Теория «макдональдизации» общества Дж. Ритцера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы – проанализировать структуру процесса макдональдизации и её влияние на общество в целом.
В соответствии с этим важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы, являются следующие:
- изучить созданную Дж. Ритцером теорию макдональдизации общества как проявления нового типа формальной рациональности на примере распространения сетей быстрого питания «Макдональдс»;
- проанализировать общество потребления Ритцера и других авторов, на примере К. Маркса и Ж. Бодрийяра и выяснить, какое место занимает макдональдизация в современном обществе потребления;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………......5
Глава 1. Макдональдизация как проявление формальной рациональности Дж. Ритцера…………………………………………………………………………….6
«Макдональдс» как икона глобального мира………………………………10
1.2. Новые средства потребления и их рассмотрение в работах Дж. Ритцера…………………………………………………………………………...........12
Глава 2. Американизация и глобализация в обществе: интерпретация Дж. Ритцера…………………………………………………………………......................13
Макдональдизация как пример глобализации «ничто» и «нечто»………………………………………………………………….............16
Преимущества и недостатки процесса макдональдизации общества………………………………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………………...22
Библиографический список………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

курсовая Иванова О.В..docx

— 58.61 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

 

Волгоградский филиал

 

Факультет государственного и муниципального управления

 

Направление подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

Профиль «Современные социологические теории»

Кафедра социологии и философии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Теория  «макдональдизации» общества  Дж. Ритцера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

студент группы БкС-201

очной формы обучения

Иванова Ольга Владимировна

подпись__________________________

 

Руководитель работы:

доктор соц. наук

Кузеванова Ангелина Леонидовна

Подпись _________________________

 

« _____ » ____________________ 2015 г.

 

 

 

 

Волгоград

2015

Содержание

Введение……………………………………………………………………………......5

Глава 1. Макдональдизация как проявление формальной рациональности Дж. Ритцера…………………………………………………………………………….6

    1. «Макдональдс» как икона глобального мира………………………………10

1.2.     Новые средства потребления и их рассмотрение в работах Дж. Ритцера…………………………………………………………………………...........12

Глава 2. Американизация и глобализация в обществе: интерпретация Дж. Ритцера…………………………………………………………………......................13

    1. Макдональдизация как пример глобализации «ничто» и «нечто»………………………………………………………………….............16
    2. Преимущества и недостатки процесса макдональдизации общества………………………………………………………………………...20

 Заключение…………………………………………………………………………...22

Библиографический список………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Джордж Ритцер больше всего известен своей концепцией "макдональдизация", представляющей собой продолжение веберовской идеи рационализации современного общества и культуры, наиболее полным воплощением которой стали рестораны быстрого питания. Дж. Ритцер заостряет внимание не на производстве, он впервые обращает внимание на потребление, которое тоже становится частью производства и понимается как системный фактор современного общества, обусловливающий его наиболее негативные качества. С этими темами непосредственно связана проблема глобализации обществ и культур, которая, по мнению Ритцера, ведет к утрате разнообразия социальной жизни, где все больше доминируют контролируемые формы.

      Четкая ориентация современного общества на потребление не вызывает сомнения. Миру сегодня свойственна погоня за брендом. Очень многие явления стали похожи на конвеерное производство: супермаркеты, однообразные новостройки, парки развлечений - которые при всем своем разнообразии имеют много общего, в совокупности именуемое понятием  «макдональдизация». Но первое впечатление людей, которые слышат о нем, как правило, ошибочное, так как в это понятие входит не только рестораны быстрого питания «Макдональдс», но и целый мир. Тезис о макдональдизации современности как новой фазе рациональности был впервые употреблен в книге Дж. Ритцера в 1993 году. Согласно ему, макдональдизация – это процесс, благодаря основным принципам которого рестораны фаст-фуда достигают всеобщего доминирования в различных сферах жизни. Важно отметить, что Дж. Ритцер не только рассматривает этот процесс как всеобщее потребление гамбургеров, но и как изменение функциональных принципов производства, на которых основывается организация рациональной жизни людей.

      Значительность этой темы заключается в том, что мы все используем различные бренды, но не замечаем, откуда они появились, как они развиваются. Мне кажется, что макдональдизация «завоевала» наш мир, нет людей, которые не знают о Макдональдсе, Microsoft Windows, Sprite и т.д. Необходимо иметь представление о современной американской школе социологии, ярким представителем которой и является Дж. Ритцер, Джеффри Александер, Рендалл Коллинз и др.

     Исследователей, которые могли бы предоставить какие - либо отзывы о книге Дж. Ритцера  «Макдональдизация общества», крайне мало.

Образ литературы. Основными источниками для написания данной работы послужили:

- опубликованные труды  Дж. Ритцера: «Макдональдизация общества» и «Современные социологические теории», «История социологии в Западной Европе и США» Осипова Г.В.;

- учебные пособия, а также  тексты лекционных курсов.

Целью курсовой работы – проанализировать структуру процесса макдональдизации и её влияние на общество в целом.

В соответствии с этим важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы, являются следующие:

-  изучить созданную Дж. Ритцером теорию макдональдизации общества как проявления нового типа формальной рациональности на примере распространения сетей быстрого питания «Макдональдс»;

- проанализировать общество потребления Ритцера и других авторов, на примере К. Маркса и Ж. Бодрийяра и выяснить, какое место занимает макдональдизация в современном обществе потребления;

- дать оценку эффективности и востребованности на рынке производства товаров и услуг;

- выявить, к чему ведет американизация и глобализация, а  также негативные и положительные последствия процесса макдональдизации.  

Объектом  курсовой работы является фундаментальный труд Дж. Ритцера «Макдональдизация общества».

Предметом исследования является процесс макдональдизации как новый тип рациональной системы.

Методы исследования.

При написании работы применялся комплексный  подход. Использовались теоретический, логический, системный и сравнительный  методы, с помощью которых проводилось теоретическое исследование выбранной  темы курсовой работы.

 

      Представленная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Структура работы соответствует сформулированной цели и поставленным задачам исследования. Во введении обосновывается актуальность выбранной нами темы. В первой главе рассматривает процесс макдональдизации как некое проявление формальной рациональности М. Вебера и её глобальное распространение, новые средства потребления и их рассмотрение в работах Дж. Ритцера. Во второй главе курсовой работы рассматривается макдональдизация как пример глобализации «ничто» и «нечто», также выявляются преимущества и недостатки процесса макдональдизации и их влияние на общество в целом. В заключении приводятся выводы на основе изученного материала.

 

 

 

 

Глава 1. Макдональдизация как проявление формальной рациональности Дж. Ритцера

   Согласно Ритцеру, макдональдизация представляет собой процесс, благодаря которому ресторан фаст-фуда добивается все большей популярности в американском  и других обществах. В своей концепции автор опирается на теорию формальной рациональности Макса Вебера. Под рациональностью он понимал процессы, приводящие к постепенному увеличению контроля над индивидами и институтами. Процесс рационализации общества является необратимым, так как он обеспечивает эффективные средства для организации практик и институционализации современного общества. Автор анализирует  этот процесс на примере организации массового потребления, утверждая тем самым, что сегодня рационализацию лучше всего доказывает широкое распространение ресторанов быстрого питания.

 

    1. «Макдональдс» как икона глобального мира

    Процесс макдональдизации рассматривается Дж. Ритцером с позиции формальной рациональности, под которым понимается «расколдовывание мира» - вытеснение всех «магических» элементов, раскрывание всех секретов, что приведёт к предсказуемым последствиям, это, в свою очередь, поможет скоординировать все действия при производстве, повысить её эффективность. Коммерческий успех системы «Макдональдс» как раз и связан с тем, что люди в мире предпочитают жить без неприятных неожиданностей [6, c. 546-576].

     Ритцер утверждает, что Макдоналдс, занимая центральное место в современной американской культуре, давно перестал быть чисто западным феноменом и стал частью мировой культуры. Очередное открытие  ресторана быстрого питания «Макдональдс» сопровождается всеобщим восторгом как среди граждан, так и среди деятелей государственных структур. Как сказал один человек из Мэриленда: «В Дейбл-сити никогда не случалось ничего более волнующего» [9, c. 255]. Сведения об очередном открытии вы можете прочитать в американских газетах или услышать по телевидению. Рестораны фаст-фуда также играют символическую роль в фильмах.  Ещё одним доказательством того, что «Макдональдс» стал частью Америки, можно считать случай, когда руководитель «Макдональдса» хотел уничтожить первый ресторан Рея Крока – «отца» фаст-фуда. По данным очевидцев в штабскую квартиру тоннами приходили письма с просьбами не сносить здание: «…это все равно, что разрушить повсюду веру людей в вашу компанию», - писали люди. Выходит, что «Макдональдс» – это подлинная часть Америки [9]. Бренд стал в некоторых смыслах важнее самих соединенных штатов. Ресторан имеет даже собственную колонку в газете, где вы можете ознакомиться с информацией о стоимости фаст-фуда в разных странах, вкусовых предпочтениях или узнать о ближайшем открытии новой франшизы. Для многих людей «Макдональдс» стал сакральным институтом, о нем говорят как о Шартрском соборе - месте, где можно «пережить» радость [9]. В тоже время сети ресторанов быстрой еды не забывают рекламировать себя  людям,  ежедневно изменяют меню и расклеивают красочные, «кричащие» рекламные посты о здоровой и вкусной еде за низкую цену, которые будут видны вам до того, как вы успеете к ним подъехать. Подобные рестораны уже проникли в разные страны, которые отличаются лишь названием от своего родителя, и называются франшизами. В других сферах общества влияние ресторанов менее заметно. Так, например, они уже стали распространятся по университетским кампусам. В школах тоже ввели в основное меню блюда идентичные бренду, как сказал глава отделения здорового питания: «Дети сегодня живут в мире, где главенствует фаст-фуд, и если мы хотим, чтобы они хоть что-то ели, то должны включать в рацион общепринятые блюда» [10].

     У макдональдизации были свои исторические предпосылки, таких как рациональная бюрократия М. Вебера, холокост как система массового уничтожения людей, «тейлоризм» как принцип научного управления трудовым процессом, «фордизм»  как организация массового производства автомобилей. Для достижения эффективного рационального результата в подобных системах используют принципы последовательных установочных принципов координации и контроля, а также опору на специальные знания. При этом Ритцер не исключает и то, что в формальной рациональности имеются как достоинства, так и недостатки - иррациональность иррационального, которые приводят к дегуманизации процессов, происходящих в обществе.

    Позитивную тенденцию  можно проследить в хозяйственной  сфере по выработке картофеля  и мяса в больших количествах. Дж.  Ритцер назвал его термином вертикальная макдональдизация. Предприятиям и фермам тоже пришлось рационализировать свою деятельность, чтобы повлиять на эффективность производства. Возникает вопрос: почему же система «Макдональдс» оказалась настолько продуктивной? Автор выделил четыре элемента, лежащие в основе данного процесса для достижения  поставленных целей в короткие сроки: эффективность, предсказуемость, ориентир не на качество, а на количество, строгий контроль, замена человеческих технологий машинными. Сочетаясь друг с другом, эти элементы являются главными признаками процесса рационализации, находящие своё воплощение в ресторанах быстрого питания «Макдональдс».

1.Эффективность – это  «оптимальный метод обеспечения  перехода от одного состояния  к другому» [11]. Чем меньше операций в процессе, тем лучше для макдональдизированных систем. Эффективность в ресторанах «Макдональдс» достигается за счет всесторонней регуляции деятельности всех членов организации, подчиненных общим правилам и предписаниям, управляемым авторитарным стилем руководства. Макдональдс позволяет своим клиентам организовывать свой путь от «голода к сытости» за сравнительно короткое время и по низким ценам;

2. Просчитываемость.  Означает доминирование количества над качеством. Люди могут сами все просчитать и выяснить, что они получают большую порцию еды за минимальное время, а больше - означает лучше. Но подобные вычисления ведут к убыткам. Высокая прибыль сетей фаст-фуда говорят о том, что это выгодно, прежде всего, владельцам, а не клиентам;

3. Предсказуемость. Практикует  посетителям еду без «сюрпризов». Все блюда и продукты, предназначенные  для них, будут одинаковыми в  любой точке мира. Бренд должен  нести в себе предсказуемость  для потребителя, а именно: слоган, торговые точки, стойки, меню на  стене со списком имеющихся  напитков. Отличие составляет лишь  в национальной кухне, где вместо  свинины в России, вам предложат  гамбургер из баранины в Китае. Но техника и время приготовления будут совершенно идентичными;

4. Контроль. Как известно, все действия работников ресторана  строго контролируются, но надо  отметить, что контролю также  поддаются посетители подобных  заведений. Неудобные стулья, бесконечные  очереди и шум, направленны как  раз на то, что задерживаться  на долгое время в таком  месте не приходится. «Макдональдс»  осуществляет значительный контроль  при помощи нечеловеческих технологий. Например, большую часть креативных  барист поменяли на автоматы (с соответствующей потерей навыков и волшебства). Дж. Ритцер, в свою очередь, предлагает следовать его советам, во избежание превращения в роботов. К ним относятся: проживание в доме, построенном своими руками, отказ наговаривать послания на автоответчик, знакомство с местными жителями на отдыхе, т.е. избегание любой повседневной рутины: «Старайтесь день ото дня делать как можно больше вещей как-нибудь по-новому», — рекомендует он [10].

Информация о работе Теория «макдональдизации» общества Дж. Ритцера