Теории происхождения общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:01, реферат

Краткое описание

Инструментальная концепция ставит во главу угла человечес­кую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей. Прими­тивные, а затем все усложняющиеся, они экономили усилия человека в добыче тепла и пропитания, обеспечении защиты и сохранении продуктов. Используя орудия, люди обучались трудить­ся, повышалось их благосостояние. Это привело к функционально­му делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная организация.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 41.50 Кб (Скачать)


2

 

Существует 5 теорий происхождения общества:

      Инструментальная

      Семантическая

      Сексуальная

      Гендерная

      Кратическая

Рассмотрим их в общих чертах.

Инструментальная концепция ставит во главу угла человечес­кую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей. Прими­тивные, а затем все усложняющиеся, они экономили усилия человека в добыче тепла и пропитания, обеспечении защиты и сохранении продуктов. Используя орудия, люди обучались трудить­ся, повышалось их благосостояние. Это привело к функционально­му делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная организация.

Сексуальная концепция базируется на такой особенности чело­века, как внесезонный характер размножения и удовольствие от спаривания. Это сочетание физиологических характеристик при­водит к спонтанному, неконтролируемому хаосу вынашиваний и рождений, которые выбивают жизнь группы из ритма, делают ее непредсказуемой, требуют обеспечения повышенной физической защиты слабых членов общины — женщин и детей — и могут создавать нагрузки, гибельные для конкретного сообщества. Уста­новление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины. Регламент воспроизводства, развиваясь и принося свои плоды в виде более предсказуемой перспективы, возможности планировать хозяйст­венную жизнь и персональные взаимоотношения, дает социальную организацию, которой человечество успешно пользуется до сих пор.

Кратическая концепция опирается на принципы общей теории систем и выводит возникновение человеческих ассоциаций, спо­собных выполнять сложную целесообразную деятельность, из раз­вития управляющей подсистемы. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно. Соединяясь с природной экспансивностью (жадностью и любопытством), эти качества легко превращаются в «монополии», когда приоритет человека по значимому признаку (физическая мощь, ловкость, изобретатель­ность, наблюдательность и др.) позволяет ему занять позицию лидера и прибрать к рукам сразу все выигрыши: лучшее место, лучшую пищу, лучших сексуальных партнеров и т.п. Научаясь повелевать и принимать знаки подчинения соплеменников, лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди осталь­ных членов общины. Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства (суть: порядка), ложатся в основу соци­альной организации, т.е. регламентированной, упорядоченной, подконтрольной в своей деятельности и развитии человеческой ассоциации. Элита, получая желаемое, использует власть — разно­образные рычаги влияния на массу, чтобы сохранить привилегию своего положения и присваивать создаваемые группой ресурсы, но взамен, в силу своей же заинтересованности, стремится обеспечить защиту, рост и процветание общины (продуктами которой она кормится).

Гендерная концепция основана на анализе распределения соци­альных ролей между полами. Рожденная в русле феминистской социологии, она отражает гамму теоретических установок иссле­дователей, изучающих половое неравенство в обществе. Поскольку женщина обладает биологической монополией на воспроизводство рода, а в силу физической недееспособности человеческих младен­цев становится не только родительницей, но и первым образцом для подражания, она «по естеству» обладает значимостью и рас­порядительной волей. Мужчина в силу тех же причин индивиду­ально незначителен, заменяем и функционально занимает роль сервера по обслуживанию процесса воспроизводства, обеспечивая: зачатие, защиту, тепло, кров и питание. Неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, мужчины (и в этом состоит их исто­рическая гениальность) создают искусственный противовес жен­ской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма делают вывод, что в тот момент, когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, об­щность, в которой действуют правила общежития. Несмотря на то, что мужчины испокон века нарушали собственные договорен­ности, они продолжают держаться своей первобытной круговой поруки и не допускают женщин в социально значимые сферы, связанные с руководством, распоряжением ресурсами, властью. В этом смысле политика есть порождение андрогенной цивилизации (которая, кстати, именно в период нашей жизни потихоньку приходит в упадок и расслабление, поэтому роль женщин в современном мире повышается и существенно видоизменяет сло­жившиеся отношения, решения и структуры).

Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Люди действительно потря­сающе уязвимы и в физическом, и в психическом смысле. Стоит также допустить, что мы не самые хитрые и не самые умные на планете (хотя бы потому, что мы самовлюбленные, т.е. «слепые», и недальновидные, т.е. «тупые»). К тому же, для разнообразия, стоит подумать над тем, что человек — один из относительно молодых видов, поскольку антропологи отводят ему самое большее 8—10 миллионов лет эволюции, в то время как по планете бегают, ползают и плавают существа, в десятки раз более «апробирован­ные» разнообразными циклами земной жизни, поэтому считать себя достаточно неуязвимыми у нас нет никаких оснований. В связи с этой биологической слабостью закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий, к созданию кол­лективного «органического тела», способного справляться с мно­жеством разнообразных задач. Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, дифференциацией и комбинированием функций. Такая сложноорганизованная деятельность требует пред­варительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разрабатывая «обозначения» и символы, договариваясь о правилах толкования знаков, все активнее используя речь, люди формируют организованный мир коммуникации, которая предваряет, опосредует и завершает циклы материальной, продуктивной, деятельности. В результате возникает система упорядоченных (до­говоренных) коллективных взаимодействий и специальных груп­повых функций, формируется общество.

Социологические концепции происхождения человеческих ас­социаций, как видим, очень разнообразны. Они апеллируют к разным факторам формирования наблюдаемой сегодня общест­венной реальности. И действительно, техника, семья, власть, неравенство, язык являются неотъемлемыми, существенными фак­торами организации особого облика современных обществ в их уникальном воплощении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1) Волков Ю.Г. , Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998. - 432с.

 



Информация о работе Теории происхождения общества