Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:51, доклад
Будучи убежденным в том, что «общим принципом должно быть laissez faire», Дж.С. Милль, особенно судя по главе 11 книги V, все же понимает, что существуют различные сферы общественной деятельности — сферы «бессилия рынка», где рыночный механизм неприемлем.
Теория реформ Дж.С. Милля (2) |
28.07.2011 15:38 |
Будучи
убежденным в том, что «общим принципом
должно быть laissez faire», Дж.С. Милль, особенно
судя по главе 11 книги V, все же понимает,
что существуют различные сферы общественной
деятельности — сферы «бессилия рынка»,
где рыночный механизм неприемлем. И для того, чтобы без ниспровержения «системы частной собственности» обеспечить «ее улучшение и предоставление полного права каждому члену общества участвовать в приносимых ею выгодах» и чтобы утвердился порядок, при котором «никто не беден, никто не стремится стать богаче и нет никаких причин опасаться быть отброшенный назад из-за усилий других протолкнуться вперед», автор «Основ...» обращается к возможностям государства в части создания инфраструктуры, развития науки, упразднения законов, запрещающих деятельность профсоюзов или ограничивающих ее, и т.д. Доктрина социальных реформ Дж.С. Милля своим возникновением «обязана» его допущению мысли о том, что нельзя изменит лишь законы производства, а не законы распределения. В этом явно непонимание того, что «производство и распределение не состав ляют обособленных сфер; они взаимно и почти всесторонне проникают друг в друга». Поэтому тенденциозны и главные положения его реформ, которые Ш. Жид и Ш. Рист свели к трем нижеследующим позициям: 1) уничтожение наемного труда при помощи кооперативной производительной ассоциации; 2) социализация земельной ренты при помощи земельного налога; 3) ограничение неравенства богатства при помощи ограничения права наследования. Качество образования, по Миллю, выявляется не сразу, и, чтобы не позволить правительству «лепить мнения и чувства людей, начиная с юного возраста», им рекомендуется не общедоступное государственное образование, а система частных школ или обязательное домашнее образование до определенного возраста. Государственные школы, по его мнению, могут быть исключением только для отдаленных районов. Общественный образовательный минимум, поставленный на частную основу, полагает автор «Основ...», необходимо сочетать с системой государственных экзаменов (за неуспех на экзамене взимаемый с родителей налог явится компенсацией за продолжение образования), вменив в обязанность государства обеспечение «денежной поддержки начальной школы». |