Татары Поволжья

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности расселения и проживания татар в Поволжье.
Для достижения цели курсовой работы рассмотрим следующие задачи:
- рассмотреть этническую историю татар Поволжья
- проанализировать проживание татар в Саратовской области;
- рассмотреть религиозные верования, язык, традиционное хозяйство татар Поволжья

Оглавление

Введение 4
1.Антропология и этническая история татар Поволжья 8
2.Татары Саратовской области 19
3.Религиозные верования татар Поволжья 22
4.Язык татар Поволжья 26
5.Традиционное хозяйство Поволжских татар 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

татары поволжья.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Монголоидный  тип, характерный для татар Золотой  Орды и сохранившийся у их потомков - ногайцев, астраханских карагашей, а также у восточных башкир, частично казахов, киргизов и др., у татар Среднего Поволжья и Приуралья в чистом виде не встречается. В смешанном с европеоидными компонентами (понтийским типом) состоянии он встречен в среднем в 14,5% (от 7-8% у кряшен до 21% у татар Заказанья). Этот тип, включающий в себя признаки как южносибирских, так и централно-азиатских монголоидов, начинает отмечаться в антропологических материалах Поволжья и Приуралья еще с с гунно-тюркского времени, т.е. с середины I тыс. н.э., известен он также и в раннебулгарском Больше-Тарханском могильнике. Поэтому включение его в антропологический состав татар Поволжья и Приуралья отнюдь нельзя увязывать только со временем монгольского нашествия и Золотой Орды, хотя в это время он и усилился5.

     Антропологические материалы показывают, что физический тип татарского народа сформировался  в сложных условиях метисации  в основном европеоидного населения  с монголоидными компонентами древней  поры. По относительной степени выраженности европеоидных и монголоидных особенностей татары Поволжья и Приуралья (средний балл - 34,9) находятся между узбеками (34,7), азербайджанцами (39,1), кумыками (39,2) русскими (39,4), карачаевцами (39,9), гагаузами (34,0) и туркменами (30,2).

     Этноним исторически закрепился за тюркоязычным населением Урало-Поволжской историко-этнографической области, Крыма, Западной Сибири и за тюркским по происхождению, но потерявшим свой родной язык татарским населением Литвы. Не вызывает сомнения, что волго-уральские и крымские татары являются самостоятельными этносами.

     Продолжительные контакты сибирских и астраханских татар с волго-уральскими, особенно усилившиеся во второй половине XIX в., имели важные этнические последствия. Во второй половине XIX - начале XX вв. шел  активный процесс консолидации средневолжско-приуральских, астраханских и сибирских татар в новую этническую общность - татарскую нацию. Ядром нации в силу своей многочисленности и социально-экономической, а также культурной продвинутости стали татары Волго-Уральского региона. Сложную этническую структуру этой нации иллюстрируют следующие данные (на конец XIX в.): в ней волго-уральские татары составляли 95,4%, сибирские -2,9%, астраханские -1,7%6.

     На  современном этапе о татарах  невозможно говорить без Республики Татарстан, являющейся эпицентром татарской нации. Однако татарский этнос отнюдь не ограничивается рамками Татарстана. И не только из-за дисперсного расселения. Татарский народ, имея глубокую историю и тысячелетние культурные традиции, в том числе и письменности, связан со всей Евразией. Более того, являясь самым северным форпостом мусульманства, татары и Татарстан выступают и как часть исламского мира и великой цивилизации Востока.

     Татары  являются одним из крупных тюрко-язычных  этносов. Общая численность 6.648,7 тыс.чел. (1989 г.). Татары - основное население Республики Татарстан (1.765,4 тыс.чел.), в Башкортостане проживает 1.120,7 тыс.чел., в Удмуртии - 110,5 тыс.чел., Мордовии - 47,3 тыс.чел., в Республике Марий Эл - 43,8 тыс., Чувашии - 35,7 тыс. чел. В целом, основная часть татарского населения - более 4/5 живет в Российской Федерации (5.522 тыс.чел), занимая по численности второе место. Кроме того, значительное количество татар живет в странах СНГ: в Казахстане - 327,9 тыс.чел., Узбекистане - 467,8 тыс.чел., Таджикистане - 72,2 тыс.чел., Киргизии - 70,5 тыс.чел., Туркмении - 39,2 тыс.чел. Азербайджане - 28 тыс.чел., на Украине - 86,9 тыс. чел., в странах Балтии (Литве, Латвии и Эстонии) около 14 тыс.чел. Имеется также значительная диаспора во всем остальном мире (Финляндия, Турция, США, Китай, Германия, Австралия и др.). Ввиду того, что отдельного учета количества татар в других странах никогда не велось, трудно определить общую численность татарского населения за рубежом (по разным подсчетам от 100 до 200 тыс. чел.)7.

     В составе татар Поволжского региона выделяются две крупные этнические группы (субэтносы): казанские татары и мишари.

     Промежуточную группу между казанскими татарами и  мишарями составляют касимовские татары (район их формирования г.Касимов  Рязанской области и его окрестности). Этноконфессиональную общность представляют из себя крещеные татары-кряшены. В силу территориальной разобщенности и под влиянием соседних народов в составе каждой из этих групп в свою очередь сформировались этнографические группы, имеющие некоторые особенности в языке, культуре и быту. Так, в составе казанских татар исследователи выделяют нукратскую (чепецкую), пермскую, этносо-словную группу тептярей и др. Локальные особенности имеются и у кряшен (нагайбаки, молькеевцы, елабужские, чистопольские и др.). Мишари делятся на две основные группы - северную, сергачскую, по языку "цокающую" и южную, темниковскую, по языку "чокающую"8.

     Кроме того, в результате неоднократных  переселений среди мишарей также  образовалось несколько территориальных подгрупп: правобережная, левобережная или заволжская, приуральская.

     Этноним татары является общенациональным, а  также основным самоназванием всех групп, образующих нацию. В прошлом  у татар имелись и другие локальные  этнонимы - моселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагаибэк, кэчим и др. В условиях формирования нации (втор. пол. XIX в.) начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Происходящие в народной среде объективные процессы были осознаны национальной интеллигенцией, которая и способствовала отказу от локальных самоназваний во имя обретения одного общего этнонима. При этом был выбран наиболее распространенный и объединяющий все группы татар этноним. Ко времени переписи 1926 г. большинство татар считало себя татарами.

     Этническая  история поволжских татар еще полностью не выяснена. Формирование их основных групп - мишарей, касимовских и казанских татар, имело свои особенности. Ранние этапы этногенеза казанских татар обычно связывают с волжскими булгарами, этнический состав которых был неоднородным, и разные их группы прошли длительный путь развития. Кроме тюркского племени, собственно булгар, известны такие племена как берсилы, эсегелы, савиры (сувары) и др. Истоки некоторых из этих племен уходят в гуннскую среду, позже упоминаются среди хазар. Существенную роль в формировании булгар сыграли финно-угорские группы. В составе Волжско - Камской Булгарии) из многих племен и постплеменных формирований складывалась булгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации9.

     Устоявшиеся в течение VIII - начала XIII в. этнические связи нарушаются в 1236 г. монгольским  нашествием. Завоевателями были разрушены  города и села, особенно расположенные  в центре страны. Часть булгар переселяется на север (в районы Предкамья) и на запад (в Предволжье). В результате этих миграций северная граница расселения волжских булгар отодвигается до бассейна р.Ашит. Отдельные небольшие группы булгар проникли до р.Чепцы, заложив тем самым этническую основу чепецких или нукратских татар.

     После монгольского завоевания Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. Золотоордынский  период в этнической истории булгар и их потомков, в том числе поволжских татар, характерен усилением контактов  с тюркоязычным миром. Эпиграфические памятники XIII-XIV вв. свидетельствуют о том, что определенные изменения в направлении усиления элементов кыпчакского языка, характерного для населения Золотой Орды, испытал язык булгар. Объясняется это не только взаимодействием культур, но и процессом консолидации кыпчакских и других тюркоязычных племен. Начиная со второй половины XIV в., особенно после нового разгрома Булгарии Тимуром (1361), происходит массовая миграция булгар из Закамья в Предкамье (в район современной Казани). В середине XV в. здесь образовалось феодальное государство - Казанское ханство. Русские летописи называют его население новыми булгарами или булгарами, глаголемые казанцами, позже казанскими татарами. На этническое развитие булгар в этом районе наложило отпечаток близкое соседство с финно-угорским населением10.

     Этническое  формирование мишарей происходило  в Окско-Сурском междуречье в  результате сложного смешения тюркских, тюркизированных угорских и финских  групп населения в эпоху Волжской Булгарии и Золотой Орды. Во время  распада Золотой Орды оказались на территории золотоордынского князя Бехана, позже Наровчатовского княжества. Эта территория рано вошла в сферу экономического и политического влияния Московского государства11.

     Формирование  касимовских татар как самостоятельной  группы происходило в рамках Касимовского ханства (1452-1681 гг.), являвшегося буферным княжеством между Москвой и Казанью, полностью зависимым от Русского государства. Население уже в XV в. было этнически неоднородным и состояло из пришлого золотоордынского населения (господствующий слой), мишарей, мордвы, чуть позже русских, оказавших определенное воздействие на их культуру12.

     С середины XVI в. этническая история татар определялась многообразными связями с этническими процессами, протекающими в рамках Российского многонационального государства, в состав которого после разгрома и захвата Казани с 1552 г. были включены и казанские татары13.

     Этнические  территории татар в средневековье  занимали обширную зону: Крым, Нижнее и  Среднее Поволжье (с частью Приуралья), Западную Сибирь. Практически в этом же ареале татары жили в XVI - нач. XX вв. Однако, в этот период среди татар наблюдались и интенсивные миграционные процессы. Особенно интенсивными они были среди волго-уральских татар. Активное переселение татар из Среднего Поволжья в Приуралье началось после ликвидации Казанского ханства, хотя в некоторых районах Приуралья татары и их предки жили и раньше. Пик же переселения татар в Приуралье пришелся на первую половину XVIII в. Его причины связаны с усилением социально-экономического гнета, жестокими преследованиями на религиозной почве с насильственной христианизацией и т.д. Благодаря этому численность татар в Приуралье в середине XVIII в. составила 1/3 татар Урало-Поволжского региона14.

     В пореформенный период татары-переселенцы из Среднего Поволжья и Приуралья через северный и северо-восточный Казахстан продвинулись в Западную Сибирь и Среднюю Азию. Другим направлением миграций татар из рассматриваемой зоны было переселение в промышленные районы Европейской части России и в Закавказье. Волго-Уральские татары в XVIII - нач. XX вв. стали заметной частью татарского населения Астраханского края и Западной Сибири. В Астраханском крае их доля в конце XVIII в. составила 13,2%, в 30-х гг. XIX в. -17,4%, а в начале XX в. - превысила 1/3 общей численности татарского населения Нижнего Поволжья. В Западной Сибири наблюдалась аналогичная картина: к концу XIX в. татары-переселенцы составили 17% всех татар Западной Сибири15.

     Исторически все группы татар имели заметный слой городских жителей особенно в период существования самостоятельных ханств. Однако после присоединения Казанского, Астраханского и Сибирского ханств к Московскому государству, городская прослойка татар резко сократилась.

     В итоге социально-экономических преобразований XVIII-XIX вв. урбанизационные процессы среди татар начали развиваться довольно интенсивно. Тем не менее, урбанизированность оставалась довольно низкой - 4,9% от общей численности волго - уральских татар на нач. XX в. Большая часть татар-горожан проживала в крупных городах региона - в Казани, Уфе, Оренбурге, Самаре, Симбирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Костроме, Пензе, Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Троицке и др. Кроме того, выходцы из Среднего Поволжья и Приуралья проживали в ряде городов Европейской части России (Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и др.), Закавказья (в Баку), Средней Азии и Западной Сибири. Весьма значительные изменения в размещении татарского населения произошли в XX в. В результате урбанизационных процессов особенно интенсивно проходивших в период 1950-1960-х годов, более половины татарского населения страны стали городскими жителями. В 1979-09 гг. доля татар-горожан выросла с 63 до 69%. Сейчас татары являются одним из самых урбанизированных народов бывшего Советского Союза16.

 

      2.Татары  Саратовской области

     Название города Саратов происходит от татарских  слов "Сары тау" -"желтая, золотая  гора". Официально в 2006 году городу Саратову исполнилось 440 лет, но татарская общественность на следующий год решила отпраздновать свою дату рождения города -750 лет. В 1253 году, по словам историка Фарида Рашитова, Бату-хан основал город Укек, развалины которого сохранились на южных окраинах Саратова. Вокруг этого города располагалось около 30 селений. После распада Золотой Орды отсюда начался отток тюркского населения. Далее о татарах в Саратовской области упоминают только в конце XVII века в связи с созданием засечной линии Сызрань - Кузнецк. Для ее охраны были призваны служилые татары из Курмыша, Симбирска, Алатыря, Свияжска, Казани. С конца XVIII века, когда Саратов стал центром провинции, а затем и губернии, в городе появились татарские купцы, перегонщики скота в Москву. Тогда татарам нельзя было селиться в самом городе, и они обживали западную окраину, вдоль городского вала17.

     Настоящая татарская  слобода Саратова, расположенная  на Валовой и Татарской улицах, появилась в XIX веке, там же была сооружена  первая мечеть в 1844 году.

     По данным перелиси 1897 года в Саратовской губернии проживали 94 тысячи татар. А в самом Саратове в это время было только 1700. Их численность резко увеличилась в 20 - 30-х годах прошлого столетия, когда жители сельских районов двинулись в город на заработки. В 1989 году число татар в области составляло 62570 (или 5,5 - 6 процентов от всего населения и 20 - от всех мусульман области). Резкое сокращение объясняется тем, что два северных уезда губернии - Кузнецкий и Сердобский, плотно населенные татарами, перешли в Пензенскую область. По прогнозам администрации после прошедшей переписи число татар в области должно вырасти до 70 тысяч. Полушутя саратовские татары объясняют свое увеличение тем, что они сами перестали стесняться быть татарами. Среди наиболее известных представителей саратовских татар: ахун Саратовской губернии Атаулла Баязитов, издатель первой татарской газеты "Hyp", династия имамов Янгаличеевы, физик Исхак Мустафин, доцент Саратовского пединститута Мавия Зайнетдинов, композитор Евгений (Адельша) Бикташев, председатель передового колхоза Игорь (Ильгиз) Кудашев, профессора Амировы - Ринат и Надира18.

Информация о работе Татары Поволжья