Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:24, контрольная работа
Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Являлся продолжателем позитивистской контовской традиции в социологии.
Причиной разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий интенсивность социальной жизни, возрастание “физической плотности”, “объема” общества. Все, что неразрывно связано с увеличением “моральной или физической плотности”, т.е. уровня социального взаимодействия, непреодолимо ведет к разделению труда. Нормальное состояние общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться развитым экономическим планированием и нормативной регуляцией трудовых отношений, осуществляемой производственными корпорациями. В данном случае он отождествлял нормальное с оптимальным, наилучшим.
Наряду с нормальным состоянием общества Дюркгейм выделял “ненормальные формы” разделения труда. Одной из форм таких ненормальных состояний является аномия, т.е. такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Дюркгейм искал объяснения аномии в неразработаности правил, регулирующих отношения между социальными функциями. Наличие нерегулируемой конкуренции, классовых конфликтов, рутинности труда и деградации рабочей силы он определял как болезни слишком быстрого роста производства и разделения труда, как побочные продукты естественной эволюции.
Преодоление “ненормальных форм” мыслилось Дюркгеймом на пути мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров, установления свода правил, жестко регламентирующих отношения классом, введения справедливости и равенства “внешних условий”, т.е. равенства социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам.
Анализируя
проблемы “принудительного характера”
труда, морального и экономических
кризисов общества, антагонизма труда
и капитала, Дюркгейм был склонен
рассматривать их как результат
недостаточной отрегулированное отношений
между главными классами общества,
как нездоровый элемент в жизни
общества, которое в целом
Что такое парадигма в социологической интерпретации?
Какие парадигмы можно выделить в социологии?
Каждая наука имеет свои парадигмы. Как известно, крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур. Между парадигмами всех наук есть некоторая общность, проявляющаяся в господствующем в те или иные времена человеческой истории способы научного мышления.
Парадигма
науки это система ее исходных
категорий, идей, положений, допущений
и принципов научного мышления, позволяющая
давать непротиворечивое объяснение изучаемым
явлениям, выстраивать теории и методы,
на основе которых реализуются
Социологическая
парадигма также как любой
другой науки есть система ее исходных
категорий, идей, положений, допущений
и принципов мышления, позволяющая
давать непротиворечивое объяснение изучаемым
явлениям, выстраивать теории и методы,
на основе которых реализуются
Синергетическая парадигма отражает саморазвитие равновесно противодействующих сил (экономических, политических, военных, культурно-идеологических и др.) проблемам устойчивости (неустойчивости) мира, отдельных обществ.
Институциональная парадигма утверждает особую роль в социальных системах тех форм социальной практики, посредством которых обеспечивается устойчивость связей между субъектами социальной жизни и которые называются социальными институтами. В свете этой парадигмы изучается предназначение и функции социальных институтов, закономерности их функционирования, видоизменения и взаимосвязей с другими социальными структурами общества, а также друг с другом. Особый тип единиц социологического исследования составляют институции. Социальные институты не совпадают с группами, хотя являют собой стандартизированные образцы взаимодействия.
Часто отличие групповых признаков от институциональных неочевидно. Например, семья как группа лиц, объединенных родством или свойством и ведущих общее хозяйство, отличается от семьи как институционального образования. Как правило, в развитых цивилизованных странах в качестве средства институционализации выступают нормы права; в архаичных же обществах институционализация поддерживается обычаем и ритуалом.
Выбор институциональных единиц составляет достаточно сложную проблему при проектировании социологического и социально-экономического исследования.
Структурно-функциональная парадигма - не простая сумма двух названных подходов, а такой их синтез, который позволяет глубже осмыслить механизмы жизнедеятельности и стабильности социальных систем. Это достигается, прежде всего, выяснением того, каким образом совмещаются друг с другом функции: а) элементов системы относительно друг друга, основополагающих структур и всей системы; б) структур относительно друг друга, составляющих их элементов и всей системы; в) системы относительно ее структур и элементов; г) разных систем относительно друг друга.
Функционализмом называют такой анализ социальных систем, как больших (государств, общественных классов, социальных институтов и т.п.), так и малых (семей, трудовых коллективов, иных микросоциумов), который основан на выяснении функций элементов, взаимодействие которых образует исследуемую систему.
Парадигма символического интеракционизма исходит из того, что люди обретают свою человеческую природу, образуют и реализуют социальную жизнь благодаря взаимодействиям (интеракциям) с помощью разнообразных символов. Отсюда вытекает их повышенный интерес к анализу процессуального аспекта взаимодействий.
Феноменологическая парадигма заключена в осмыслении общества как явления, созданного и постоянно воссоздаваемого духовным взаимодействием людей, в т.ч. процессами межличностных коммуникаций. Исследователи, взявшие на вооружение эту парадигму, изучают содержание и формы тех коммуникаций, которые особенно значимы для социальной жизни, понимания людьми друг друга. Язык социологии таков, что практически ни одно из используемых в нем понятий не конструируется вне мира повседневности. «Богатство» и «бедность», «сплоченность» и «конфликт», «ролевая идентификация» и «ретретизм» - все социологические концептуализации содержат значительный компонент обыденности, нечто двусмысленное, текучее, зависящее от обстоятельств. Лексикон социологии придает строгие очертания тому, что в обыденности принято называть «жизненным опытом». Связь с миром повседневности - одна из существенных особенностей социологической методологии, отличающая ее, например, от методологии естественных наук.
Этнометодологическая парадигма близка к предыдущей, но отличается от нее распространением методов этнографии и социальной антропологии на социологию. Она нацеливает на изучение процедур не только субъективного истолкования людьми своей социальной жизни, но и скрытых и неосознаваемых ими механизмов социальных коммуникаций.
Как любую другую, социологическую методологию составляют два уровня: эмпирический и теоретический, которым предшествует гипотеза.
Эмпирический уровень преимущественно аналитичен, поскольку из объекта исследований вычленяется посредством абстрагирования предмет исследования и затем происходит изучение его частей. На эмпирическом уровне происходит сбор социальных фактов, их обработка и эмпирическое обобщение.
Теоретический
уровень - это уровень создания гипотез
и теорий на основе эмпирических исследований.
Из теории дедуктивным путем выводятся
эмпирически проверяемые следствия, и
исследование вновь спускается на эмпирический
уровень в целях проверки теоретических
концепций. На теоретическом уровне начинает
преобладать синтез. Он сначала выступает
в роли гипотезы, обобщающей отдельные
результаты исследования, а затем в виде
теоретического конструкта. Таким образом,
в структуре социологических исследований
теоретическое и эмпирическое представляют
собой две подсистемы единого целого,
соответствуя критерию научности.
Заключение
Эмиль Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований.
Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придал изучению причин порядка и беспорядка в обществе.
Дюркгейм
хотел придать социологии статус
самостоятельной науки со своим
специфическим объектом, социальными
фактами и сравнительным
Дюркгейм исходил из необходимости практической ориентации социологического знания. Но для того чтобы эта ориентация могла осуществиться, для того чтобы социология приносила пользу обществу, он считал необходимым в процессе познания отделять профессиональную этику социолога от гражданской этики, познавательные ценности - от любых других.
Социология, как считал Дюркгейм, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющей отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями.
Коллективное сознание и возникающая как его следствие солидарность отдельных людей являются связующим средством, без которого не существует общественного порядка.
В
качестве связующей категории между
обществом и ценностными
Механическая солидарность присуща неразвитым, архаическим обществам, в котором действия и поступки людей однородны. Такое общество стремится полностью подчинить себе индивида, регулировать его сознание и поведение. Органическая солидарность основывается на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.
Задачей социологии, согласно Дюркгейму, является установление «нормального» через выявление отклоняющегося поведения, влекущего за собой санкции. Лишь отклоняющееся указывает на то, что всеми считается нормальным.
Парадигма - специфическая структура, включающая различные по содержанию и характеру вариации представлений о предмете науки, ее основополагающих теориях и используемых методов.
Парадигма
науки - это система ее исходных категорий,
идей, положений, допущений и принципов
научного мышления, позволяющая давать
непротиворечивое объяснение изучаемым
явлениям, выстраивать теории и методы,
на основе которых реализуются
Социологическая
парадигма также как любой
другой науки есть система ее исходных
категорий, идей, положений, допущений
и принципов мышления, позволяющая
давать непротиворечивое объяснение изучаемым
явлениям, выстраивать теории и методы,
на основе которых реализуются
Таким
образом, Дюркгейм дал одно из наиболее
развернутых и убедительных онтологических
обоснований необходимости и
возможности социологии как науки.
Он доказывал, что общество - это
реальность особого рода, которая
обладает столь же высокой прочностью
и устойчивостью. Дюркгейм отстаивал
необходимость осторожного и
уважительного отношения к
:
24165
Информация о работе Э. Дюркгейм и его теория развития общества