­мых персональных компьютеров работает на одном и том же программном обеспечении, и в этой отрасли до­статочно много производителей. Тем не менее, на рынке персональных компьютеров отчетливо прояв­ляется монополистическая конкуренция: производите­ли всеми способами пытаются подчеркнуть преимуще­ство своих моделей в надежности, скорости или порта­тивности над моделями конкурентов. В самом деле, компьютерные журналы каждый год уделяют множе­ство страниц объяснению этих различий.

Тот кто считает всех экономистов  скучны­ми людьми, никогда не встречался с Джоан Робинсон (Joan Robinson) (1903-1983), которая в 1930-е г.г., в одно время с Эдвардом Чемберлином (Edward Chamberlin), разработала теорию несовершенной конку­ренции. Некоторые называли ее «прекрасной Джоан», некоторые — менее печатными именами, однако Робинсон — профессор кембриджского уни­верситета — стяжала себе заслуженную славу чело­века, способного отстаивать крайние, спорные пози­ции. Она впервые заявила о себе в 1933 г., опубли­ковав работу «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (The Economics of Im­perfect Competition), которая помогла сломать не­зыблемое господство допущений о совершенной конкуренции в умах экономистов. В дальнейшем, как один из самых ранних и заметных предшественников кейнсианской макроэкономики, Робинсон приняла участие в жаркой дискуссии среди выдающихся аме­риканских экономистов о сущности капитала и жиз­неспособности капитализма. В конце своей карьеры она уделяла все большее внимание проблемам рас­пределения дохода и нестабильности капиталисти­ческой системы, избегая при этом математических методов, которые к тому времени стали общеприня­тым инструментом экономической теории. Некото­рые считают, что она заплатила высокую професси­ональную цену за свое иконоборчество — Комитет по нобелевским премиям так и оставил без внимания ее выдающийся вклад в развитие экономической науки.

В. Совершенная конкуренция как  крайний случай несовершенной конкуренции

Мы применили правило МС и MR к  монополистам, стремящимся максимизировать  прибыли, однако в действительности применимость этого правила горазда шире. Небольшое рассуждение приводит к выводу, что правило МС = MR в такой же мере справедливо и для максимизируюшего прибыль субъекта совершенной конкуренции. Мы можем объяснить это в двух пунктах.

MR субъекта совершенной конкуренции:  Если MR меньше Р при несовершенной конкуренции, со­здается ли это условие при совершенной конкуренции? На самом деле нет. Для субъекта совершенной конкуренции продажа дополнительных единиц продукции никогда не приведет к снижению цены, и в силу этого «потери выручки от снижения цены всех предыдущих q» равны нулю, цена предельная выручка равны между собой.

В условиях совершенной конкуренции  цена равна средней выручке и  равна предельной выручке (Р=MR= AR).

MR = Р = МС для субъекта совершенной конкуренции. Логика наших рассуждений о максимизации прибыли монополистами также применима и к субъектам совершенной конкуренции, по приво­дит к несколько иным результатам. При совер­шенной конкуренции предельная выручка прак­тически то же самое, что и цена. Так как отсутст­вует необходимость снижения Р для продажи дополнительных q, приносимая ими предельная выручка в точности равна цене, без каких-либо по­терь выручки от уменьшения цены предыдущих единиц. Поэтому, равенство Р=MR приводит к специальному правилу максимизации прибыли для субъекта совершенной конкуренции: Так как субъект совершенной конкуренции спосо­бен продать весь свой объем выпуска но рыночной цене, в точке максимума прибыли Р=MR.

 

 

 

1.4. Основные законы о конкуренции.

В основе антимонопольного законодательства США лежит Закон Шермана 1890 г., Закон Клейтона 1914 г. и Закон о Федеральной комиссии по торговле 1914 г.

Закон Шермана 1890 г., первый по времени принятия антитрестовский закон, запрещает «неразумные ограничения в торговле», попытки установить монополию на рынке, а также злоупотребление монопольной властью.

Закон Клейтона 1914 г. касается сделок, совершаемых на рынке ценных бумаг в связи со слиянием и приобретением компаний, запрещает слияние и приобретение предприятий (акций корпораций) на рынке, если в результате этого произойдет ослабление конкуренции и проявится тенденция установлению монополии на рынке.

Закон о Федеральной торговой комиссии (РТС) 1914 г. определяет статус регулирующего  органа, методы пресечения недобросовестной конкуренции. Предусматривает, что  недобросовестная конкуренция и  действия, вводящие в заблуждение, являются незаконными методами конкурентной борьбы. Действие Закона Шермана, Закона Клейтона и Закона о Федеральной торговой комиссии дополняется действием других законов, составляющих часть антитрестовского законодательства. Так, Закон о совершенствовании антитрестовского законодательства, известный как Закон Харта—Скотта—Родино, ввел процедуру предварительного уведомления антимонопольного органа для случаев слияния компаний на рынке. К антитрестовскому законодательству следует также отнести нормативные акты, предусматривающие исключения из общих правил антитрестовского законодательства (своего рода «естественные монополии»), а также нормативные акты, принимаемые на уровне ведомственного регулирования и преследующие цель объяснить участником рынка порядок применения антитрестовского законодательства.

Основу антитрестовского законодательства США составляют закон Шермана (1890 г.), закон Клейтона (1914 г.), и постановление Федеральной комиссии по торговле США (1914 г.).

Закон Шермана запрещает любой сговор, направленный на ограничение торговли и монополизации отрасли. Закон Клейтона ограничивает любые действия, нацеленные на осуществление ценовой дискриминации, комплексных контрактов и эксклюзивных контрактов, а также слияний и поглощений, ведущих за собой значительное уменьшение конкуренции. Наконец, постановления Федеральной комиссии по торговле в основном направлены на защиту интересов потребителя, запрещение рекламы, вводящей в заблуждение, а также против нечестных методов конкуренции. Кроме того, именно этой комиссией проводились важнейшие исследования рыночной структуры промышленности США.

Когда в 1980 г. появился закон Шермана, он был принят практически без обсуждения. Это было время, когда экономисты верили, что только совершенная конкуренция может дать наилучшие результаты, и только она является альтернативой монополии. Со временем антитрестовское законодательство США и его практическое применение претерпели значительные изменения. Выделяются основные этапы этих изменений.

Информация о работе Графическое изображение