Орнамент барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:04, реферат

Краткое описание

Барокко - художественный стиль, зародившийся в Италии и распространившийся в другие страны Европы с конца XVI до середины XVIII в. Название стиля происходит от португальского - "жемчужина неправильной формы"; в значении "причудливый", "странный", "изменчивый" это слово вошло в европейские языки. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. Основные черты барокко - парадность, торжественность, динамичность.

Файлы: 1 файл

барокко.doc

— 1.34 Мб (Скачать)
 
 
 
 
 

Реферат на тему

«Орнамент Барокко»

Подготовила Караченцева Дарья                                             группа ДГ-101

 
 

            Барокко - художественный стиль, зародившийся в Италии и распространившийся в другие страны Европы с конца XVI до середины XVIII в. Название стиля происходит от португальского - "жемчужина неправильной формы"; в значении "причудливый", "странный", "изменчивый" это слово вошло в европейские языки. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. Основные черты барокко - парадность, торжественность, динамичность.  
Ему также свойственны смелые контрасты масштабов, цвета, света и тени, совмещение реальности и фантазии. Для барокко характерно слияние различных искусств в едином ансамбле, взаимопроникновение архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. В орнаментах барокко используются ренессансные элементы - раковины, листья аканта, гирлянды, маскароны, но более сложные и экспрессивные.

    Стиль барокко  выражал идеи безграничности и многообразия мира, его изменчивости. Человек в искусстве барокко воспринимался как сложная личность, переживающая драматические конфликты. Все необычное, загадочное казалось красивым, привлекательным, а ясное и правильное - скучным и унылым. Особенность барокко - более эмоциональный контакт со зрителем, чем в предыдущую эпоху.

    В изобразительном  искусстве преобладали монументальные декоративные композиции на религиозные  или мифологические темы, парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. В скульптуре утвердились точность передачи портретных черт персонажа и в то же время некоторая его идеализация. Барочное произведение предполагало несколько точек зрения.

    В своих  крайних проявлениях барокко  приходит к мистике, драматическому напряжению, экспрессии форм. События возвеличиваются, художники предпочитают прославлять подвиги или изображать сцены мучений.

     Церковь стремилась использовать искусство в своих  целях: внушить народу благоговение перед властью, поразить или ослепить своим великолепием, увлечь примерами подвигов и мученичеств святых. Этим объясняется тяготение мастеров барокко к грандиозным размерам, сложным формам, пафосу, повышенной эмоциональности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 

     Орнамент барокко порывал со спокойной гармонией орнаментального искусства эпохи Возрождения. Выражение покоя и равновесия постепенно начало уступать место новому пониманию красоты. Исчезает слепое подражание античному декору. Тяжеловесные и массивные элементы делаются более округлыми, более торжественными. В начальный период наиболее распространенным был мотив маски, иногда смеющейся, который сменил мотив солнца.

    У барочного  орнамента очень много общего с позднеренессансным. Важную роль по-прежнему играет мотив аканфового завитка, часто переходящего в картуш, как связующий элемент большинства композиций. Этот мотив имеет чрезвычайно активный, «буйный» характер, наливаясь сочными тяжелыми плодами. Среди этих завитков активно действуют персонажи, доставшиеся орнаменту «в наследство» от Ренессанса, но теперь они поражают ошеломляющей реалистичностью. Важным моментом орнамента барокко, также доставшимся ему в наследие от предшествующего стиля, является и чрезмерная «неправильность», живописность трактовки.     Аллегория по-прежнему является языком этого орнамента, но в нем появилось гораздо более осмысленное, логичное сюжетное действо.

      
 
 
 
 

    Прямые  линии в орнаменте постепенно вытесняются изогнутыми. Вместо спокойствия  – эмоциональный порыв, вместо ясности  и лаконичности – сложность, многообразие и пышная декоративность; при этом все еще сохраняются организующий центр декоративной композиции, симметрия. 
Орнамент барокко отличается разнообразием и выразительностью. Он сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства, охотно использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; широко применяется античный мотив акантового листа. В соединении с самым прихотливыми и неожиданными завитками орнамент из аканта используется почти всеми видами прикладного искусства.

      
 
 
 

    Орнамент  второй половины XVII в. (позднее барокко) строго симметричен, для него характерно подражание архитектурным деталям: колонны, разорванные фронтоны, баллюстрады, консоли. Декор этого периода богат, несколько грузен и величествен. Кроме классических акантов и трофеев орнамент изобилует волютами, картушами, раковинами, жертвенниками, торшерами, драконами, кариатидами и вазами с цветами. В этот период еще больше возрастает роль декоратора. Ряд художников продолжают начинание Жака Андруэ Дюсеро. 
Постепенно характерной особенностью декора становится прием сочетания прямых и округлых линий, который получил развитие к концу XVII в. В это же время появляются и другие новые мотивы: ромбовидная сетка, украшенная мелкими розетками, именуемая трельяжем, и орнамент, имитирующий в резанной зубцами, и украшенный кистями занавес - ламбрекен. Орнаментальные композиции художника – гравера Жана Берена (1679-1700) находят повсеместное применение во многих видах прикладного искусства. Берен во многом опирается на орнаментику Французского Возрождения. Доминирующую роль в его орнаментальных композициях играют гротески. Для его орнаментов характерны
материальность и скульптурная осязаемость, что придает композициям некоторую тяжеловесность и ритмическую устойчивость. Жан Берен развивает дальше определившийся во французском декоративном искусстве тип композиции с центральной фигурой в орнаментальном обрамлении. Чаще всего это фигура божества или мифологического персонажа: Аполлон, Венера, Диана, Флора, Вакх. Она несет на себе основную смысловую нагрузку и определяет выбор остальных элементов декора композиции. Целый ряд мотивов, сложившихся в творчестве Берена, становятся определяющими в орнаментике последующего периода. К их числу относятся завитки, соединенные короткими прямыми полосами, тонкие спирали, переходящие в акант, плоский ленточный орнамент – все то, что дает возможность отличить французские гротески от итальянских и фламандских с характерными для них масками, гермами, канделяброобразными формами. 
Творчество Берена было выражением стиля этого времени и сыграло важную роль для его последующего развития. Многоярусные портики и гирлянды, корзины и арабески, рога изобилия и музыкальные инструменты – все это заключено в пышные обрамления, симметрично. В утонченности же и легкости композиции намечаются черты нового декора XVIII в.  
 

     Орнамент стиля  барокко нашел широкое применение в разных странах Европы, приобрел под влиянием национальных традиций каждой из них свои особые черты. Прихотливый узор из самых различных плодов и листьев, переданных с удивительной выразительностью, встречается в московских церквах конца XVII в. Он покрывает необыкновенной красоты золоченные иконостасы. Этот сложный резной орнамент назывался «Флермская резьба», выполнялся специальными мастерами Оружейной палаты. В нем нашли место сложные переплетения причудливо разорванных картушей, с характерными валиками по краям завитков и рядами выпуклых перлов. Эти мотивы проникли в Москву через Украину и Польшу, где был распространен барочный орнамент. В России орнамент в стиле барокко также широко использовался при оформлении интерьеров дворцов, созданных Ф.- Б. Растрелли в Петербурге, Царском Селе, Петергофе. Общее свойство интерьеров Растрелли – их светский, увеселительный, праздничный облик. В них всюду – изобилие цвета, лепнины, узора. В декоративном убранстве интерьеров мастер чаще всего использует мотивы раковины, растительные завитки, картуши, купидонов. В руках русских резчиков даже вычурные завитки орнаментальных форм в стиле барокко по-своему размашисты и легки, полны особой жизнеутверждающей силы. Орнамент русского барокко – гордость отечественной архитектуры, он достойно обогатил мировые достижения орнаментики. 

      
 

     В прикладном искусстве России начала XVII столетия декор еще сохраняет свою четкость и ясность рисунка. В дальнейшем все больше нарастает стремление к декоративному заполнению пространства, к «узорчатости», не оставляющей ни малейшего места, лишенного узоров. 
К концу XVII в. растительный орнамент постепенно начинает терять условный характер. Вместо вытянутых по прямой линии или завитых крутыми спиралями стеблей изображаются растения в более естественных и близких к природе положениях. Среди растительного орнамента появляются фигуры животных и птиц. На серебряных изделиях изображаются сивиллы, библейские сцены, сказочные существа (русалки, единороги, сирены). К концу столетия и в первые годы XVIII века все чаще в орнаменте встречаются плоды и ягоды, пышные связки и целые гирлянды плодов и цветов, подвешенных на лентах, продетых в кольца. Мастера проявляют все больший интерес к литературным произведениям, гравюрам, лубочным картинкам. Многочисленные сцены, преимущественно навеянные гравюрами из «Лицевой Библии» Пискатора (Голландия), заключатся в красивые рамки из цветов, листьев и завитков в стиле западного барокко, воспринятого Россией с Украины. 

    

       В XVII веке в русском золотом и серебряном деле намечается многое из того, что получило в XVIII столетии широкое развитие – стремление передать пластически объемные формы, наблюдение природы и в связи с этим реалистическое изображение растений, животных и людей, переход от линейных, контурных изображений к передаче светотени и пространства, от религиозной тематики – к светской. 
В XVII веке в русский орнамент сохраняет национальные особенности и в основном развивается теми же путями, что и орнаментация стран Западной Европы, среди которых ведущее место в прикладном искусстве занимает Франция.


Информация о работе Орнамент барокко