Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 15:56, курсовая работа
Целью курсовой работы – проанализировать структуру процесса макдональдизации и её влияние на общество в целом.
В соответствии с этим важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы, являются следующие:
- изучить созданную Дж. Ритцером теорию макдональдизации общества как проявления нового типа формальной рациональности на примере распространения сетей быстрого питания «Макдональдс»;
- проанализировать общество потребления Ритцера и других авторов, на примере К. Маркса и Ж. Бодрийяра и выяснить, какое место занимает макдональдизация в современном обществе потребления;
Введение……………………………………………………………………………......5
Глава 1. Макдональдизация как проявление формальной рациональности Дж. Ритцера…………………………………………………………………………….6
«Макдональдс» как икона глобального мира………………………………10
1.2. Новые средства потребления и их рассмотрение в работах Дж. Ритцера…………………………………………………………………………...........12
Глава 2. Американизация и глобализация в обществе: интерпретация Дж. Ритцера…………………………………………………………………......................13
Макдональдизация как пример глобализации «ничто» и «нечто»………………………………………………………………….............16
Преимущества и недостатки процесса макдональдизации общества………………………………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………………...22
Библиографический список………………………………………………………..23
- более широкий ассортимент товаров и услуг стал доступен большей части населения;
- доступность товаров и услуг меньше, чем раньше, зависит от времени и географического положения; люди могут теперь слать текстовые сообщения или е-мейлы;
- люди могут получить
то, что хотят практически
- более экономичные
- потребление некоторых
товаров (например, программ диет
или физических тренировок) стало
безопаснее в надежно
- стандартизация предлагаемых
услуг выгодна с точки зрения
пользования материальными
На самом деле,
когда речь идет о
1. Люди, которые видят в макдональдизации «жизненную клетку» подобно Максу Веберу. Это те люди, которые выросли в подобных системах и им трудно от них оторваться, потому что это самые лучшие привычки системы, которые они видели, а выбирать им не приходится.
2. Люди, считающие макдональдизацию «резиновой клеткой». Живя в гуще этих систем, они стараются к ним привыкнуть, пытаются избегать их, разбавляя свою жизнь. Они - те люди, которые предпочитают на выходные покидать шумные города и ехать наслаждаться природой, ловить рыбу, встречать рассвет. А в повседневной жизни оставляют голосовые сообщения как в давние времена, а по выходным пекут хлеб. Согласитесь, в этом есть что-то волшебное.
3. Люди – критики
Надо отметить,
что нарастающая
Заключение
Концепция макдональдизации оказывается на сегодняшний день современным подобием просветительского разделения общества на «воспитателей», с одной стороны, и «воспитуемых» как «продуктов» их деятельности, с другой. Если поначалу она выражала лишь коммерческие преимущества систем быстрого питания, то затем ее принципы получили более широкое распространение, проявляя свой иррелевантный характер. Он указывает на такой смысл вещи, который нейтрален к ее реальному существованию, обозначая, тем самым, формы сознания, в которых выступает чисто смысловая значимость вещи. Исходным принципом понимания реальности в этом случае оказывается именно не бытийно, но только смысловая предметность, для которой всякое «быть» имеет только смысл «значить».
Таким образом, понятие «макдональдизация» есть управленческая концепция, иррелевантность содержания которой проявляется в возможности ее применения в различных областях жизни в качестве средства управления. Информатизация как ведущая сторона глобализации и американизации имеет при этом ключевое значение. Наша страна при этом превращается в гигантский многонациональный котел, в котором смешиваются самые разные влияния и стили, и большинство из нас этим довольны. Но это одновременно означает, что мы не имеем права заглядывать в чужое окно и критиковать других за следование нашим путем. Конечно, многие чувствуют, что США имеет большое влияние в этом процессе, так что происходящее представляет собой не столько глобализацию культуры, сколько американизацию. Как это ни парадоксально, причина такого представления заключается в ограниченности кругозора части американцев. Как мы увидели, тенденция к гомогенизации — или, точнее, движение в направлении «единообразного разнообразия» — это результат действия сложной совокупности сил [9, c. 408]. Отчасти подобная тенденция есть отражение потребительских предпочтений, отчасти она является результатом эффекта масштаба, отчасти она вызвана диспропорциональной распространенностью товаров на рынке и отчасти — всеобщими, неподвластными времени человеческими наклонностями. Совсем не очевидно, что мы в силах с этим бороться, и, кроме того, кто сказал, что нам следует с этим бороться!
Таким образом,
«машина» создает иллюзию
Библиографический список
9. Ритцер, Дж. Макдональдизация
общества [Текст]: Традиционные и новые
ценности: политика, социум, культура /
Дж. Ритцер. - М., 2001.
10. Ритцер, Дж. Современные социологические
теории [Текст]: учеб. пособие /Дж. Ритцер.–
Спб.: Питер, 2002. – 688 с.
11. Ритцер, Дж. Российская социологическая
энциклопедия / Под общей редакцией академика
РАН Г.В.Осипова, 1998 URL: http://voluntary.ru/
12. Здравомыслов, А.Г. Сравнительный
анализ национальных социологических
школ в их отношениях к национальным культурам
[Элеткронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/index.php?
13. George Ritzer, Lee Hockstader. “No Service, No Smile, Little Sauce”. Washigton Post, August 5,1991, p.A12
14. Robert J. Samuelson. “In Praise of McDonald’s”. Washington Post, November 1, 1989, p.A25
Информация о работе Теория «макдональдизации» общества Дж. Ритцера