Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 10:09, контрольная работа
Татарский народный орнамент в вышивке представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Орнамент татарского народа складывался в результате длительного процесса его исторического развития и широкого взаимообщения с соседними и дальними народами.
Введение..........................................................................................................3
Орнамент - своеобразный почерк народа...............................................5
Виды орнаментов татарской вышивки...................................................8
Заключение..............................................................................................12
Список использованной литературы.....................................................14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Татарский язык»
на тему:‹‹ Татар орнаменты››
Альметьевск 2014
Содержание
Введение......................
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
Введение
Татарский народный орнамент в вышивке представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Орнамент татарского народа складывался в результате длительного процесса его исторического развития и широкого взаимообщения с соседними и дальними народами. Сложные условия этнического формирования народа обусловили общность многих видов его искусства с искусством соседних народов, а также с искусством народов Востока. Каждая эпоха в жизни народа накладывала определенный отпечаток на его изобразительное искусство, орнамент, его стиль.
Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. Наряду с художественно-этническими сторонами в орнаменте довольно ярко проявляются особенности быта, хозяйственной деятельности и идеологии народа, та историческая среда, которая в различные эпохи вносила в него различные напластования. По своему характеру татарский орнамент глубоко связан с древней земледельческой культурой. Начало, которой было положено еще задолго до образования Волжской Булгарии. Однако в отдельных его проявлениях ощущаются и весьма древние корни, уходящие к отдаленной скотоводческой культуре кочевых предков казанских татар.
В современных условиях, девушки мало занимаются декоративным творчеством. У молодого поколения возникают другие интересы, но всегда нужно помнить об истории не только своего народа, но и тех, кто живет рядом с нами, истории, которая базируется на глубокой взаимосвязи с природой и бытом народа.
Задачей данной работы является изучение литературы по татарскому народному орнаменту в вышивке.
1. Орнамент - своеобразный почерк народа
Вышивка
- один из древнейших и популярных видов
женского изобразительного искусства.
По мнению профессора Н.Воробьева, этот
вид искусства был связан с затворничеством
женщин, которые редко выходили из дому
и свой досуг использовали для рукоделия.
Вышивать умели молодые и старые женщины
всех социальных прослоек города и деревни.
Мастерицы долгими зимними вечерами создавали
нарядные и жизнерадостные узоры с применением
разнообразных мотивов и цветочных сочетаний.
В отличие от русских, украинцев, мари
и других народов татары не применяли
вышивку в одежде, но украшали предметы
бытового назначения: полотенца, салфетки,
скатерти, покрывала и оконные занавески,
намазлыки. Расшивалась и обувь – сапожки,
туфли, а также головные уборы – калфаки,
калфачки, эрпеки, тюбитейки. Для изготовления
мужских и женских головных уборов использовался
вельвет и бархат. В украшениях головных
уборов применялся цветной и белый бисер,
а также поддельный жемчуг. Расшивка бисером
и поддельным жемчугом велась как по контуру,
так и в заполнении узоров. Наиболее богато
расшитые калфаки, тюбитейки украшались
витыми металлическими спиралями, золотой
бахрамой, кистями, блестками. Узоры, используемые
в тамбурной и золотошвейной вышивках,
отличаются большим разнообразием мотивов
и обилием их вариаций. Узоры имеют четкость
и контурность. Тамбурные узоры в вышивках
татар оказали значительное влияние на
орнамент башкир, чувашей, удмуртов и узбеков.
В женских платьях иногда расшивались
оборки. Большая часть этих вещей связана
с оформлением интерьера. Обстановка и
убранство татарского дома имело ряд особенностей.
Дом не принято было делить на комнаты,
а также загружать лишней мебелью, поэтому
появились искусно вышитые занавески
и пологи. Особенно красочным дом становился
во время свадебных торжеств - все украшалось
вышитыми и ткаными изделиями новобрачной.
Этот обычай, демонстрирующий трудолюбие
и мастерство невесты, жив и сейчас в некоторых
сельских местностях.
Вышивка делалась обычно на ярком насыщенном материале - зеленом, желтом, фиолетовом, бордо. Вышивали крученым шелком, позолоченным или посеребряным шнуром, бисером, жемчугом. Большое значение уделялось орнаменту, который состоял из геометрических и растительных мотивов. В композиции цветущего сада, создаваемого мастерицами, можно было узнать красные маки и желтоглазые ромашки, тюльпаны и анютины глазки. Особой красотой славились казанские полотенца, вышитые тамбуром серебряно-золотой нитью по белому шелку.
Широко распространено было также и узорное ткачество, также связанное с бытом и носившее характер домашнего ремесла. Орнамент обнаруживает сходство со среднеазиатскими и азербайджанскими ковровыми изделиями, тогда как цветовая структура не имеет аналогий.
Орнамент вышивок XIX-XX вв. в своей основе состоит из растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Все эти типы орнаментов берут свое начало в культуре отдаленных предков татар. Особенностью древнего орнамента является криволинейная трактовка узоров и мотивов, "исходящая в своей основе из техники аппликации, тамбура, мозаики". Большой удельный вес в татарской вышивке растительного орнамента объясняется древностью и популярностью тамбура. Влияние технического начала на характер орнамента подтверждают счетные и строчевые вышивки, в которых, наоборот, господствует геометрический орнамент, а узоры растительного, зооморфного происхождения сильно геометризованы. В совершенствовании и закреплении цветочно-растительных мотивов в качестве традиционных для татарской народной вышивки сыграли свою роль исторические культурно-экономические взаимосвязи с народами Востока, Передней и Малой Азии. В татарском искусстве XIX-XX вв. растительный орнамент менее всего связан с древней символикой божественных сил природы, а обусловлен чисто художественными задачами отражения, прославления богатства, гармонии и красоты вечно живого растительного мира. Наблюдая природу, вдохновляемая ею, мастерица все же довольно редко воспроизводила реальные формы. Хотя, если сравнить вышивку с другими видами татарского народно-прикладного искусства, она выделяется наиболее реалистичной трактовкой цветочно-растительных мотивов. Как ни различны растительные орнаменты в вышивках других поволжских народов, до конца XIX века среди них почти не найти воспроизведений конкретных видов растений, тогда как в татарской это можно порою определить "с ботанической точностью". И тем не менее, растительные узоры и в татарской вышивке, как правило, собирательные образы. Более того, на одной ветке, на одном стебле фантазия художницы объединяет совершенно различные цветы, плоды и листья. Но самое условное, обобщенное воспроизведение растительных образов, использование форм, которых никогда не знала реальная природа, не мешает впечатлению жизненности вышитых картин цветущих садов, пестрого разнотравья степей, лесов, полей.
2. Виды орнаментов татарской вышивки
Цветочно-растительные мотивы татарских вышивок можно объединить в три группы. По классификации, предложенной Ф. X. Валеевым, это мотивы степного, лугового и садового происхождения. Образы садовых цветов более характерны для вышивок горожанок, тогда как простому крестьянскому быту были более близки не столь яркие, но безмерно дорогие сердцу образы родных лесов, полей, лугов.
В основе почти каждого цветочно-растительного мотива татарской вышивки лежит сочетание криволинейно-геометрических фигур. Так, например, волнообразная линия, обрастая всевозможными веточками, листьями, цветами, отходящими в одну или разные стороны, превращается в популярный мотив "виноградной лозы".
Выделяются мягкие, плавные очертания облаковидных и пальметовидных фигур, восходящих к простейшим парным завиткам, спиралям. С помощью розеточных форм создаются изображения как условных, так и конкретных бутонов, цветов - чаще многолепестковых садового происхождения.
Геометрическому орнаменту в вышивке в большинстве случаев отводится вспомогательная роль. Так, мотивы меандра, спирали, скобы, набегающей волны, жгута, плетенки, веревочки и др. используются в композициях каём и бордюров. Сложные геометрические формы - розетки с фестончатыми краями, сердцеобразный мотив и т. д. выступают обрамлением ведущих цветочно-растительных мотивов.
В более чистом виде геометрические мотивы встречаются в счетных вышивках. Например, геометрический орнамент на концах полотенец, выполненных цветной перевитью, это в основном образованные различными комбинациями прямых и ломаных линий решетки из зигзагов, треугольников, квадратов, ромбов. На начелышах "сүрәкә" в полосе бордюра нитями прикрепа создаются легкие орнаментальные ленты: ритмичным повтором двух-трех перекрещивающихся зигзагов или чередованием мотивов спирали и ромба с продолженными сторонами. Для вышивки поверх золотного фона начелышей, типичны шестигранная розетка, восьмиконечная звезда, ступенчатый треугольник, квадрат или ромб с различной внутренней разработкой, Х-образная фигура. На свадебных платках "түгәрәк яулык" геометрический орнамент представлен мотивами ромба, квадрата, розетки, углов и т. д. Для этих платков характерен и геометризованный орнамент.
Из линейных геометрических мотивов наиболее распространены и традиционно применялись следующие: мотив волны, набегающей волны, мотив жгута, фестончатообразный, спирали, реже встречаются зигзагообразные, мотив веревочки, плетенки, и меандра получивший в орнаменте вышивки широкое распространение.
Зооморфные мотивы - характерные для декоративно-прикладного искусства русских и финно-угорских народов, в татарских вышивках встречаются очень редко. Одна из причин этого - запреты мусульманской религии на изображение живых существ. От этого идет и некоторая односторонность развития орнаментального искусства татар. Однако "табу" на изображение живых существ вызвало к жизни множество вариантов, не запрещенных религией типов орнамента. И все же, несмотря на самые жесткие каноны, диктуемые религией, творчество отдельных народных мастеров воспроизводило и живые образы, населяющие окружающий мир, находилось место и для изображения сказочных, фантастических героев. Однако установить в узорах вышивок XIX века изображения птиц, бабочек, коней представляет немалую трудность - настолько стилизованы они, переработаны в духе растительного орнамента. Более реалистично зооморфные мотивы трактуются в золотошвейной глади. Дополнительную трудность в обнаружении зооморфных мотивов представляет многоцветность тамбура. Поэтому в вышивке со сплошным полихромным заполнением труднее прочитать зооморфное начало, чем в вышивке, где тамбур прорисовывает лишь контурные линии.
В вышитых узорах полотенца встречается такая деталь, как мотив дерева-цветка, разделяющего коней одной пары. Этот мотив не что иное, как изобразительный след двух широко распространенных в язычестве культов: земли-матери и деревьев. Еще со времен матриархата плодородящая сила земли олицетворялась в образе женского божества и столь же древним является ее символическое изображение в виде различных форм растительности. Так же изображалось и священное древо жизни, источник жизненной силы, символ плодородия, вместилище души предков. Мотив древа-цветка в полотенце является стержнем трехчастной композиции, сюжетный смысл которой некогда мог означать сцену поклонения симметрично стоящих всадников женскому божеству, или древу.
В вышитом узоре на концах свадебных наголенников тамбур не только обводит контуры мотивов, но и участвует в заполнении его элементов. Нижние детали своеобразного букета из листьев различных форм и размеров заполнены ковровым швом, а верхние - зигзагообразной сеткой тамбура. Если в полотенце отражались графически-лаконичные линии, вызвавшие ассоциацию с образом коней, то в других изделиях замечаем, что "букет-куст" напоминает гигантскую бабочку, с раскинутыми в полете крыльями, а трилистник, завершающий верх букета,- не что иное, как двуглавая птица. Это свойственное народному искусству упрощение и обобщение изображения, в конечном счете, рождало новый самостоятельный условный орнаментальный знак.
Значительное место в декоративном искусстве татар занимала графика. Буквами арабского алфавита, выполненными сложной вязью, украшались заставки и концовки книг, оформлялись шамаили для интерьера жилищ. Незначительное отражение эта традиция нашла и в вышивке. Так, некоторые вышивки прошлого столетия сопровождаются текстом - изречениями, посвящениями, добрыми пожеланиями, вышитыми арабской вязью.