Теория «макдональдизации» общества Дж. Ритцера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы – проанализировать структуру процесса макдональдизации и её влияние на общество в целом.
В соответствии с этим важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы, являются следующие:
- изучить созданную Дж. Ритцером теорию макдональдизации общества как проявления нового типа формальной рациональности на примере распространения сетей быстрого питания «Макдональдс»;
- проанализировать общество потребления Ритцера и других авторов, на примере К. Маркса и Ж. Бодрийяра и выяснить, какое место занимает макдональдизация в современном обществе потребления;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………......5
Глава 1. Макдональдизация как проявление формальной рациональности Дж. Ритцера…………………………………………………………………………….6
«Макдональдс» как икона глобального мира………………………………10
1.2. Новые средства потребления и их рассмотрение в работах Дж. Ритцера…………………………………………………………………………...........12
Глава 2. Американизация и глобализация в обществе: интерпретация Дж. Ритцера…………………………………………………………………......................13
Макдональдизация как пример глобализации «ничто» и «нечто»………………………………………………………………….............16
Преимущества и недостатки процесса макдональдизации общества………………………………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………………...22
Библиографический список………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

курсовая Иванова О.В..docx

— 58.61 Кб (Скачать)

- более широкий ассортимент  товаров и услуг стал доступен  большей части населения;

- доступность товаров  и услуг меньше, чем раньше, зависит  от времени и географического  положения; люди могут теперь  слать текстовые сообщения или  е-мейлы;

- люди могут получить  то, что хотят практически мгновенно  и гораздо более удобным для  них образом;

- более экономичные альтернативы  дорогостоящим, индивидуальным товарам  и услугам сейчас широкодоступны; следовательно, люди могут позволить  себе кое-что (например, виртуальные  экскурсии через Интернет);

-  потребление некоторых  товаров (например, программ диет  или физических тренировок) стало  безопаснее в надежно регулируемых  и контролируемых системах;

- стандартизация предлагаемых  услуг выгодна с точки зрения  пользования материальными благами. Многие продукты культуры также  ценятся благодаря выгоде, получаемой  индивидами от членства в многочисленной  аудитории. Удовольствие от просмотра  кинофильма или книги во многом  заключается в последующем их  обсуждении в компании друзей  или родных.

    На самом деле, когда речь идет о глобализации  макдональдизированных систем, которые быстро адаптируются к различным обществам, хочется заметить, что макдональдизация не акцентирует внимание на продуктах питания. Хочется сказать, что это процесс не про еду, а про системы, которые обладают принципами, такими как: эффективность, предсказуемость, контроль. Как сказал бывший управляющий Макдональдса в Сингапуре: «Макдональдс продает систему, а не продукты» [9]. Так как же с ней справляться?  Ответ достаточно прост: все дело в вашем отношении к данной ситуации. Существуют три разновидности отношений:

1. Люди, которые видят  в макдональдизации «жизненную клетку» подобно Максу Веберу. Это те люди, которые выросли в подобных системах и им трудно от них оторваться, потому что это самые лучшие привычки системы, которые они видели, а выбирать им не приходится.

2. Люди, считающие макдональдизацию «резиновой клеткой». Живя в гуще этих систем, они стараются к ним привыкнуть, пытаются избегать их, разбавляя свою жизнь. Они - те люди, которые предпочитают на выходные покидать шумные города и ехать наслаждаться природой, ловить рыбу, встречать рассвет. А в повседневной жизни оставляют голосовые сообщения как в давние времена, а по выходным пекут хлеб. Согласитесь, в этом есть что-то волшебное.

3. Люди – критики макдональдизации, не принимающие их законы и стремящиеся сломать систему дегуманизации в обществе.

    Надо отметить, что нарастающая рационализация  уничтожает не только мечты, но  и существенно подрывает здоровье  людей. Во-первых, это опасность от  самих блюд, приготовленных в  ресторанах быстрого питания. Фаст-фуд  по своему составу содержит  вредные транс-жиры, употребление  которых ведёт к повышению  уровня холестерина в крови  и избыточному лишнему весу. Америка  уже может продемонстрировать  последствия фаст-фуда на себе, большая половина людей страны страдает ожирением, а что ещё хуже, воздействию подаются не только взрослые люди, но и дети разных возрастов.  Макдональдс удивляет людей гиганскими размерами своих гамбургеров, от которых трудно отказаться. В одном таком гамбургере содержится суточная  норма калорий для  здорового человека. Возникает вопрос: почему индустрия «Макдональдсов» не использует при приготовлении блюд более  полезные продукты? Ответ прост: ресторанам выгодно приобретать товары, которые имеют сравнительно дешевую себестоимость, просты к экспортировки и долго не портятся.  Получается, что красивые картинки, манящие посетителей  вкусной едой оказываются лишь маркетинговой «ловушкой». Правда, в последнее время, в связи с пропагандой здорового образа жизни, рестораны фаст-фуда стали вносить в меню больше полезных ингредиентов, но от этого не убавилось содержание жира в гамбургере. Руководство отдает себе отчет в том, что если снизить калорийность их блюда, значит сделать его неконкурентоспособным на рынке быстрого питания. Попадают под негативное влияние и сами сельскохозяйственные предприятия. Мы не можем утверждать, что курица, выращенная в стандартных условиях на ферме, разделанная и выпущенная с конвейера является чистым продуктом на витринах супермаркета. Учитывая высокий процент тучности среди детского возраста, можно сказать, что макдональдизация мира вовсе не означает прогресс, если речь идет о диете [10, c. 370]. На фаст-фуд злятся не только диетологи и эпидемиологи, но и экологи. Макдональдизация негативно влияет на экологическую ситуацию в мире. Проблемы касаются загрязнения почвы, воды, воздуха. В речные протоки осуществляется сброс ядохимикатов, из-за заражения воды возросло число инфекционных заболеваний, а у женщин чаще случаются выкидыши. Проблема выращенного единообразного картофеля для приготовления картофеля фри побуждает  предпринимателей добавлять большое количество химикатов для ускорения процесса роста. На производство картонных упаковок уходит бесчисленные квадратные километры леса. Ещё одним негативным фактором рациональной системы является её гомогенность. Какую бы страну, город вы не посетили, всегда столкнетесь с однообразными американизированными ресторанами быстрого питания, где все больше однообразия и меньше разнообразия. Меняется лишь название франшизов – небольших производных «Макдональдса», а принцип производства укореняется как в производстве, так и в сознании людей. В процессе этого человеческие стремления к новому ограничиваются, сменяясь нечеловеческими технологиями. А это приносит в жизнь единообразие и предсказуемость. Дегуманизированное влияние макдональдизации можно считать главной причиной иррационализации систем и её эффективности. Машинные технологии сменили человеческий труд, в результате работникам «Макдональдс» не разрешается вносить что-то новое при приготовлении блюд, не поощряются их творческие способности – всё это влияет на большее отвращение к работе, высокой текучести кадров. Работник в таком случае становится узкоспециализированным и «натасканным» на выполнение однообразных операций. Рестораны фаст-фуда дегуманизируют посетителей. Люди в процессе употребления продукта становятся похожи на автоматы, совершающие положенные операции, и не испытывают  «истинной» благодарности ни за саму пищу, ни за свои ощущения при этом. Все вполне предсказуемо, даже сказанное работником «Привет». Если за что и можно похвалить, то только за эффективность выполнения и быстроту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Концепция макдональдизации оказывается на сегодняшний день современным подобием просветительского разделения общества на «воспитателей», с одной стороны, и «воспитуемых» как «продуктов» их деятельности, с другой. Если поначалу она выражала лишь коммерческие преимущества систем быстрого питания, то затем ее принципы получили более широкое распространение, проявляя свой иррелевантный характер. Он указывает на такой смысл вещи, который нейтрален к ее реальному существованию, обозначая, тем самым, формы сознания, в которых выступает чисто смысловая значимость вещи. Исходным принципом понимания реальности в этом случае оказывается именно не бытийно, но только смысловая предметность, для которой всякое «быть» имеет только смысл «значить».

    Таким образом, понятие «макдональдизация» есть управленческая концепция,  иррелевантность содержания которой проявляется в возможности ее применения в различных областях жизни в качестве средства управления. Информатизация как ведущая сторона глобализации и американизации имеет при этом ключевое значение. Наша страна при  этом превращается в гигантский многонациональный котел, в котором смешиваются самые разные влияния и стили, и большинство из нас этим довольны. Но это одновременно означает, что мы не имеем права заглядывать в чужое окно и критиковать других за следование нашим путем. Конечно, многие чувствуют, что США имеет большое влияние в этом процессе, так что происходящее представляет собой не столько глобализацию культуры, сколько американизацию. Как это ни парадоксально, причина такого представления заключается в ограниченности кругозора части американцев. Как мы увидели, тенденция к гомогенизации — или, точнее, движение в направлении «единообразного разнообразия» — это результат действия сложной совокупности сил [9, c. 408]. Отчасти подобная тенденция есть отражение потребительских предпочтений, отчасти она является результатом эффекта масштаба, отчасти она вызвана диспропорциональной распространенностью товаров на рынке и отчасти — всеобщими, неподвластными времени человеческими наклонностями. Совсем не очевидно, что мы в силах с этим бороться, и, кроме того, кто сказал, что нам следует с этим бороться!

     Таким образом, «машина» создает иллюзию беспорядка, чтобы вызвать у нас покорность  репрессивной системе. Единственное  возможное решение в данном  случае — анархическое сопротивление  масс, которые должны противиться стремящейся поработить их империи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли [Текст] / Общ, ред. и предисл. П.С. Гуревича. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Политика», 1992. - 608 с.
  2. Буравой, М. Развитие американской социологии: дилеммы институционализации и профессионализации [Текст]: М. Буравой // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1991. - № 1. - С. 74-95.
  3. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира. Социология XXI века  [Текст]/ Пер. с англ. под ред. Б. Л. Иноземцева; Центр исследований постиндустриального общества. — М.: Логос, 2003. — 368 с.
  4. Девятко,  И.Ф. Критика старых и поиск новых моделей объяснения в посткризисной социологической теории [Текст] / И. Ф. Девятко //Т.4. - СПб. 2000. – 342 с.
  5. История буржуазной социологии первой половины ХХ века [Текст]: учебник для студентов высш. уч. зав. / отв.ред. Л.Г.Ионин. - М., 1979. – 354 с.
  6. Осипов, Г.В. История социологии в Западной Европе и США [Текст]: учеб. пособие / Г. В. Осипов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 2001. – 576 с.
  7. Парсонс, Т. О структуре социального действия [Текст] / Т. Парсонс — М.: Академический Проект, 2000. – 256 с.
  8. Парыгин, Б. Я. Основы социально-психологической теории [Текст] / Б. Я. Парыгин.  -  М., 1971. – 186 с.

9. Ритцер, Дж. Макдональдизация общества [Текст]: Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура / Дж. Ритцер. - М., 2001.  
10. Ритцер, Дж. Современные социологические теории  [Текст]: учеб. пособие /Дж. Ритцер.– Спб.: Питер, 2002. – 688 с.

11. Ритцер, Дж. Российская социологическая энциклопедия / Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 URL: http://voluntary.ru/dictionary/619/word

12. Здравомыслов, А.Г. Сравнительный анализ национальных социологических школ в их отношениях к национальным культурам [Элеткронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/index.php?page_id=874

13. George Ritzer, Lee Hockstader. “No Service, No Smile, Little Sauce”.      Washigton Post, August 5,1991, p.A12

14. Robert J. Samuelson. “In Praise of McDonald’s”. Washington Post, November 1, 1989, p.A25

  1. Expressing America: A Critique of the Global Credit-Card Society (Выражение Америки: Критика глобального общества кредитных карт). Newbury Park, CA: Pine Forge Press, 1995.
  2. Metatheorizing in Sociology (Метатеоретизирование в социологии). Lexington, MA: Lexington Books, 1991.
  3. Sociology: A Multiple Paradigm Science, (Социология как мультипарадигмальная наука) Boston: Allyn and Bacon, 1975.

 

 

 

 


Информация о работе Теория «макдональдизации» общества Дж. Ритцера