Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:36, реферат
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
Введение:
Глава 1. История развития антимонопольной политики в США.
1.1. Образование монополий и власть рынка.
1.2. Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения в США.
1.3. Конкуренция и ее виды.
Определение несовершенной конкуренции.
Виды субъектов несовершенной конкуренции.
1.4. Основные законы о конкуренции.
Глава 2. Особенности развития антимонопольного законодательства и поддержки конкуренции в России. 2.1. Роль государства в регулировании рыночной экономики.
2.2. Система антимонопольных органов и порядок их формирования.
Заключение.
Определяя направления государственного регулирования, мы должны отдавать себе отчет в том, что речь идет об экономике, находящейся в переходном состоянии, оказавшейся в затяжном кризисе, во многом носящей неклассический, нетрадиционный характер. Он связан с разрывом глубинных воспроизводственных связей в экономике, с перерастанием спада производства в разрушение экономических структур.
Центральный вопрос государственного
регулирования – проблема разработки
стратегии социально-
Реализация экономических
Несмотря на относительно небольшой
срок существования российского
конкурентного
1. Начальным этапом считается
принятие в 1991 г. Закона РСФСР
«О конкуренции и ограничении
монополистической
2. Второй этап — формирование
конституционных основ
3. Третий этап в развитии
4. Четвертым этапом в развитии
конкурентного
А. Ценовое регулирование
Б. Правовое оформление политики демонополизации.
В. Создание специального законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота.
5. Пятый этап связан с отменой
монополии внешней торговли, либерализацией
экспортно-импортной
6. Шестой этап — формирование
законодательства о защите
Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.
Об остроте проблемы свидетельствует практика антимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных рынках» устанавливает перечень жестких запретов на действия государственных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции дает ГКАП (Государственный Комитет Антимонопольной Политики) России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:
введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;
установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона в другой;
выдачу хозяйственным
предоставлять отдельным хозяйственным субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующих на данном рынке.
Анализ деятельности антимонопольных органов России показывает, что только за 1996 год они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по нарушению антимонопольного законодательства.
В течении последних лет сохраняется тенденция увеличения как количества, так и удельного веса дел по фактам нарушения Закона о конкуренции, что свидетельствует о серьезности проблем, возникающих в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности, особенно на региональном и местном уровнях.
Практика показывает, что в различных
субъектах Российской Федерации
имеют место несколько видов
нарушений антимонопольного законодательства.
Так, «основным видом нарушений
Закона о конкуренции является необоснованное
препятствие осуществлению
Во многих регионах Российской Федерации
сохраняется практика необоснованного
препятствования
Также значимой группой нарушений Закона о конкуренции является необоснованное предоставление льгот отдельным хозяйственным субъектам. Например, признано противоречащим антимонопольному законодательству и отменено решение МПС России, которое обязывало собственников грузовых вагонов, не относящихся к парку МПС России приобретать новые узлы для ремонта вагонов за счет собственных средств, в то время, как действующие инструкции предполагают единые правила проведения планового ремонта подвижного состава для всех организаций, независимо от подведомственности и форм собственности. Тем самым создавались особые условия для предприятий, располагавших собственным вагонным парком и не входящих в МПС России.
В Томске оживленно ведется дискуссия
о демонополизации жилищно-
Антимонопольные органы работают по контролю за реализацией федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». При этом выявлены многочисленные нарушения не только производителей, незаконно сбывающих фальсифицированные вино-водочные изделия, но и организаций исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в виде установления дополнительных сборов на продажу ликеро-водочных изделий).
Характерным примером нарушения антимонопольного законодательства являются указания органов исполнительной власти о приоритетном заключении договоров по поставке товаров и оказании услуг.
Так, в большинстве
2.2. Система антимонопольных
В соответствии с Законом о конкуренции
(ст. 3) государственную политику по
содействию развитию товарных рынков
и конкуренции, предупреждению, ограничению
и пресечению монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции
проводит федеральный орган
Под предупреждением
Ограничение монополистической деятельности
— процесс формирования и реализации
условий, не позволяющих доминирующим
на рынке хозяйствующим субъектам
злоупотреблять своей рыночной властью,
ограничивая конкуренцию и
Пресечение монополистической
деятельности — собственно правоприменительная
деятельность антимонопольного органа
по выявлению фактов нарушения запретов
и иных ограничений, установленных
антимонопольным
Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.
Законом не предусмотрены какие-либо
ограничения в отношении
Федеральный антимонопольный орган, как установлено п. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации и Законом, наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции.
Задачи и цели антимонопольных органов.
Основные задачи и цели федерального
антимонопольного органа, а также
ответственность его
К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся:
• содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
• предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
• государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе:
• направляет в Правительство Российской
Федерации предложения по вопросам
совершенствования
•дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;