Э. Дюркгейм и его теория развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Являлся продолжателем позитивистской контовской традиции в социологии.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 35.83 Кб (Скачать)

Введение

     Давид Эмиль Дюркгейм  (1858-1917) —  французский социолог и  философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Являлся продолжателем  позитивистской контовской традиции в социологии.

       В истории социологии он представлял  новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический  предмет научного изучения социологии - "социальную сферу". 

          Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.

      Целью данной контрольной работы является отражение сущности социологических  взглядов Дюркгейма. Спектр рассматриваемых  Дюркгеймом проблем достаточно широк, мы остановимся на следующих его  работах: «Метод социологии», «О разделении общественного труда».

    Задачи:

    1. Рассмотреть учение о методе  Дюркгейма и концепцию социального  факта.

    2. Передать основное содержание  социальной теории Эмиля Дюркгейма  – поиск социальной солидарности. Охарактеризовать нормальное и  патологическое развитие общества.

    3. Выявить, что такое парадигма  в социальной интерпретации, и  какие парадигмы можно выделить  в социологии. 

Учение  о методе Э. Дюркгейма  и концепция социального  факта. Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма

     Эмиль Дюркгейм – французский  философ,  педагог  и социолог, один из создателей социологии  как науки. Он  разработал четкую  концепцию предмета социологии и считается классиком теории социологического метода.

       Социально-политические взгляды Дюркгейма носили реформаторский характер. Он выступил теоретиком буржуазно-либерального движения за всеобщую солидарность, классовый  мир и согласие, боролся за отделение  церкви от государства и школы  от церкви. Он был убежденным рационалистом, а рационализм следует рассматривать  как французскую национальную традицию, которая восходит к Декарту.

       В социально-философской концепции  Дюркгейма социология занимает центральное  место среди общественных наук. Она  вооружает, по его мнению, все другие общественные науки методом и  теорией, на базе которых должны вестись  исследования в различных областях общественной жизни.

          Дюркгеймовская концепция  социологии основывается на теории социального  факта. «Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов. Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д. Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.

    Дюркгейм  разработал четкую концепцию предмета социологии — считается классиком теории социологического метода. Принципы социологии:

  1. Общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.
  2. Общество первично по отношению к составляющим его людям.
  3. Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

    По  его мнению, социология должна изучать  социальную действительность, которая  обладает специфическими качествами, и т.о. должна иметь свои специфические  методы.

    Различают два аспекта «социологизма»: онтологический и методологический. Онтологическая сторона “социологизма” выражена в следующих положениях.

  1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и “реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.
  2. Общество - это реальность особого рода. не сводимая к другим ее видам.
  3. Онтологическая сторона “социологии” но сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности.

    Дюркгейм  признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно  начинает жить по своим собственным  законам.

      Методологический  аспект “социологизма”.

  1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе -социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.  Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи”. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.
  2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
  3. Однако “социологизм” Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его “социальным реализмом” общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснении провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рола наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

      Таким образом, признание социологии специфической  наукой дополняется “социологизме” своеобразным социологическим экспансионизмом (иногда обозначаемым как “социологический империализм”). Общая социология, подобно  общей биологии, осуществляет теоретический  синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская  сторона науки.  

      Основное  содержание социологической  теории Э. Дюркгейма  – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества

      Центральной социологической идеей, которая  практически про ходит через  все творчество Дюркгейма, является идея общественной солидарности. Ее решение  связано, прежде всего, с ответом  на вопрос: «Каковы те связи, которые  объединяют людей друг с другом?»  Данная проблема рассматривается Дюркгеймом в работе «О разделении общественного  труда» (1893 г.).

      Эта тема, начиная с О. Конта, была постоянно  в центре внимания социологии. Дюркгейм опирался на традицию социологов-органицистов, которые считали разделение труда  «общебиологическим фактом». Да, разделение труда - закон природы, и с этим соглашался и Э. Дюркгейм, но он рассматривает  этот процесс не вообще, а с точки  зрения соотношения личности и общества. Он задается вопросом: отвечает ли разделение труда интересам личности, морально ли оно? А главное, как влияет разделение труда на социальную солидарность людей  в обществе?

      В объяснении этой проблемы Дюркгейм отталкивается  от типичной для социологии XIX века идеи двух типов общества: традиционное и современное. Отсюда он выделяет два  типа социальной солидарности. Во-первых, механическую солидарность, которая  была типична для традиционного, архаического общества и основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком  обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком  покрывает индивидуальные особенности, то есть отсутствует собственное  «Я» - «Я это только МЫ». Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.

      Во-вторых, органическую солидарность, которая  порождается разделением общественного  труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Именно благодаря  разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая  раньше поддерживалась репрессивными  мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно (разделение труда) вместе с этим становится основанием морального порядка». Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса.

      Рассматривая  солидарность как высший моральный  принцип, высшую универсальную ценность, Дюркгейм признавал моральным и  разделение труда. Однако нельзя не заметить, что общество, в котором доминирует органическая солидарность, создает  условия для расцвета индивидуализма. Сама мораль и коллективная потребность  предполагают здесь проявить себя. Вместе с тем, в обществе, где уважается  личность, для поддержания мирного  сосуществования дифференцированных индивидов необходимы общие ценности. В обществе, высшим законом которого является индивидуализм, важно придать  коллективному сознанию достаточный  авторитет и достаточно широкое  содержание.

      Тем не менее, любое современное общество, в котором господствует органическая солидарность, чревато опасностью разъединения и аномалии. Дюркгейм, естественно, видит наличие социальных проблем  и конфликтов. Вместе с тем, он считал их просто отклонением от нормы, вызванным  недостаточной отрегулированностью  отношений между главными классами общества. В этом плане Дюркгейм развивал идею создания профессиональных корпораций в качестве новых органов  общественной солидарности. Они должны, по его замыслу, выполнять широкий  круг общественных функций - от производственных до морально-культурных, вырабатывать и внедрять в жизнь новые формы, которые будут регулировать отношения  между людьми и способствовать развитию личности. Решающую роль в деле социальной интеграции Дюркгейм отводил идеалам  и верованиям («коллективным представлениям»), видя в них главные компоненты морали и религии. Этим проблемам, носящим  в значительной степени социально-философский  характер, была посвящена его последняя  крупная работа «Элементарные формы  религиозной жизни. Тотемическая система  в Австралии» (1912 г.). В этой работе им был высказан ряд интересных идей о структуре и социальных функциях религии. Немаловажным аспектом данной работы являлась попытка Дюркгейма выявить социальную природу познавательного процесса. Этим он сыграл важную роль в становлении социологии познания.

      Последовательно проводя мысль о «коллективном  сознании» как источнике и  регуляторе общественной жизни и  общественного развития, Дюркгейм распространяет ее и на происхождение философских  категорий. По его мнению, логические категории - суть «коллективные представления», они передают состояние коллектива, и в этом заложена их всеобщность  и устойчивость. Он отмечал, что коллективные представления – «продукт громадной  кооперации во времени и пространстве. Чтобы создать коллективные представления, множество различных умов соединили, синтезировали, сочетали свои идеи и  чувства, многие поколения накапливали  в них свои знания и опыт». В  коллективных представлениях, по Дюркгейму, сконцентрирована своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатая и сложная, чем умственная жизнь индивида.

Информация о работе Э. Дюркгейм и его теория развития общества