Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:36, реферат
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
Введение:
Глава 1. История развития антимонопольной политики в США.
1.1. Образование монополий и власть рынка.
1.2. Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения в США.
1.3. Конкуренция и ее виды.
Определение несовершенной конкуренции.
Виды субъектов несовершенной конкуренции.
1.4. Основные законы о конкуренции.
Глава 2. Особенности развития антимонопольного законодательства и поддержки конкуренции в России. 2.1. Роль государства в регулировании рыночной экономики.
2.2. Система антимонопольных органов и порядок их формирования.
Заключение.
Неравенство доходов.
Монополии также критикуются как
фактор, способствующий неравенству
доходов. Благодаря существованию
барьеров для вступления в отрасль,
экономист может назначать
Политические опасности.
Считается, что гигантские корпорации
оказывают неправомочное
Возникает вопрос: как происходит обеспечение исполнения антитрестовских законов?
Действенность любого закона зависит от решительности, с которой правительство проводит его в жизнь и от того, как закон интерпретируется судами. Важным также является определение рынка: судебные решения, затрагивающие существующую рыночную власть, часто вращаются вокруг вопроса о размере доли господствующей на рынке фирмы. Если рынок определяется широко, тогда рыночная доля фирмы окажется маленькой. Наоборот, если рынок трактуется в узком смысле, рыночная доля будет большой. Это трудная задача для суда – определить, что является соответствующим рынком для определенного продукта.
Для тех, кто нарушает антитрестовские законы, предусмотрены наказания. Это штрафы (до 1 млн. долларов для корпораций); максимальный срок тюремного заключения составляет – 3 года. На практике же только соглашения о поддержании фиксированных цен трактуются как преступления и наказываются штрафами и тюремными заключениями.
Но, многие судебные дела завершаются постановлениями Федерального суда, требующими от фирмы, нарушивший закон, прекратить определенные незаконные действия или, напротив, предпринять конкретные действия. Например, отказ от слияния или, наоборот, от разделения фирмы с целью усиления конкуренции.
Фирмы или потребители, пострадавшие в результате нарушения антитрестовских законов, имеют право на возмещение своих потерь в троекратном размере.
Надзор за соблюдением антитрестовских законов осуществляется Министерством юстиции США.
Изменения в политическом климате влияют как на энергичность, с которой проводятся в жизнь антитрестовские законы, так и на типы правонарушений, на которых концентрируют свое внимание судебные и контролирующие органы. К действиям государственных органов по обеспечению исполнения антитрестовского законодательства добавляются частные иски с требованием судебного разбирательства или возмещения ущерба. Рост количества дел, возбуждаемых правительством в последние годы, обусловлен решениями об усилении судебного преследования за соглашения о поддержании фиксированных цен. Недавние частные судебные процессы включали как иски о возмещении ущерба, так и попытки заставить другие фирмы изменить политику.
Какова судебная практика в реализации антимонопольного законодательства?
Антитрестовские законы в США не
претерпели значительных изменений
после 1950 г., однако, подзаконные нормативные
акты, реально применявшиеся на практике,
изменились весьма существенно. Хотя усилия
частных фирм, направленные на соблюдение
законов и имеют определенное
значение, частные фирмы довольно
редко возбуждают крупные дела, требующие
больших расходов. Это обусловлено
тем, что именно суды, в конечном
счете, решают, какие практические действия
являются нарушениями и в каких
случаях предпринимательское
Являются ли антитрестовские законы действенными? Это вопрос можно разобрать, если выяснить, как антитрестовские законы применялись по отношению к:
существующим рыночным структурам;
слияниям;
фиксации цен.
Применение антитрестовских
Наиболее знаменательною «победой» над существующей рыночной структурой было внесудебное соглашение 1982 г. между правительством и АТТ (телефонная корпорация). АТТ было предъявлено обвинение в нарушении закона Шермана путем совершения ряда антиконкурентных акций, направленных на сохранение монополии на телефонную связь внутри страны. Одним из пунктов соглашения было решение об отделении от АТТ двадцати двух региональных компаний.
Отношение к слияниям меняется в зависимости от типа слияний. Правительство обычно применяет антитрестовские меры по поводу горизонтальных слияний, т.е. слияний двух конкурентов. Таких, например, как Форд и Крайслер – на одном и том же рынке, если их совокупная рыночная доля превысит 15%.
Вертикальные слияния
После 70-х годов многие наблюдатели стали утверждать, что политика по отношению к слияниям стала слишком жесткой. В частности, многие вертикальные слияния (между покупателями и продавцами, например, между производителями стали и производителями автомобилей) и конгломераты (образуемые путем слияния не конкурирующих между собой фирм и не выступающих друг для друга в качестве покупателя или продавца, например, производителями стали и пекарни) были запрещены, хотя маловероятно, что они могли ущемить конкуренцию.
Подвергались нападкам и многие горизонтальные слияния (между конкурирующими фирмами), в которые вовлекались мелкие фирмы, действующие на слабоконцентрированных рынках. В новых положениях указывается, что государство, за редким исключением, не будет препятствовать вертикальным слияниям или образованию конгломератов.
Горизонтальные слияния на слабоконцентрированных рынках тоже объявлены законными. Выступать против горизонтальных слияний в средне и высококонцентрированных отраслях следовало только в том случае, если бы они приводили к существенному росту уровня концентрации.
Результатом таких действий стала заметная волна слияний производств в США.
К фиксации цен относятся строго.
Начиная с 1940 г. суды дали ясно понять,
что соглашения между конкурентами
об установлении и поддержании фиксированных
цен рассматривается как
Антитрестовские законы не могут непосредственно препятствовать тайному сговору в отраслях с высоким уровнем концентрации. В этом проявляется слабость антитрестовских законов с экономической точки зрения. Но, чтобы добиться приговора, правительству достаточно лишь показать, что тайный сговор с целью установления цен или раздела продаж имеет место. Решительность правительства в судебном преследовании фактов фиксации цен понятна, так как фиксация цен окружена большой секретностью и появилась тенденция к замене официальных соглашений об установлении цен практикой лидерства.
Но необходимо отметить, что существуют
ограничения из антитрестовского законодательства.
В отраслях, являющихся естественными
монополиями, в которых издержки
падают с ростом объема выпуска, конкуренция
не способствует росту эффективности.
Такие отрасли, как правило, либо
являются регулируемыми, либо находятся
в государственной
Важнейшие примеры естественных монополий включают обеспечение водой, газом и электроэнергией, а также местную телефонную связь и канализацию. Эти производства выделяют в отдельную группу в силу значимости фактора экономики от масштаба при распределении услуг.
Обеспечением работы естественных
монополий иногда в США занимается
само государство, а не регулируемые
частные фирмы. Так, сегодня работу
водопровода и канализации
Осуществляет ли государство регулирующие
функции или действует в
цены должны быть максимально приближены к предельным издержкам;
прибыли не должны превышать норму;
производство должно быть эффективным.
При установлении цен на основе предельных
издержек, государство гарантирует,
что ценность дополнительно производимой
продукции для потребителей равна
издержкам ее производства. По вопросу
прибыли – для того, чтобы предприятие
коммунального обслуживания могло
выжить, прибыли должны обеспечивать,
по меньшей мере, нормальный доход
на капитал. А если цены всегда только
возмещают издержки, так что отрасль
коммунального обслуживания всегда
получает норму прибыли – то у
нее нет стимула для
Экономисты считают, что нежелательно предоставлять естественные монополии самим себе, поскольку слишком малый выпуск будет результатом монопольно высоких цен. В то же время нереалистично ожидать, что естественные монополии станут производить при ценах, установленных на уровне предельных затрат, из-за возникающих убытков.
В одних странах естественные монополии
остаются частными компаниями, но регулируются
специальными органами, как, например
в США. В других они управляются
непосредственно государством или,
как, например, во Франции получают
относительно самостоятельный статус
в рамках общественного сектора
экономики. Регулирующий орган может
в качестве компромиссного решения
при установлении цены ориентироваться
на равенство спроса и средних
затрат, т. е. установить цену, при которой
экономическая прибыль
Однако нужно помнить, что само субсидирование является источником неэффективности.
Таким образом, антитрестовская политика и экономическое регулирование деятельности естественных монополий представляет собой ответные меры на проблему монопольной власти. Эта политика не является совершенной. Дебаты по поводу антитрестовской политики всегда привлекают тех, кто выступает за уничтожение правил регулирования (вне зависимости от того, каковы они в настоящий момент), чтобы создать барьер использованию монопольной власти, а также тех, кто полагает, что существующие правила препятствуют эффективной работе предприятий.
Проблемы, связанные с властью монополий (как естественных, так и не являющихся таковыми) – трудны для изучения, но и намного сложнее в реальном мире, где много неопределенности, а цели являются политически заданными.
Резюме.
Антимонопольное законодательство развитых стран мира неразрывно связано с деятельностью большого бизнеса. Сердцевиной антитрестовской политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущие к снижению конкуренции и установлению монополии.
Социальные издержки, обусловленные существованием монополий, возникают вследствие ограничения выпуска монополистом. Величина этих социальных потерь измеряется как сумма разностей между ценностью, которые потребители устанавливают для каждой единицы продукции, которые необходимо произвести, и предельным издержкам ее производства.
В естественных монополиях издержки падают с ростом объема выпуска, а конкуренция не приносит должного эффекта. Отрасли, являющиеся естественными монополиями необходимо регулировать соответствующими государственными структурами, которые и должны устанавливать здесь цены.
Оценки издержек общества, связанных с монопольным ограничением выпуска, незначительно по величине: как правило, они составляют менее 1% совокупного выпуска в экономике. Столь низкая оценка издержек общества может отражать, во-первых, положительное воздействие антитрестовской политики и регулирования и, во-вторых, игнорирование того факта, что монополия может приводить к чрезмерно высоким издержкам производства, порождать недопустимую политическую власть и несправедливое распределение дохода
Поскольку ограничение выпуска
соответствует интересам
1.3. Конкуренция и ее виды
А. Несовершенная конкуренция
При данном уровне развития технологии, в условиях несовершенной конкуренции цены выше, а объемы выпуска ниже, чем на совершенно конкурентных рынках. Однако, кроме пороков, есть и достоинства- большие фирмы реализуют экономии крупномасштабного производства и проводят большую часть инноваций, что способствует долговременному экономическому росту.