Графическое изображение

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:36, реферат

Краткое описание

Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.

Оглавление

Введение:
Глава 1. История развития антимонопольной политики в США.
1.1. Образование монополий и власть рынка.
1.2. Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения в США.
1.3. Конкуренция и ее виды.
Определение несовершенной конкуренции.
Виды субъектов несовершенной конкуренции.
1.4. Основные законы о конкуренции.
Глава 2. Особенности развития антимонопольного законодательства и поддержки конкуренции в России. 2.1. Роль государства в регулировании рыночной экономики.
2.2. Система антимонопольных органов и порядок их формирования.
Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 67.57 Кб (Скачать)

• разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;

• контролирует соблюдение антимонопольных  требований при создании, реорганизации  и ликвидации хозяйствующих субъектов;

• контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое  может привести к доминирующему  положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов  либо к ограничению конкуренции.

Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства  и демонополизации федеральный  антимонопольный орган может  направлять соответствующим федеральным  органам исполнительной власти, органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

• о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов  или освобождении от них хозяйствующих  субъектов, впервые вступающих на рынок  определенного товара;

• об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

• о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и  обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

• о финансировании мероприятий  по расширению выпуска товаров в  целях устранения доминирующего  положения отдельных хозяйствующих  субъектов;

• о привлечении иностранных  инвестиций, создании организаций с  иностранными инвестициями и свободных  экономических зон;

• о лицензировании экспортно-импортных  операций и изменении таможенных тарифов;

• о внесении изменений в перечни  видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

Федеральный антимонопольный орган  принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и  поддержки предпринимательства.

Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных  органов.

Полномочия федерального антимонопольного органа (в настоящее время —  Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), а также его задачи предусмотрены  несколькими федеральными законами, связанными с функционированием  и развитием товарного рынка. Они различаются сферой применения, регулируемыми отношениями и  методом регулирования. В связи  с этим представляется целесообразным раздельное рассмотрение полномочий, определенных Законом о конкуренции, Законом о естественных монополиях, Законом о рекламе, Законом о  защите конкуренции, т.е. законами, составляющими  конкурентное законодательство.

Связь полномочий антимонопольных  органов с их задачами. Основной задачей антимонопольных органов  является содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции  и предпринимательства, защита интересов  малого предпринимательства. Эту задачу можно рассматривать как созидательную. Ее выполнение неразрывно связано с другой — государственным контролем соблюдения антимонопольного законодательства. Контроль осуществляется по разным направлениям: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предупреждение необоснованной концентрации капитала. Методы реализации этих задач дают основания назвать их репрессивными.

В зависимости от связи полномочий антимонопольного органа с его задачами можно выделить несколько групп  полномочий антимонопольных органов:

• полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства (на реализацию задач созидательного характера);

• полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля и соблюдения антимонопольного законодательства;

• полномочия по применению мер и  ответственности к нарушителям  законодательства.

Полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства:

А. Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Б. Определение доминирующего положения  хозяйствующего субъекта.

В Разработка рекомендаций по развитию конкурентной среды на товарных рынках.

Г. Дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.

Полномочия по осуществлению государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства:

А Принятие решения и выдача предписания  в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Б. Антимонопольный контроль на торгах.

В. Привлечение нарушителей антимонопольного законодательства к ответственности.

Г. Право антимонопольных органов  на предъявление иска в суд.

Д. Форормирование и ведение антимонопольными органами Реестра.

Особую роль в формировании правового  поля конкурентных рыночных отношений  играет совершенствование федерального законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных  законов и иных правовых актов  по вопросам регистрации юридических  лиц, лицензирования, защиты конкуренции  на финансовых рынках, конкурсного  порядка распределения заказов  на поставку продукции для государственных  нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация  данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения  законодательства и злоупотребления  со стороны власти, даст возможность  и производителям эффективно защищать свои права и интересы.

Заключение.

Государство выполняет в экономической  жизни цивилизованных стран несколько  важнейших функций. Первая из них  – защита экономических свобод и  правил хозяйственной жизни, что  делает коммерческие операции более  предсказуемыми и снижает их риск. Для защиты экономических свобод и принятых обществом форм хозяйственной  деятельности государство создает  антимонопольные законы, судебную систему  и организует исполнение таких законов.

Второй важнейшей функцией государства  в мире экономики является компенсация  слабостей рыночных механизмов. Необходимость  в этом диктуется тем, что рыночные механизмы допускают ошибки, а  некоторые проблемы решить не могут. Это ухудшает условия хозяйственной  деятельности, а потому участники  рынка, исходя из общенациональных интересов, поручают государству устранению таких  ошибок.

Выполняя возложенные на него задачи, государство защищает рынки от монополизации, совершенствуя антимонопольные  законы.

В первой главе данной работы мы проследили историю возникновения монополий, обеспечение исполнения антитрестовских  законов в США, а также особенности  развития антимонопольного законодательства в России и роли государства в  регулировании рыночной экономики.

В итоге мы пришли к следующим  выводам, характерным для западной и российской экономики:

развитие ситуации на товарных рынках и условия формирования цен сильно зависят от того, насколько поставки товаров сконцентрированы в руках  крупнейших фирм;

для вытеснения с рынка существующих конкурентов и предотвращения появления  на нем новых соперников, стремящиеся  к монополии фирмы стараются  поглотить более слабых противников (более характерно для западных стран) и возвести труднопреодолимые барьеры  для входа на рынок потенциальных  конкурентов (чаще встречается в  экономике России).

для предотвращения монопольного диктата  в области цен и объемов  производства государство обычно вводит специальное антимонопольное законодательство и устанавливает строгие меры ответственности за ущемление прав покупателей и ограничение конкуренции.

В России антимонопольное законодательство имеет существенные особенности. Во-первых, для экономики страны важно развивать  разнообразное производство и воссоздавать конкурентноспособные фирмы, а затем уже защищать специальными законами конкуренцию. Во-вторых, нужно ускорять разработку законов, их принятие в вопросах защиты производителя от злоупотреблений со стороны власти.

Всестороннее изучение вопроса  антимонопольного законодательства и  поддержки конкуренции – тема, довольно подробно проработанная западными  экономистами и недостаточно освещенная в отечественной литературе. Необходима большая работа отечественных экономистов  в рассмотрении данного вопроса, так как это представляется важным в том, чтобы менять состояние  экономики России и наметить пути улучшения, оздоровления отечественной  экономики. Представляется необходимым  углубленное исследование проблемы связи данного раздела экономики  и социологической науки, которое  может иметь возможность практического  применения.


Информация о работе Графическое изображение